Чемпионат мира завершился, слег в архивы — и мы традиционно систематизируем память, раскладываем по полкам все главное и яркое, что случилось в ЮАР этим замечательно праздничным летом…
ФИЕСТА ЧЕМПИОНАТА К титулу чемпионов Европы, с блеском взятому два года назад, сборная Испании в воскресенье добавила главный трофей футбольной современности — мировую корону. Первую в своей длинной истории, и уже поэтому — эпохальную, единственную и неповторимую. Пиренеи второй день стоят на ушах, широко и хмельно празднуя историческое свершение, вспоминая путь “Красной фурии” к сияющим снегам Килиманджаро. На этом пути было полно преград, но в его преодолении не было ничего лишнего. По сетке плей-офф испанцы двигались с упорством и предосторожностью бывалого конкистатора, ювелирно отмеряя ровные шаги, — всякий раз побеждая со счетом 1:0. Аналогичным образом была бита в финале Голландия. На том реконкиста завершилась — началась фиеста.
ОТЕЦ ЧЕМПИОНАТА Когда два года назад Висенте Дель Боске становился у руля испанской сборной, едва ли не главное, что от него требовалось — не навредить, не растерять сказочное наследие, доставшееся от многомудрого Луиса Арагонеса. Он и не навредил, и не растерял — новая метла стала словно продолжением старой. И больше того — с течением времени усатый полководец тонко рихтовал свое войско, лелеял его многочисленные достоинства, строго дозированно впрыскивал в него свежую кровь. Рассматривать в ЮАР плоды его творчества было любо-дорого — испанцы оказались самой совершенной командой чемпионата, они играли в давно заученный и прочно усвоенный футбол. А Дель Боске в Африке был, как тот лермонтовский полковник, — отец солдатам. Его кадровые приоритеты легко угадывались, замены без труда читались — а на скамейке он восседал со спокойствием античного философа. Гениальное просто: главную работу сей седовласый дон сделал заранее. В этом и состоит его мудрость. Недаром Дель Боске, как и Арагонес, выглядит старцем, владеющим тайным знанием. А ведь ему еще нет и шестидесяти…
КОРРИДА ЧЕМПИОНАТА Финальный матч в Йоханнесбурге был ярок, драматичен и жесток — насколько ярким, драматичным и жестоким бывает коррида. Битва — с сонмищем суровых стыков и обильным разноцветьем карточек, эмоции — на разрыв аорты, напряжение — на немыслимом пределе, самоотдача — на грани самопожертвования. И футбол — бойцовский, гусарский, классный, зрелищный, с обоюдными шансами на счастье, которое гуляло по лезвию бритвы. Футбол, достойный финала. Браво, Испания! И браво — Голландия.
ОРАНЖИСТЫ ЧЕМПИОНАТА Можно принять оранжевый цвет лишь за оттенок красного и сказать, что второе место сборной Голландии — очевидная победа. Можно выпятить многочисленные плюсы нидерландской команды, назвать большим умницей Берта ван Марвайка, и волшебником Уэсли Снайдера — и это тоже будет сермяжной правдой. Серебро чемпионата отдано в хорошие руки. Цепкие, хваткие, легко сжимающиеся в пудовые кулаки. В этот раз голландцы не были летучими, зато крепко стояли на ногах. До финала они дошагали, выиграв все (!) без исключение предварительные матчи. Такое не удалось даже испанцам, о которых в овертайме и споткнулась эта светлая “оранжевая” идея. Хотя всяко, конечно, могла лечь карта. Эх, забей Роббен в том кинжальном выходе один на один с вратарем — и по миру растеклось бы не красное, а оранжевое настроение…
СВЕТ ЧЕМПИОНАТА Методом проб и ошибок установлено: южноафриканский мировой форум озарялся Старым Светом. Весь пьедестал — все его ступенечки от золотой до бронзовой — заняли сборные из Европы. Сыскать аргументы для этого факта теперь, задним числом и умом, легко — раз плюнуть. Сильнейшие чемпионаты, большие деньги, лучшая организация всех важных хозяйств, человеческий фактор — ну кому, как не цивилизованным и тверезым европейцам, законодательствовать на показе футбольных мод? Вопрос, конечно, риторический. Только не следует забывать, что еще за пару-тройку туров до развязки в суждениях о планетарных тенденциях преобладали иные мыслишки. Дескать, загнивает либеральный Евросоюз, пора ему, мол, на живодерню — вместе со всем своим выморочным футболом. Ибо идет-грядет на смену игра южно-американских кровей — живая, искренняя, прогрессивная… Так и вправду думалось. Но что сейчас те поспешные умозаключения? Известно что. Бесполезнеж и мудянка, как непременно сказал бы писатель Веня Ерофеев. Нельзя в футболе спешить с выводами.
ПРИЗНАНИЕ ЧЕМПИОНАТА Единственная из южноамериканских сборных, могущая занести чемпионат себе в безусловный актив, — это уругвайцы. Единственный из уругвайцев, окончательно оформившийся в ЮАР в звезду планетарного масштаба, — это нападающий Диего Форлан. Что бы делал без него зажигательный табор Оскара Табареса — бог весть. В свой 31 год форвард-блондин будто заново родился — на южноафриканских травах носился сайгаком, щедро раздавал передачи, классно исполнял “стандарты”… А главное — забил пять голов один другого краше. За все это и признан лучшим футболистом чемпионата.
ДЖАЗ ЧЕМПИОНАТА Еще два года назад — на австрийско-швейцарском EURO — Йоахим Лев вдохнул душу в сборную Германии. И уже тогда это массивное механическое пианино зазвучало на новый лад — более мажорно, заливисто, широко. А главное — в его мелодиях появились импровизации заводного джаза. На этой музыкальной волне немцы тогда взяли серебро. Немудрено, что теперь, в ЮАР, этого джазу они продолжили давать “городу и миру” — в еще больших, чем тогда, дозах. Почему было и не дать: “бундестим” помолодела, “детьми разных народов” сбилась-сболталась в гремучий коктейль — а Лев повзрослел и, кажется, еще больше понял про чувство меры. И теперь Германия с бронзой. Она снова споткнулась о краеугольный испанский камень, который ее юными силами не расшибить. Не расшибить — пока. Джаз — это музыка для тех, кто отлюбил, как утверждал писатель Гришковец. Ничего подобного: джаз в исполнении теперешней “манншафт”, наоборот, будит чувства.
ДОН КИХОТ ЧЕМПИОНАТА При всех очевидных изъянах тренерской методики Диего Марадоны в оценках его пламенной, но бесплодной работы в ЮАР превалирует все-таки не злорадство, а мягкое сочувствие. Не отнять у импозантного наставника сборной Аргентины его великого футбольного прошлого, его безмерного человеческого обаяния, кипучего темперамента, уникальной харизмы. Потому здесь и сейчас не будем лишний раз перемалывать бедовый путь “альбиселесте” в африканский тупик. Лучше обрядим Диего Армандыча в личину Дон Кихота — хитроумного, но чудаковатого, простодушного идальго, атаковавшего ветряные мельницы. Он очень хотел их победить — назло всем критикам и на радость друзьям. Не победил — что естественно. Зато остался в памяти благодарных почитателей наивным рыцарем Печального Образа, неисправимым романтиком, угодившим в плен розовых иллюзий.
НИЗЛОЖЕНИЕ ЧЕМПИОНАТА Ровно четыре года назад футбольный мир окрасился в ультрамариновые цвета сборной Италии — “Скуадра адзурра” выиграла планетарный чемпионат в Германии. Увы: за время, с той поры ушедшее, на Апеннинах сменилось поколение игроков, притупился средиземноморский кураж, выродилась генеральная идея маэстро Марчелло Липпи… Как результат, новый опыт оказался для итальянцев плачевным. С короной, блистательно добытой в 2006-м, они расстались безропотно и понуро. Не показали игры, не одержали ни одной победы, заняли в группе последнее место, пустив поперед себя даже экзотичную Новую Зеландию. Плакали еще потом… Но к чему слезы, если футбол всегда выбраковывает худшее? Это столь же ясно, как и то, что обладателя “Золотого мяча”-2006 Фабио Каннаваро прошедшие годы обратили из глыбы-защитника в дедушку, которому давно пора в парке кормить голубей…
РУМЯНЕЦ ЧЕМПИОНАТА Лучшим молодым игроком чемпионата признан немецкий вингер Томас Мюллер. Признан — на практически безальтернативной основе. Ему же дана и “Золотая бутса” — за пять голов, забитых в шести матчах. Все по трудам и таланту: в мировую элиту метеором ворвался 20-летний парень, который и в отборочном-то цикле не участвовал по молодости своих розовых годов. В “бундестим” он дебютировал уже на подходе к ЧМ — в мартовском спарринге с аргентинцами. Взлет после этого был головокружительным. Йоахим Лев как в воду глядел, взяв в африканскую одиссею этого долговязого, внешне нескладного “юнге”. Ему дали в сборной 13-й номер — тот самый, что прежде носил сам Баллак. Преемственность получилась на славу. Окрыленный доверием, Томас двигал германскую атаку, вдохновлял ее, зарождал и завершал — а порой даже и единолично олицетворял. Его бомбардирские показатели в дебютном чемпионате вполне уникальны: круче с места в карьер брал лишь один неофит — бразилец Пеле полвека назад... …Тук-тук — это в двери мюнхенской “Баварии” стучат гонцы из элитных клубов мира. В свои хлебосольные края талантливого парнишку они зазывают наперебой.
