В спорте все сроки делятся на четыре. От Олимпиады до Олимпиады строятся планы, по ним делают выводы и оценивают происходящее. Но между отмеченными пятью кольцами вехами можно найти еще как минимум четыре промежуточных отрезка, глядя на которые, специалисты и болельщики пытаются предугадать, с каким настроением предстоит встречать спортсменов у трапа. Из Пекина белорусских легкоатлетов встречали овациями и букетами. Год назад восторженные эпитеты сменил скепсис: с чемпионата мира в Берлине команда возвращалась с обидной «баранкой». И, несмотря на слова тренеров о разгрузочном сезоне и необходимости взять паузу перед новым олимпийским циклом, все чаще стали говорить о «кризисе» и деградации. Внести какую–то ясность должен был нынешний сезон. Отдых кончился, впереди Лондон и отговорки не принимаются. Благо необходимости в них пока нет. Стартовав в Дохе тремя наградами зимнего чемпионата мира, легкоатлеты вплотную приблизились к главному старту года. Открытый чемпионат Беларуси, который в ближайшие выходные традиционно будет принимать Гродно, должен определить тех, кому в конце августа предстоит защищать честь страны на чемпионате Европы в Барселоне. Аналогичные командные соревнования, завершившиеся неделю назад в норвежском Бергене, были призваны стать своего рода генеральной репетицией. О том, как прошла «примерка» и какого продолжения стоит ждать в Барселоне и Лондоне, мы попросили рассказать главного тренера сборной Анатолия Бадуева.
— Прежде всего командный чемпионат Европы (как и будущий личный) — это лишь этапы подготовки к Олимпиаде, — говорит Анатолий Иванович. — Поэтому и рассматривать их нужно именно так. Во–вторых, нужно вспомнить предысторию этого турнира, образовавшегося после объединения женского и мужского Кубков Европы. Там, напомним, наша женская команда лишь время от времени пробивалась в суперлигу, мужчины же и вовсе «болтались» между первым и вторым дивизионами. Сейчас все выступают в элитной компании, и если судить по количеству набранных зачетных очков (а в командных соревнованиях это основной показатель), то обе наши команды практически сравнялись.
— Это говорит о росте мужской или ухудшении женской сборной?
— Это говорит о том, что у нас начала образовываться сбалансированная команда. Ведь очень многие из тех, кто поехал в Берген, выступили там на уровне своих личных рекордов.
— Но ведь команда–то поехала не в самом сильном составе...
— Более того, в командном чемпионате Европы не участвовало большинство наших лидеров, от которых мы ждем наград в Барселоне. Хотя сразу оговорюсь, что кто–то из норвежского состава вполне может заявить о себе. Другое дело, что заявлять нужно не сейчас. Если бы мы поставили перед собой цель занять максимально возможное место и собрали всех лучших, мы вполне могли бы переместиться в итоговом протоколе с восьмой на пятую–шестую строчку. Выше —вряд ли. Бороться со странами–гигантами очень сложно, тем более что сейчас в составах многих европейских сборных появилось много легионеров из Африки, Кубы, Аргентины, Бразилии, арабских стран... В их случае это вопрос престижа, наш же результат достигается практически полностью своими силами.
— И как вы оцениваете этот результат?
— Задачу мы выполнили — сохранили место в элите, что позволит в будущем обкатывать спортсменов на самом высоком уровне. То, что мы, вопреки прогнозам, поднялись выше прогнозируемого нам накануне соревнований десятого места, оставив за спиной команды Греции и Испании, многие расценили как сенсацию. Но меня гораздо больше волнует то, что некоторые из наших ребят, выступавших в Бергене, попросту подвели команду. Прыжковые дисциплины, например. Особенно это касается Игоря Алексеева, шестовика: ведь столько шума вокруг него было. Дмитрий Островский в прыжках в длину уже второй год подряд на ответственных стартах выступает откровенно слабо. Копьеметательница Марина Новик, дискоболка Анастасия Каштанова...
— В чем, на ваш взгляд, причина? Ведь Новик метала гораздо дальше, да и Алексеев самому себе в Бергене проиграл сантиметров 30...
— Тренерские ошибки. Ведь это задача наставника — реализовать спортсмена, научить его давать максимум именно тогда, когда это нужно. А пример Новик, уже провалившейся на чемпионате мира в Берлине, показал: стабильности нет. Если бы эти спортсмены, как их товарищи по команде, выступили сейчас хотя бы на уровне собственных рекордов, если бы они боролись, как Талай, Линник, Корейво или Невмержицкая, — общий результат тоже мог быть выше.
