Люди Сморгонщины: Пётр Девятень. 21.by

Люди Сморгонщины: Пётр Девятень

20.09.2018 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

К 100-летию уголовного розыска

Петр Девятень.jpg

Ветеран органов МВД Петр ДЕВЯТЕНЬ беседует в музее РОВД со старшим инспектором группы кадров Владимиром ГРИШКЕВИЧЕМ.


Бывая в Сморгонском РОВД, Пётр Девятень заходит в том числе и в отделение уголовного розыска. Вот и перед нашей встречей в районном отделе милиции он успел побеседовать с начальником этого подразделения Алексеем Шатохиным, отметил про себя, что интерьер кабинета почти не изменился. Может быть, он только по-современному обустроен, а на стене больше грамот и благодарностей за службу.

На службу в Сморгонский районный отдел милиции Пётр Девятень пришел в далеком 1984 году после окончания Минской средней специальной школы милиции. Его назначили на должность инспектора уголовного розыска. Тогда в отделении были только три сотрудника. Начальник Зенон Страх, старший оперуполномоченный Леонид Семенченя, который и вводил в курс дела молодого сотрудника, знакомил его с обстановкой, помогал в рассмотрении служебных вопросов.

Пётр Иванович вспоминает, что из технических средств в отделении уголовного розыска были только телефон и один на троих мотоцикл с коляской. В ОБХСС тоже был мотоцикл. У начальника отделения ГАИ – автомобиль. ГАЗ-69 и “Жигули” – у начальника РОВД. На одном из этих транспортных средств по служебным делам ездил начальник криминальной милиции. В райотделе был еще автозак на базе ГАЗ-51. Его называли “воронком”.

Через три года службы в милиции старшего лейтенанта Петра Девятня назначили начальником отделения уголовного розыска. Тогда же в подразделении ввели еще одну штатную единицу – милиционера-кинолога. И очень кстати, потому что преступники с мест краж и разбойных нападений не уходили пешком, уезжали на велосипедах или гужевых повозках. И чтобы их найти, сотрудники милиции пускали по следу служебно-розыскную собаку.

“Самым крупным преступлением в то время было хищение государственного имущества с проникновением на объекты. Немало было случаев краж из сельских магазинов. Поскольку сотрудников милиции не хватало, то приходилось каждый день входить в состав оперативной группы, - говорит Пётр Девятень. – Тогда не было такого понятия, как следственно-оперативная группа. Если совершалось нетяжкое преступление, из РОВД звонили участковому инспектору милиции, на административном участке которого это произошло, и он разбирался”.

Когда после Владимира Хвалько начальником РОВД был назначен Чеслав Казакевич, должность начальника криминальной милиции занял его однофамилец Дмитрий Казакевич. А Пётр Девятень в то время возглавлял уголовный розыск. Он хорошо помнит, как начальник райотдела милиции собирал по тревоге личный состав, несколько сотрудников садились в автозак и ехали к месту кражи. Там проводили подворный обход, что позволяло оперативно обнаружить следы преступления. Тогда не было экспертно-криминалистического отделения, был только один эксперт-криминалист. Он физически не мог выезжать на все преступления, которые совершались в один день.

Разные были ситуации. Однажды в дежурную часть сообщили о краже на хуторе Войстом. Участкового инспектора милиции не удалось найти на административном участке, надо было ехать на место преступления, но возникло затруднение с автотранспортом. Вечерело. И тогда еще лейтенант Петр Девятень пошел на дорогу и с помощью милицейского жезла остановил попутную автомашину, за рулем которой был Иосиф Найдич. С ним и поехал в сторону Войстома.

На хуторе сотрудник уголовного розыска составил протокол осмотра места происшествия, посмотрел за эксперта следы преступления. Одним словом, все, что смог, сделал, опросил людей, и появилась подозреваемая. Ее установить было несложно, поскольку хутор небольшой, всего два дома.

Ночью Пётр Девятень на попутном автотранспорте вернулся в РОВД. На следующий день попросил дежурного, чтобы он нашел участкового инспектора милиции Виктора Третьяка, а сам опять поехал на попутке в Войстом. Женщину привели в сельсовет, где она созналась в совершении кражи, была задержана и доставлена в районный отдел милиции.

В то время, когда Пётр Девятень начинал службу в РОВД, там было немного сотрудников со специальным образованием. За плечами участковых и сержантского состава были обычные школы, училища, техникумы. Опыта эти сотрудники набирались за годы милицейской службы. Потом некоторые из них учились заочно в милицейских заведениях, чтобы подниматься вверх по служебной лестнице.

“В дальнейшем продолжили учебу все сотрудники милиции и заканчивали службу уже в звании майора, - вспоминает Пётр Иванович. - После высшей школы милиции ко мне в отделение пришли два сотрудника – Сергей Каминский, который потом работал в экспертной службе, и Анатолий Ланько. Он прослужил в уголовном розыске до выхода на пенсию. На задержание преступников со мной ходили Владимир Вайдо и Виталий Печников. Когда опытные сотрудники по выслуге лет ушли на заслуженный отдых, на их место пришло молодое поколение”.

После Петра Девятня отделением уголовного розыска руководил Леонард Сорока, продолжительное время – Леонтий Степанчук, потом Иван Рутковский. Все они внесли определенный вклад в работу этого подразделения. И сморгонский уголовный розыск теперь на хорошем счету. Петр Иванович считает, что это самый организованный и боевой отряд милиции, гордится тем, что служил в отделении уголовного розыска Сморгонского РОВД, рад, что теперешние сотрудники этого подразделения не забывают бывших сыщиков, приглашают на торжества по поводу дня службы. А в этом году большой праздник – 100-летие со дня образования уголовного розыска, на который тоже соберутся оперативники разных поколений.

Юрий ЯНУШКЕВИЧ.

Фото автора.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
К 100-летию уголовного розыска
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика