На днях в спортивном комплексе СКА в Уручье отшумел первый Открытый республиканский турнир по смешанным единоборствам...
Один отчаянно машет руками и ногами, второй прячется за блоком, но так и норовит кольнуть жестким контратакующим хуком слева или справа. Секунда — один из драчунов ловко бросает своего соперника на пол и приземляется на него сверху. Завязывается борьба в партере. Эта жестокая схватка напоминает видеоряд из высокобюджетного голливудского блокбастера. Как–то даже не верится, что в главных ролях не звезды калибра Джеки Чана, а обычные белорусские парни. На днях в спортивном комплексе СКА в Уручье отшумел первый Открытый республиканский турнир по смешанным единоборствам (часто их еще называют боями без правил или mixed martial arts — ММА), организованный федерацией рукопашного боя. На борцовский ковер вышли около 200 участников — из Минска, Бреста, Гомеля, Бобруйска, Молодечно, Орши, других городов. География обширная. Чрезвычайно пестрой получилась и возрастная палитра.
Едва вошел в зал борьбы, задумался: а по адресу ли это я? Удивительное рядом — на татами яростно сражались семи–, восьмилетние пацаны. Техники и мастерства им, конечно, не хватало, но напору и азарту этих «юных гладиаторов» могли бы позавидовать даже некоторые умудренные опытом бойцы. Кстати, молодежь и взрослые на ковер тоже вышли, но чуть позже.
— У нас в стране это первый турнир по смешанным единоборствам такого масштаба, — рассказывает главный судья соревнований Максим Корольков. — Представлены практически все возрастные категории: начиная от детей 7 — 10 лет и заканчивая ветеранами, которым под сорок. Самые маленькие бойцы соревнуются по упрощенным правилам борьбы, ребята 12 — 19 лет — в рукопашном бою, взрослые от 20 лет и старше определяют сильнейших в греплинге (единоборство, основанное прежде всего на борьбе в партере и применении болевых, удушающих приемов). Профессионалы, которые участвуют в боях без правил, должны владеть искусством греплинга в совершенстве.
На соревнованиях в Уручье причудливым образом переплелись различные виды боевых искусств — дзюдо, самбо, каратэ, бокс, кикбоксинг, муай тай... И зрелище, нужно сказать, получилось оригинальное. Ведь это же так интересно, когда «отношения выясняют» боксер и борец, каратист и дзюдоист. Впрочем, узкой специализации для больших побед недостаточно.
— В смешанных единоборствах (или, если угодно, в боях без правил) на одной технике далеко не уедешь, — боец брестского клуба «Бусидо» Павел Михайлов знает о тонкостях ММА не понаслышке. — Да, кто–то делает акцент на ударах, для кого–то конек — вязкая борьба в партере. Но в целом, чтобы добиваться каких–то значимых успехов, следует быть как можно более универсальным: нужно владеть широким арсеналом приемов, уметь хорошо бить и так же хорошо бороться. Я, например, в разное время занимался боксом, таэквондо, дзюдо.
Еще несколько лет назад о смешанных единоборствах у нас в стране слыхом не слыхивали. Однако сейчас знают, и знают хорошо. Соревнования в Уручье подтвердили. Градус болельщицкого интереса зашкаливал. Турнир растянулся примерно на семь часов. И все это время в небольшой, но уютный зал борьбы было не вбиться. Одни зрители уходили, другие приходили. Всего в течение дня на схватки пришли посмотреть около 1.000 человек. И это даже несмотря на практически полное отсутствие рекламы.
— Во всем мире смешанные единоборства очень популярны, — констатирует Максим Корольков. — Зачастую бои без правил собирают намного больше зрителей, чем бокс, муай тай, кикбоксинг... Сейчас уже всерьез рассматривается вопрос о включении панкратиона (единоборство с минимальными ограничениями, в котором сочетаются удары руками–ногами и борцовская техника. — Прим. автора) в олимпийскую программу. Что касается места нашей страны в мировой иерархии... Если провести параллели с системой образования, то мы сегодня находимся где–то в начальных классах, делаем первые шаги. Но славные традиции белорусской школы муай тай, бокса, дзюдо позволяют мечтать даже об элитных университетах. Прогрессируют наши спортсмены в смешанных единоборствах достаточно быстро. Уже есть первые значительные успехи. Бобруйчанин Артем Дамковский в прошлом году завоевал пояс чемпиона мира по одной из самых престижных версий М–1 в Санкт–Петербурге. Подрастает у нас и юная поросль. Детей в секции при различных клубах и центрах можно отдавать лет с 5 — 6. Сначала ребятишкам дается общая физическая подготовка, потом — ставится ударная техника.
Да, но ведь смешанные единоборства — это не шахматы, можно не только схлопотать ушибы–синяки, но и получить куда более серьезные травмы...
— Честно говоря, когда шла на этот турнир, думала, что бои у детей будут немного мягче, — минчанка Мария Станилевич переживала в Уручье за своего 11–летнего сынишку. — Но я все равно очень довольна. Думаю, плюсы занятий единоборствами несомненны. Постоянные тренировки отворачивают от негативного влияния улицы и закаляют такие мужские черты характера, как упорство, трудолюбие, дисциплинированность.
Здорово и полезно, но не применят ли ребята свои бойцовские навыки и умения там, где этого делать не следует?
— Подавляющее большинство из тех, кто занимается смешанными единоборствами, махать кулаками в школе или в подворотне не станут, — уверен Максим Корольков. — Во–первых, ребята понимают, чем это может быть чревато, во–вторых, они выплескивают свою энергию и агрессию (если она есть) на тренировках.
...Спросил у нескольких юных участников турнира, знают ли они, кто такие Федор Емельяненко и Андрей Орловский. Все как один без запинки ответили, что не только знают, но и мечтают быть похожими на этих признанных чемпионов. Что ж, нет ничего невозможного.