Олимпийский комитет России будет решать вопрос о распределении спонсорских средств для национальных сборных накануне Игр–2014 в Сочи при помощи заокеанских специалистов. Компания «Газпром» выделила для подготовки спортсменов к зимней Олимпиаде 130 млн. долларов. Но, по данным «МН», финансовую помощь национальные федерации смогут получить только после положительного вердикта консультантов из Канады.
Российские спортивные власти предпринимают всевозможные усилия для того, чтобы успешно выступить на домашней Олимпиаде. Последние 20 лет хозяева Игр неизменно улучшают свои медальные показатели в родных стенах. Но статистика пока не в пользу россиян — после провального Ванкувера–2010 конкурентоспособность многих спортсменов продолжает снижаться. Для спасения ситуации Олимпийский комитет России нанял специалистов, которые два года назад помогли Канаде выиграть Игры–2010. Супруги Кэти Пристнер–Эллинджер и Тодд Эллинджер были соавторами программы «Завладей пьедесталом», произведшей революцию в канадском спорте.
Программа, написанная в 2004 году, включала в себя бизнес–план на 117 млн. долларов. При его реализации «кленовым листьям» был обещан триумф на Олимпиаде–2010. Так и получилось — канадцы с 14 золотыми медалями впервые в своей истории заняли первое место в общекомандном зачете зимних Игр. В России канадские специалисты действуют под вывеской компании Allinger Consulting Inc. Первые контакты с супругами Эллинджер у руководителей ОКР произошли еще весной прошлого года, а предварительная договоренность о сотрудничестве была достигнута в конце осени.
Резюме: ставки на Сочи в России высоки! У себя в Минске мы прочувствовали это, когда в Москву переманили длинным рублем брата и сестру Сливец. На самом деле все покруче будет. Нет пророка в своем Отечестве, похоже, решили государственные мужи и без зазрения совести стали копировать опыт Петра I. Своих иностранных тренеров уже обрели российские сборные по конькам, шорт–треку, фристайлу, керлингу. Есть варианты с лыжами и даже с хоккеем. Так что Вольфганг Пихлер, возглавивший недавно женскую биатлонную сборную, всего лишь еще один из новых «петровских немцев», на возможность поучиться у которых никаких денег не жалко.
Лезгинка Марадоны
Два дня подряд не без улыбки читал сообщения из Грозного, где 11 мая открыли «самый современный стадион в России». Рассчитанная на 30 тысяч зрителей «Ахмат–Арена» была возведена для местной команды «Терек» и названа в честь Ахмата Кадырова — отца главы Чечни Рамзана Кадырова, погибшего 9 мая 2004 года после взрыва на стадионе «Динамо». Так вот открывать стадион позвали сборную мира, в состав которой попала целая россыпь мировых звезд: Диего Марадона, Луиш Фигу, Стив Макманаман, Жан–Пьер Папен, Алессандро Костакурта, Иван Саморано, Аллен Богоссян, Франко Барези, Робби Фаулер, Энцо Франческолли, Кристиан Вьери. Хорошо хоть эти ребята в отличие от бразильской сборной, чей визит на Кавказ недавно закончился скандалом, не скрывали, что согласились приехать в Грозный за деньги. Иначе, читая новости, вообще трудно было бы многое понять. А так есть возможность оценить всю весомость чеченского гостеприимства:
— На поле танцевали, пели Тото Кутуньо, C.C.Catch, местные эстрадные исполнители — народ был доволен. Доволен был и Кадыров, слушавший ласкающие слух стихи. «Достойный потомок Ахмата–Хаджи, Кадыров Рамзан, противник он лжи. Себя не жалеет для мирной Чечни, и ждут впереди нас счастливые дни», — стадион тонул в аплодисментах, а глава Чечни расплывался в широкой улыбке. Стадион открыли под его громогласный «Аллах акбар».
— Потолпившись минут пять в коридоре, сборная выдвинулась к кромке поля. На стадионе грянул гимн России, публика встала. Затем прозвучал гимн Чеченской Республики, после чего повисла пауза. Несколько минут ничего не происходило — заминка случилась из–за того, что обе сборные оказались в футболках одинакового цвета — в белых. Проблему решили подручными средствами — сборная мира надела розовые тренировочные манишки и стала играть в них.
— По иронии некогда лучший игрок мира Диего Марадона во вчерашней сборной мира был едва ли не худшим, приняв мяч, он тут же стремился от него избавиться. Даже это давалось Марадоне с трудом — он отдавал мяч ближнему и не раз падал на газон, едва отпасовав. Аргентинскую «десятку» едва ли не уносили с поля. Усадив на скамейку, Марадону обмахивали полотенцами, словно боксера, отстоявшего десяток раундов под градом ударов Кличко–старшего.
