Дать ремня и забрать сладкое. 9 типичных ошибок в воспитании детей
20.10.2019 18:22
—
Новости Общества
|
Воспитание детей — это не математика с доказанными теоремами и точными ответами. Чтобы из ребенка вырос достойный человек, мало действовать по интуиции или воспитывать так, как это делали ваши родители. Позиция «меня били — и ничего, человеком вырос» не работает. Тренды в воспитании меняются, но многие заблуждения все еще живы. Вместе с психологом и семейным терапевтом Ольгой Анушкиной мы прошлись по девяти таким ошибкам. Убеждение № 1: «Ребенка нужно оберегать от любой опасности»— Родители отвечают за безопасность ребенка. Но это не значит, что мы должны ограничивать его свободу передвижения или держать на коротком поводке. Это значит, что мы идем рядом с ним в опасных местах — у водоемов и обрывов, например. Мы объясняем ему, что можно, что нельзя, что будет, если полезть в костер или включить газ. Это наша задача. Маме на детской площадке нужно изучить вместе с ребенком все окрестности этого места и приучить сына или дочь сообщать, куда он или она идет играть. Дети пришли на площадку играть — мы рассказали правила безопасности, и всё. Либо находимся рядом и помогаем, либо стоим в сторонке. В младшем подростковом возрасте ведущая деятельность у ребенка — это общение с друзьями. Такое нужно поощрять. Здесь только нужно знать, с кем и куда идет ребенок. Он должен сообщать родителям информацию. Варианты трекеров на руке я не очень поддерживаю, хотя бывает всякое. Убеждение № 2: «Если дать ребенку слишком много свободы, жди беды. Нужно быть строгими»— Жди беды, когда есть очень строгие родители и много запретов. Запретный плод сладок. Когда ребенок подрастет, первое, что он начнет делать — это то, что ему запрещали. Насчет запретов играть много за компьютером. Есть несколько исследований. В одном определили, что цифровая техника, цифровое пространство и простой серфинг по интернету лишают ребенка возможности формировать причинно-следственные связи. Игра дает сразу результат, готовую картинку, и мозгу не нужно додумывать, как это так получилось. Второе исследование связано с неврологией. 25% школьников в районе 10−11 лет, особенно мальчики, подвержены тикам. Причина в том, что после школы дома они сидят в играх, а это гиперстимуляция головного мозга, он не успевает отдыхать. С этой точки зрения ограничивать время с игрой нужно. Но мы не можем убрать технику и убрать игры, в них много и хорошего. Просто ограничивать, я считаю, нужно. Понятно, что они все равно будут играть. При этом просто забрать технику смысла нет, надо говорить и объяснять. Убеждение № 3: «В качестве наказания ребенку можно дать ремня»— Еще не так давно самым излюбленным методом воспитании у нас был кнут и пряник. Сейчас главный тренд — это не бить ребенка вообще. Но тогда многие родители впадают в ступор, а что делать с непослушными детьми. У нас не сформирована культура говорения, родители оказываются в ситуации, когда они просто попустительствуют. Авторитарный метод уже не работает, а попустительский тоже результатов не приносит. Нужно развивать речевой аппарат, научиться разговаривать с ребенком и все объяснять. Силовые методы воспитания неэффективны. Через какое-то время они приносят противоположный результат. Дети будут делать либо назло, а это портит отношения и подрывает авторитет, либо будут пытаться настоять на своем. Тогда все подростковые кризисы усложнятся. Убеждение № 4: «Если ребенок не слушается, скажу, что он не получит сладкое или телефон»— Это тот же кнут, только мы не бьем ребенка, а отбираем то, что ему нравится. Проблема в том, что сейчас гаджеты — это основное средство общения и игры. Забрать их — это изолировать ребенка, лишить его общения с друзьями. Сладкое — это очень быстрое поступление положительных эмоций для человека. Если регулярно лишать ребенка конфет, то нарушится пищевое поведение. Мы