— Результаты командного чемпионата Европы повлияют на формирование состава на Барселону?
— Безусловно. Наталья Корейво, например, отлично бежала, финишировала третьей, конечно, это не может остаться незамеченным. Более того, мне кажется, что и в Барселоне она сможет претендовать на самые высокие места. Но окончательный состав мы сможем назвать лишь после грядущего чемпионата страны.
— Участие в нем примут все лидеры?
— Не все, но подавляющее большинство. Юрий Шаюнов, Андрей Михневич, толкательницы ядра, Юлия Нестеренко...
— Запланированные на Барселону 4 — 5 медалей — это реально?
— Почему нет? Другое дело, что спорт непредсказуем. В Берлине мы тоже рассчитывали, что одна медаль у Надежды Остапчук будет, а она травмировалась. Что было дальше, все прекрасно помнят. Но я ни в коем случае не рассматриваю турнир в Барселоне как возможность «реабилитироваться» за неудачный чемпионат мира. Если форсировать подготовку, всеми силами пытаться обелиться в глазах руководства или болельщиков — мы можем через два года потерять гораздо больше. Любой форсаж бесследно не проходит, а у нас не та скамейка запасных, которая могла бы дать лидерам передышку без ущерба для результата.
— Вы сами отметили, что подобные проблемы в других сборных успешно решают за счет варягов...
— Я не считаю, что это тот пример, которому нужно следовать. Можно было бы, конечно, набрать в сборную иностранцев, сделать результат и защитить себя от всяческой критики. Желающих присоединиться к нашей команде, уверен, было бы немало. Но о своем будущем поколении в этом случае можно будет забыть. Поэтому, оставаясь открытыми для единичных спортсменов, по каким–то причинам захотевших выступать за Беларусь, мы и впредь собираемся обходиться своими силами. Конечно, одинаково успешно «закрыть» сразу все виды мы не сможем, но свое, поверьте, возьмем.
Расписание чемпионата Беларуси по легкой атлетике, г. Гродно
Стадион «Неман». Финалы.
26 июня. Суббота.
8.00 — Спортивная ходьба. 20, 50 км (мужчины), 20 км (женщины); 9.00 — 10.000 м. Женщины. 9.40 — 10.000 м. Мужчины. 15.00 — Метание копья. Мужчины. 16.00 — Метание копья. Женщины. 16.00 — Прыжки в высоту. Женщины. 17.00 — Метание молота. Мужчины. 17.00 — Толкание ядра. Мужчины. 17.00 — 100 м. Мужчины. 17.10 — 100 м. Женщины. 17.30 — Прыжки в высоту. Мужчины. 17.30 — 400 м. Мужчины. 17.35 — 400 м. Женщины. 17.55 — 3.000 м с/п. Мужчины. 18.00 — Прыжки в длину. Женщины. 18.15 — 3.000 м с/п. Женщины. 18.30 — Метание молота. Женщины. 18.30 — Толкание ядра. Женщины. 18.35 — 400 м с/б. Женщины. 18.50 — 400 м с/б. Мужчины. 19.15 — Прыжки в длину. Мужчины. 19.20 — 4х100 м. Женщины. 19.35 — 1.500 м. Мужчины. 19.55 — 1.500 м. Женщины. 20.15 — 100 м с/б. Женщины. 20.25 — 110 м с/б. Мужчины.
27 июня. Воскресенье.
9.00 — 5.000 м. Женщины. 9.25 — 5.000 м. Мужчины. 10.00 — Прыжок с шестом. Женщины. 10.20 — 800 м. Мужчины. 10.30 — Тройной прыжок. Мужчины. 10.40 — 800 м. Женщины. 11.10 — 200 м. Женщины. 11.30 — 200 м. Мужчины. 11.30 — Прыжок с шестом. Мужчины. 11.40 — Метание диска. Мужчины. 11.45 — Тройной прыжок. Женщины. 12.20 — 4х400 м. Мужчины. 12.30 — 4х400 м. Женщины.
Четыре четвертиАнатолий Бадуев о сборной по легкой атлетикеВ спорте все сроки делятся на четыре. От Олимпиады до Олимпиады строятся планы, по ним делают выводы и...