ЗАТМЕНИЕ ЧЕМПИОНАТА Итожа хоть какой-то футбол, да не поругать судей — разве возможно? Эта социальная категория большой игры испокон веку есть объект праведного возмущения и народного негодования. Особенно — ежели дает на то повод. Арбитры на чемпионате мира в ЮАР — повод давали. Как говорится, оптом и в розницу. Но не будем изводить газетную площадь, поминая лихом каждый судейский прокол. Дадим лучше, так сказать, иллюстрацию самого крупного плана. Наибольший резонанс получило ЧП, грянувшее в матче 1/8 финала Германия — Англия. Как было дело — свежо предание. В конце первого тайма британец Фрэнк Лампард бабахнул, как он это умеет. Умеет он хорошо — мяч плюхнулся в перекладину и отскочил вниз. Оземь ударился в полуметре (если не больше) за линией ворот. Рефери только и оставалось, что засчитать взятие ворот. Но уругвайский судья Хорхе Ларрионда не засчитал — гола не увидел ни он, ни его помощник на линии. Скандал был — подслеповатая Фемида не знала, куда деться. Одно хорошо — до такой ручки нужно было дойти, чтобы идея внедрения видеоповторов перестала витать в воздухе и наконец приземлилась в руководящих кабинетах ФИФА.
МЕХАНИК ЧЕМПИОНАТА Не изящным инженером человеческих душ, а закручивающим гайки механиком в пыльной спецовке запомнится по итогам ЧМ-2010 наставник бразильцев Дунга. Теперь уже понятно: он с самого начала выбрал не ту колею — негоже застегивать на все пуговицы кудесников-пентакампеонов, которым издавна приносит победы творческая свобода. Не абсолютная, конечно, — такая подведет под монастырь, как случилось четыре года назад при Карлосе Алберто Паррейре. Но возведенная в культ дисциплина — оборотная сторона той же медали. Для Бразилии это — тоже крайность. Оттого так скрипуче играли Кака и К°, оттого их победы, даже богатые на голы, несли печать неестественности, подделки. Это искусственно — как сказал бы один довлатовский герой. Конечно, искусственно — смикитили ушлые голландцы и побили оловянных бразильцев в четвертьфинале.
ГАЛОЧКА ЧЕМПИОНАТА Чисто символическим — для галочки — получилось участие в чемпионате лучшего футболиста мира. Лионель Месси ехал в Африку ужасным Бармалеем, с которым решительно нет сладу, обладателем “Золотого мяча”, который провел дивный клубный сезон, — он ехал творить историю и вести к вершинам аргентинскую сборную. Но помыслы разбились о реальность жестоко — вдребезги. В кое-как выстроенной игре “альбиселесте” место первой скрипки было где-то сбоку припека. В соответствии с партитурой скрипка и сыграла — Лео очень старался, но так и не забил в ЮАР ни одного гола. Результативной игры молодого форварда не хватило не только аргентинцам, но, пожалуй, и чемпионату в целом.
СИМПАТЯГА ЧЕМПИОНАТА Среди команд заведомо скромных, больших радостей на чемпионате не изведавших, были и такие, за которых глазу легко зацепиться. Например, сборная Новой Зеландии. Она — единственная, ни разу в ЮАР не проигравшая. Что обошлась без побед и не вышла из группы — то ладно. Уникальный ноль в графе поражений по шкале ценностей небольшой островной страны — это, безусловно, маленький, но очень дорогой золотник.
СОЦРЕАЛИЗМ ЧЕМПИОНАТА Сам великий учитель Ким Чен Ир, будь он трижды здоров, напутствовал сборную КНДР на трудовой подвиг во славу прогрессивных идей чучхе. Мудрый футбольный стратег и тактик, он транслировал свое учение из духовных поднебесий с помощью однофамильного медиума-тренера Ким Чжон Хуня. Да не оскудеет рука дающего науку побеждать. Товарищи- бойцы, снаряженные в экспедицию через линию фронта, не подкачали, не ударили в капиталистическую грязь раскосым лицом. Ведомые самозабвенным форвардом Чжоном Тэ Се, они дали решительный отпор классовым врагам. Их футбол подтвердил глубокую истинность метода спортивного соцреализма. Что проиграли все три матча доблестные северокорейцы — это ничего. Ведь противостояли им превосходящие силы противника. Важно другое — мир разглядел чистые души и светлые помыслы этих международных изолянтов. И сам стал чище и добрее, что крайне необходимо в наш жестокий век чистогана.
ТЕНЬ ЧЕМПИОНАТА Не только Месси спрятался в тень от палящего африканского солнца. Роли второго плана влачили и другие звезды, щедро рассыпанные по мировым футбольным небосклонам. Бразилец Кака, англичанин Уэйн Руни, португалец Криштиану Роналду, итальянец Андреа Пирло, испанец Фернандо Торрес. Хотите — продолжайте список, он длинен. У каждой фамилии в нем — своя история, уходящая корнями в травмы, творческий застой, неудобную тренерскую канву. Но факт остается фактом: слишком много знаменитостей сыграли в ЮАР совсем не знаменито.
ДОЛЯ ЧЕМПИОНАТА Уж такая планида выпала лучшему форварду сборной Ганы Азамоа Гьяну, что, терпеливо подбираясь к лаврам, он в один момент угодил в терновый куст. Случилось это на исходе дополнительного времени четвертьфинального матча с уругвайцами. Финишный напор ганцев (единственной, к слову, успешной африканской сборной на чемпионате) внес в прежде гладкий сюжет излом глубокой драмы. В том числе и драмы личной — его, Гьяна. Пенальти за заполошное “рукоприкладство” Луиса Суареса он отправился бить уверенной походкой бывалого бойца — два из трех прежних своих голов в ЮАР сей нападающий провел аккурат с “точки”. Нужно было лишь повторить то, что уже не раз удавалось — и историческая путевка в полуфинал в кармане. Однако троицу футбольные боги в этот раз не возлюбили — сильно пущенный мяч приняла не сетка, а перекладина, отозвавшаяся звоном. Звон это был погребальный — не вынеся стресса тех компенсированных секунд, африканцы расклеились и проиграли серию послематчевых пенальти. Больше и дольше всех тому кручинился Главный Проигравший — Гьян рыдал в телекамеры и остановиться не мог.
РАЗДРАЙ ЧЕМПИОНАТА Как те галльские петухи, перессорились французы в ЮАР этим солнечным летом. Николя Анелька назвал Раймона Доменека чуть ли не земляным червяком. Патрис Эвра едва ли не с кулаками набросился на специалиста по физподготовке. С его же капитанской подачи был писан в памфлетном стиле известный вотум недоверия тренерскому штабу. Когда драка дошла до нужной кондиции, в нее ринулись и руководство федерации, и “трехцветные” парламентарии, и даже тезка Анелька президент Саркози… Ох, не стоило Тьерри Анри в ноябре паршиво играть рукой в стыковом матче с ирландцами. Не было бы тогда ни позорных поражений на чемпионате мира, ни этих склок с торжественным выносом сора из избы, ни полоскания грязного белья на потеху всему спортивному и не только свету. Но уж такова селяви. История Франции не вписывается в спираль эволюции — она скачет галопом от революции к революции. Чего ж от футбола требовать? Он ведь всего лишь слепок с нашей бренной жизни.