ставим в зависимость плохое/хорошее поведение и мотивирование едой. Потом мотивировать себя сладким станет для ребенка нормой. И если в жизни все хорошо, то человек будет переедать. Убеждение № 5: «Можно просто включить ребенку мультик и пойти по своим делам»— Иногда все родители этим грешат. Это, скорее, про усталость. Современные дети требуют все больше и больше внимания. Большой соблазн подкинуть планшетик или телевизор, чтобы ребенок занялся тем, что ему интересно. Потому что сесть и поговорить с ним или поиграть в развивающую игру — это волевое усилие родителя. И это, к сожалению, реальность и очень распространенная ситуация. Такое поведение вырабатывает у ребенка способность обходиться самостоятельно без помощи взрослого. То есть взрослый нужен лишь как источник ресурса, у которого можно взять денег, а не как человек, с которым можно общаться. Убеждение № 6: «Нужно хвалить ребенка за любую активность, даже незначительную»— Нужен разумный баланс. Если мы хвалим деятельность ребенка, то у него вырабатывается связь «я хороший, когда я что-то делаю». Но ребенок по умолчанию хороший, это отдельная личность. Действия, которые он совершает, — это другое. Если хвалить только за них, не говоря о самом человеке, то в будущем у него будет низкая самооценка и непонимание, какой он. Родители, конечно, хотят быть хорошими и соответствовать тренду, что ребенок — наше все. Они изо всех сил рассказывают, как прекрасно, что ребенок есть, и чуток переигрывают. Здесь важно задать себе вопрос «А есть ли я рядом с ребенком? Или я превратился в обслуживающий персонал?» Иногда это помогает выровнять баланс. Убеждение № 7: «С ребенком нужно быть очень нежным и добрым»— Ребенок, как и любой взрослый, нуждается в поддержке, в нежных словах, в доброте. Но, например, в отношении матери и ребенка есть опасность слияния. Это механизм, когда для женщины есть только жизнь ребенка. Но тут вопрос к маме: где ее собственная жизнь? Она в полном объеме ребенку не нужна. Хочешь, чтобы ребенок был счастливым, — будь сама счастлива. Уважительное отношение ребенка и родителей друг к другу четко определяет границы. То есть когда родители говорят: «Мы решили, что ты поедешь вместе с нами», — не спросив у ребенка его мнение, то тут нет никакого уважения. Это лоббирование своих интересов и подчинение сына или дочери своим интересам. Даже маленькие дети в состоянии говорить: «Я не хочу идти к бабушке на ручки, потому что…». Не хочет — имеет право. Даже если бабушке будет неприятно. Убеждение № 8: «Ребенок должен быть в курсе происходящего в отношениях между родителями»— Если родители не разговаривают или ругаются, дети сами это замечают. Чтобы у них не росла тревога, лучше будет рассказать, что происходит. Признаться, что родители поссорились. Или что мама и папа решили разойтись, но твои отношения с ними сохранятся. Ненормальная позиция — это когда родители используют ребенка в качестве рефери. Ребенок растет в ситуации «все что угодно, только чтобы они не конфликтовали». Невыносимо тащить такой груз. Убеждение № 9: «Родитель всегда прав, и это закон»— Конечно, нет. Родители могут ошибаться, они не знают все. Родители могут вспылить, наорать, а потом извиняться и просить прощения — это нормальная практика. Но у него больше опыта и больший «контейнер переживаний». Он может сказать ребенку: «Извини, я был неправ. Я накосячил, прости». Это помогает ребенку понять, как можно решать похожие ситуации, которые у него тоже будут по жизни. Подростки из-за гормонального взрыва очень эмоциональные. Они говорят такие вещи, из-за которых через пять минут сами плачут. И если родитель дает пример, как это можно разрулить, дети точно так же это будут использовать. Читайте также:Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Классика» воспитания: давать ремня, забирать телефон или наоборот постоянно хвалить. Но это неправильно!
|
|