Главный тренер сборной России Гус Хиддинк до сих пор помнит поражение команды Голландии, которую он тогда возглавлял, от сборной Беларуси 7 июня 1995 года (0:1) в отборочном матче чемпионата Европы-1996.
«Хорошо помню, как нас побили в Минске, — признался Хиддинк, выступая на ХХХ Международном симпозиуме тренеров по футболу в белорусской столице. — Есть пометки в мозгу, которые нанесли ущерб карьере». Специалист напомнил, что поражение от Беларуси могло стоить его сборной места на чемпионате Европы. Голландцам пришлось играть стыковой матч с ирландцами, в котором одержали победу. Судил ту встречу белорусский арбитр Вадим Жук.
Белорусcкие футболисты победили под руководством Сергея Боровского. Тренеры вновь встретились на симпозиуме в Минске. Тепло поздоровавшись, Хиддинк в шутку сказал, что до сих пор «готов убить» своего белорусского коллегу.
Выступивший на симпозиуме главный тренер минского «Динамо» Сергей Гуренко отметил, что тот матч «дал толчок» его футбольной карьере: вскоре игрок гродненского «Немана» перешел в московский «Локомотив». «Тогда мне удалось справиться с одним из лучших голландских игроков Овермарсом, — сказал Гуренко. — В этой победе заслуга тренера. К матчу мы готовились две недели. Каждое движение и перестроение отрабатывали до мелочей».
По мнению Гуса Хиддинка, в отношениях с футболистами тренер «должен быть направляющей и указующей силой, быть авторитарным».
«В нашем мире демократический стиль не работает, — считает голландский специалист. — Игроки должны понимать свои функции в выстраиваемой системе. Нужно действовать менее демократично и более директивно». В то же время, по словам Хиддинка, нельзя быть слишком авторитарным, игнорировать индивидуальные навыки игроков. Он согласился с определением стиля своей работы, которое дал один из специалистов, — «требовательная любовь».
62-летний голландец, ранее работавший в Турции, Испании, Австралии, Южной Корее и Англии с ведущими клубами и национальными сборными, не считает большой проблемой языковой барьер. «Можно найти ассистента, который легко и в полном объеме доводит мои принципы до игроков. А сам я стараюсь побудить футболистов к изучению мировых языков», — отметил Хиддинк.
Специалист, по его словам, не зацикливается на статистических выкладках: «Я не смотрю, сколько пробежал один полузащитник, а сколько другой. Для меня важно, куда он бежал и что делал».
«Приходя в новый клуб или сборную, нужно многое изучить, — отметил Хиддинк. — С одной стороны, есть задачи, которые ставит руководство, а с другой, нужно найти игроков, которые позволят их выполнить в соответствии со взглядами тренера. 20-30-летних футболистов уже трудно научить технике, поэтому я ищу тех, кто более атлетически сложен».
Хиддинку, по его признанию, не нравится слово «патриотизм» применительно к игрокам национальной сборной, лучше — «любовь к стране», «желание играть за свою страну». При этом нужно «создать условия для игроков, чтобы они осознавали свою важность».
Голландец не понимает, что такое усталость в конце сезона: «В наше время должен быть хороший баланс между тренировками, играми и отдыхом».
Тренер настороженно относится к предложениям ввести в штат команды психолога. «Вмешиваясь, он может перетянуть одеяло на себя. Я не хочу сказать, что его совсем нельзя использовать, но нужно приглашать человека, который знает спорт. К услугам психолога в сборных я прибегал нечасто, и все они были в прошлом спортсменами», — подчеркнул Хиддинк.
Многие игроки способны на большее, чем они думают, то же касается и тренеров, сказал специалист. По его словам, такие мероприятия, как симпозиум тренеров, очень интересны. «Я не молодой человек, но хочу узнавать новое в любом возрасте», — сказал Гус Хиддинк.