ЧУТЬЕ ЧЕМПИОНАТА Теперь об этом страшно и сказать: еще несколько недель назад всерьез обсуждалось предложение выпустить осьминога Пола на волю. Пущай, мол, плавает на лоне девственной природы — аполитично ратовали любители всего живого. Но человеческий разум восторжествовал — сего представителя животного мира таки оставили в океанариуме Оберхаузена. На том железном основании, что на свободе изнеженный Пол не сможет добывать себе пищу. И то правда: в неволе симпатяга-моллюск пропитание добудет завсегда. Ведь у парня поистине звериное чутье. Его рыбой не корми — дай предсказать исход футбольного матча. Харчеваться головоногий Нострадамус непременно лезет в ту стеклянную лохань, где закреплен флаг команды, которая завтра победит. Эдак лазая, оракул о восьми ногах заведомо предугадал весь путь в ЮАР для сборной Германии. В том числе и полуфинальное поражение от испанцев, за которое его, Павлика Морозова, предлагалось пустить на шашлык. Но не тут-то было — впереди оставались еще матчи. Самые важные — за третье место и финал. Их морской прорицатель, сам того не подозревая, тоже раскусил легко и с аппетитом. Как грецкий орех. Ну куда такого на волю?..
ПОДМЕТКИ ЧЕМПИОНАТА Не более чем в подметки героям чемпионата сгодилась звездная сборная Англии. Она ехала в ЮАР возвращать славу британского футбола. А в результате умылась собственными слезами и домой воротилась с изрядно намыленной шеей. Групповой барьер англичане преодолели на бреющем полете, лишь в последнем туре, вися над пропастью, одержав первую победу на чемпионате. Она оказалась и последней — ибо в 1/8 финала “Три льва” получили в хвост и в гриву от импозантных немцев. Так, раздавленные, и умотали из Африки. Унеся с собой тоскливую, бессвязную, тяжелую игру, которую чуткие на суррогат трибуны принялись освистывать со стартового же матча. Не иначе, чего-то недоглядел итальянский алленаторе Фабио Капелло — тренер с могучим интеллектом, эстет, любитель высокого искусства и больших футбольных побед. Чего-то он определенно недоглядел…
ПРОМАХ ЧЕМПИОНАТА Отсчет всем английским бедам положил незадачливый голкипер Роберт Грин. Это он — “ловец воздуха” из лондонского “Вест Хэма” — талантливо подчеркнул застарелые, хронические проблемы британцев во вратарском вопросе. Это он — 30-летний страж с хорошей фактурой — сыграл в ЮАР всего один матч, но вписал свое имя в летопись кривыми буквами. Ведь это он — охранявший последний рубеж в игре с янки — в первом тайме норовил поймать мяч растопыренными пятернями, как горячую картошку. Не поймал — и безобидный в общем-то удар Клинта Демпси оказался голевым. Катившийся несильно и бесхитростно, “Джабулани” скользнул по перчаткам и юркнул в сетку. Больше на поле Грин не выходил. Но по-другому и не скажешь — с этого мистического опыта начался печальный эпикриз английской сборной близ мыса Доброй Надежды.
АККОМПАНЕМЕНТ ЧЕМПИОНАТА Как никто умеющий “мять слово”, наш тонкий Эсквайр-галерочник (в миру Виктор Тумелевич) обозвал этот африканский чемпионат “вувузиалем”. Жемчужина сего новояза вызрела известно в какой раковине — ее выдули многие тысячи глоток из величественных вувузел. “Саўка ды Грышка ладзiлi дуду” — пели по другому поводу мулявинские “Песняры”. Но что белорусский эпос, когда есть южноафриканский. Самобытная, длиннющая, с широким раструбом — эта прежде неведомая “валторна”, способная держать всего одну ноту, стала безусловным аудиосимволом минувшего мирового форума. Что ни матч — ду-ду, что ни гол — ду-ду-ду, что ни победа — ду-у-у-у… Ох… Кто-то такой оголтелой какофонии воинственно раздражался, кто-то ее тихо терпел, встречались и те, кому вувузельные раскаты ложились на душу умиротворяющим бальзамом. Но в чем сойдутся и те, и другие, и третьи — трубные звуки составили африканскую идентичность чемпионата, сообщили ему непередаваемый колорит местности и ментальность коренного населения. Через четыре года ЧМ примет Бразилия — на смену вувузелам придет карнавальная самба. И музыка футбола зазвучит по-новому.
Чемпионат мира завершился, слег в архивы — и мы традиционно систематизируем память, раскладываем по полкам все главное и яркое, что случилось в ЮАР этим...