Первый проректор Республиканского института профессионального образования Эдуард Калицкий уверен, что международный конкурс демонстрирует все достоинства и недостатки, существующие в отрасли:
– Чтобы повысить качество профтехобразования, мы пошли по пути создания крупных ресурсных центров и ведущих учреждений образования. Их оснащают современным оборудованием, преподаватели проходят стажировку на фирмах-изготовителях. В планах – создать 18 флагманов по различным направлениям, на базе центров будут изучаться новые технологии и модификации техники.
В нынешних условиях мало быть хорошим специалистом в какой-либо одной области, нужно обладать комплексом дополнительных знаний. Классический пример – мехатроника, объединяющая шесть технических сфер: механику, электротехнику, электрику, программирование, гидравлику, пневматику.
Эксперты сошлись во мнении, что подготовить грамотного работника в отрыве от производства учебное заведение не в силах. К образовательному процессу нужно подключать заказчиков кадров. Директор Борисовского государственного колледжа Лилия Чеча сетует, что не все предприятия охотно идут навстречу:
– Есть проблема с прохождением практики. Случаи, когда ребят вовлекают в производственный процесс, – единичные. Чаще всего их даже не рассматривают как будущих работников. Предприятие тоже должно нести ответственность за подготовку учащихся. Сейчас оно лишь контролирует технику безопасности, организацию труда, выставляет оценку и дает характеристику. А вот основная ответственность лежит на плечах руководителя стажировки в учреждении образования.
В этой связи Эдуард Калицкий предлагает перенять некоторые элементы немецкой дуальной системы обучения:
– В Германии учащийся поступает не в учреждение образования, а зачисляется в число сотрудников определенного предприятия. Три-четыре дня в неделю он обучается на производстве и еще один-два дня – в колледже. Какие-то из их идей можно перенять, но переносить всю систему, конечно, не целесообразно. В ней много недостатков: она не дает возможности поступать в высшее учебное заведение и не обеспечивает должного уровня теоретической подготовки.