Резюме: пожалуй, никто в России не удивится, если однажды заявочный комитет чемпионата мира 2018 года внесет изменение в список городов, в которых пройдут матчи. Грозный в рукаве господ Мутко и Фурсенко выглядит бесспорным козырным тузом, который легко побьет, например, затерявшийся на карте Саранск. Но вот какие аргументы предъявят россияне миру? Когда в начале этой недели появились сообщения о приобретении скромного швейцарского клуба «Ксамакс» вице–президентом «Терека» Булатом Чагаевым, никто и предположить не мог, что в маленьком городишке Невшатель разразится самая настоящая общественная буря. С призывом очнуться к жителям города обратился преподаватель литературы из местного университета Патрик Венсан. Расклеив листовки по всему Невшателю, он нашел уже немало сторонников, требующих «не запятнать кровавыми деньгами символ кантона», которым по праву считается «Ксамакс». Интересно, что скажет г–н Венсан, если г–н Чагаев уговорит Марадону стать тренером невшательского клуба?
Деньги определяют сознание
Несмотря на то что в минском «Динамо» активно тасуют колоду своих легионеров, трудно не обратить внимание на новости из других клубов Континентальной хоккейной лиги. Как констатирует «СЭ», такого количества громких переходов и подписания дорогих контрактов прежде никогда не было.
Чего стоят только четыре миллиона долларов в год, положенные Сергею Мозякину в «Магнитке»! Где–то далеко в Калифорнии давится от зависти лучший снайпер НХЛ Кори Перри — «чистыми» он получает чуть ли не в два раза меньше. Девять миллионов на три года — таков теперь «оклад» Антона Курьянова в «Авангарде», семь с половиной миллионов за тот же срок получит его партнер по звену Александр Попов. Каждый год едва ли не все встречи руководителей клубов по ходу сезона заканчиваются устными договоренностями — игрокам больше не насыпать, но на деле все выходит с точностью до наоборот. Приходится признать, что во многих командах боссы потеряли всякий стыд, словно и не было всемирного экономического кризиса несколько лет назад. Один пример. «Локомотив» со спокойной душой отпустил регрессирующего из–за травм нападающего Михнова, у которого закончился солидный двухлетний контракт, облегчив тем самым платежную ведомость. Однако это не помешало «Магнитке» поднять игроку зарплату более чем в полтора раза! И счет аналогичным случаям в КХЛ сейчас идет на десятки!
О какой стабильности, являющейся основой любого долгосрочного проекта, можно вести речь в таких условиях? Основной задачей клубных менеджеров становится не продуманная работа хотя бы на год–два вперед, а увеличение финансирования со стороны владельцев команд. Последние порой и сами готовы идти на расходы, когда их убеждают, что по–иному достичь результата невозможно. Поэтому не стоит удивляться масштабной селекции «Трактора», за большие средства скупившего все, что хорошо и плохо лежит. Раз выделены деньги и поставлена цель — значит, надо их потратить целиком.
И ведь в дело еще не вступили самые богатые клубы КХЛ — питерский СКА, где недавно Александр Медведев уступил пост председателя совета директоров нефтяному миллиардеру Геннадию Тимченко, и «Салават Юлаев», пока не определившийся с тренерами на будущий сезон.
Резюме: чего тут долго говорить?! Предлагаю просто принять к сведению следующую информацию. Журнал «Форбс» недавно провел оценку затрат нынешнего чемпиона КХЛ — уфимского «Салавата Юлаева». Занимательная вышла арифметика. Финансирует команду благотворительный фонд «Урал», названный в честь сына бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова. Из 2,85 млрд. российских рублей более 200 миллионов идет на дочернюю команду «Салавата», еще несколько сотен миллионов получает Урал Рахимов, наконец, около двух миллиардов — это бюджет самого чемпиона. Причем около 90% этой суммы — зарплаты, премии и бонусы хоккеистов. Иными словами, «Салават Юлаев» тратит на оплату труда порядка 66 миллионов долларов, что примерно в три раза больше, чем разрешено «потолком зарплат». Теперь признайтесь себе откровенно: вы еще сомневаетесь в том, что в российском хоккее все шито белыми нитками?!
Олимпийский комитет России будет решать вопрос о распределении спонсорских средств для национальных сборных накануне Игр–2014 в Сочи при помощи заокеанских...