Клинки от меценатов. 21.by

Клинки от меценатов

24.05.2011 08:03 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Клинки от меценатов

Клинки от меценатов

Недавний кадетский и юниорский чемпионат мира по фехтованию, прошедший в Иордании, вновь не принес наград нашим мушкетерам. Белорусские фехтовальщики очень давно не заявляли о себе на таких турнирах, а на этот раз и вовсе разочаровали. Что это было — случайная неудача или системный сбой — и как вообще обстоят дела с подготовкой резерва, попытался выяснить корреспондент «СП».

Председатель БФФ, многократный чемпион мира и победитель Олимпиады-1988 в командном турнире рапиристов Александр РОМАНЬКОВ причин для тревог не видит, хотя, конечно, выступлением в Мер Морте недоволен:

— Слухи о том, что белорусская школа фехтования дышит на ладан, преувеличены. О какой-то стагнации и речи быть не может. Мы идем вперед, может быть, не столь быстро, как хотелось бы. Однако, даже если сравнивать с ситуацией двух-трехлетней давности, то положительные тенденции очевидны, в том числе и в работе с резервом.

— Тогда как прокомментируете результаты последнего первенства мира в Иордании?

— Скажем так: гордиться нечем. Понятное дело, что о каких-то медалях речь могла идти только при определенном стечении обстоятельств, ведь конкуренция сейчас невероятная. Но все же худа без добра не бывает. На ближайшем заседании президиума федерации заслушаем личных наставников юных спортсменов, изучим ошибки в подготовке, проанализируем ситуацию и сделаем соответствующие выводы.

— Как считаете, может и не стоит гнаться за результатами в кадетском и юниорском возрасте?

— Согласен с вами лишь отчасти. Конечно, форсирование формы юных атлетов затем губительно сказывается на их взрослой карьере. Но в то же время успешные выступления на таких соревнованиях позволяют в какой-то степени говорить о прогрессе того или иного спортсмена, его желании идти вперед, не останавливаться на достигнутом. Каждая из этих наград словно ступенька лестницы, ведущей на вершину взрослого пьедестала. Так что говорить о том, что медали кадетских и юниорских стартов не имеют ценности, было бы неправильно.

— Возможно, наши юные мушкетеры редко завоевывают награды на официальных стартах из-за отсутствия в секциях одаренных парней и девушек?

— Я бы так не сказал. У нас достаточно талантливой молодежи, способной раскрыться и дать результат если не сейчас, то со временем уж точно. Возьмите, к примеру, юниорскую и кадетскую сабельные дружины. Там ведь собраны очень талантливые парни. Тот же Акуло был четвертым на Юношеских олимпийских играх. Есть одаренные атлеты и среди рапиристов: Дубойский, Логунов, Цеван. Среди представительниц прекрасного пола также появились способные спортсменки, например рапиристка Крицына или шпажистка Хлестунова. Так что преемственность поколений у нас сохраняется.

— Скептики наверняка упрекнут, что, даже имея в обойме таланты, о прежних достижениях нам остается только мечтать…

— Дело в том, что не надо сравнивать, что было в нашем фехтовании во времена СССР и то, что есть сейчас. Ведь те условия несопоставимы с сегодняшними. Ныне у подростков очень много соблазнов, к примеру, те же компьютеры. В наши дни такого обилия вариантов проведения досуга не было. Да и при всем уважении к нынешнему поколению фехтовальщиков среди них нет таких чрезвычайно одаренных людей, как Татьяна Самусенко, Елена Белова, Арнольд Чернушевич, Алексей Никанчиков, Виктор Сидяк. Такие мастера рождаются нечасто, и это нужно понимать.

— В одном из интервью вы говорили о том, что нашим мушкетерам не хватает выездов на соревнования…

— Действительно, такая проблема есть, но ведь нужно учитывать сегодняшние реалии, которые далеко не идеальны. Поэтому ищем спонсоров. Идут навстречу и родители юных спортсменов, которые, желая, чтобы их дети прибавляли в мастерстве, зачастую берут расходы на себя. Кроме того, помогают областные спортуправления.

— Не менее важно для наших юных спортсменов и участие в совместных сборах с представителями других стран…

— Тут также есть определенные трудности, однако стараемся их решать. О том, что наша школа фехтования еще котируется на международном уровне, говорит такой факт: зачастую белорусских фехтовальщиков приглашают на сборы в другие страны, при этом оплачивая проживание и питание. В нашем распоряжении есть автобус. Если, например, не удается найти спонсора, то все заинтересованные в такой поездке специалисты и родители учеников скидываются на бензин и едут на сборы.

— Есть ли смысл организовать в нашей стране этап Кубка мира среди юниоров или турнир-сателлит, как это было раньше?

— Как председатель федерации я, конечно же, заинтересован в том, чтобы у нас в стране проводились крупные международные соревнования. Тот же Кубок Беларуси по женской рапире, который в свое время собирал в Минске элитную компанию желающих побороться за почетный трофей. Но нужно быть реалистом. Сейчас соревновательный календарь международной федерации очень перегружен. Это не значит, что там нельзя найти «окно», но просто где гарантия, что сюда приедут спортсмены хорошего уровня? На один из последних «сателлитов» приехали с десяток иностранцев, класс которых весьма сомнителен.

— От представителей разных видов спорта не раз приходилось слышать, что наставники, работающие на местах, порой не дорабатывают…

— Конечно, в основном продуктивно работают те центры фехтования, которые традиционно находятся на ведущих ролях. Тот же Брест. Однако стоит отметить, что в последнее время «ожили» и те регионы, где, казалось бы, о нашем виде спорта уже подзабыли. Так, появились перспективные спортсмены из Гомеля. В Гродно сейчас делают шаги, дабы начать работу по культивированию женской сабли. Появились перспективные наставники в Молодечно. Будем надеяться, что отдача от их работы не заставит себя ждать.

— Если говорить о наставниках, то насколько охотно идут работать молодые специалисты?

— Сами понимаете, привлечь молодых специалистов к работе с детьми на начальном уровне, тем более не в столице, довольно сложно. Но и тут находим выход из положения. Вопросы с обеспечением тренерскими кадрами стараемся решать за счет энтузиазма наших бывших спортсменов, которые, в какой-то степени не реализовав свои возможности как действующие фехтовальщики, стараются найти себя в тренерской профессии.

— Как обстоят дела с обеспечением юных мушкетеров соответствующей амуницией?

— Проблема с инвентарем одна из самых актуальных, ведь снаряжение должно быть качественным, чтобы защищать от травм. Те же клинки из марогена — удовольствие отнюдь не из дешевых. Национальные команды обеспечены всем необходимым. А вот для тех, кто до таких высот еще не добрался, это, конечно же, роскошь. Наше общественное объединение старается по мере возможности решить этот вопрос при помощи центров олимпийской подготовки, УОРов, кроме того, ищем спонсоров. В частности, недавно при помощи меценатов закупили партию клинков, гард, масок и т.д. Все это не из суперсовременных материалов, ведь если покупать дорогое, то в наших условиях это будет равносильно размазыванию маленького кусочка масла по огромному куску хлеба. Однако люди на местах благодарны и за это.

Патриарх тренерского цеха Григорий ЛОПАТНЕВ, говоря о работе, которая ведется с резервом, был настроен куда более пессимистично.

— Я так понимаю, что итоги последнего юниорского и кадетского чемпионата мира вы восприняли весьма болезненно?

— Я уже и забыл, когда в последнее время наши юниоры или кадеты поднимались на пьедестал официальных стартов. На память приходит достижение Александра Буйкевича на первенстве Европы в личных и командных соревнованиях, а также успех рапириста Александра Шеленкова, ставшего чемпионом мира по кадетам. Поэтому воспринял новости из Иордании без энтузиазма.

— Как вы оцените ту работу, которая ведется с резервом в сборных по видам оружия?

— У них в штате есть наставник, отвечающий за подготовку резерва, но основная забота о подрастающем поколении лежит на старших тренерах по видам оружия. Однако главная проблема даже не в этом.

— А в чем же?

— Думаю, что ситуация в фехтовании сейчас не слишком отличается от той, которая имеется в других видах. На фехтование просто не идут. Если раньше в том же спорткомплексе «Динамо» зал гудел от занимающейся там ребятни, а на тренировку порой приходило по двести человек, то ныне об этом приходится только мечтать. Сейчас на первенстве республики по сабле выступает около тридцати человек. В других видах цифры чуть больше. Количество еще не говорит о качестве подготовки, однако такая тенденция не может не тревожить. Ведь мы же должны соперничать с такими странами, как Италия, Франция, Германия, где фехтовальные школы чуть ли не на каждом шагу.

— Может быть, дело в тренерских кадрах?

— Хорошо подготовленный наставник — это одно из ключевых условий успешной работы с молодыми атлетами. Человек должен быть фанатом своего дела. Как, например, Инна Арутюнова, работающая в Бресте. Я в свое время ходил по школам, рассказывал о нашем виде спорта на переменах, договаривался с учителями физкультуры, которые сами приводили ко мне парней. Если кто-то записался в секцию, а потом не пришел, я звонил родителям, узнавал, в чем дело. Сам разговаривал с детьми, убеждал. Сейчас же тренер может вести занятия, даже не переодевшись в спортивный костюм. Дети очень чувствуют фальшь, поэтому если что-то не так, то больше на тренировку не придут. К тому же тренер должен быть со своим воспитанником на равных. Если он не понравился как человек, пиши — пропало.

— Насколько подготовленными приходят ребята в училища олимпийского резерва?

— Честно говоря, довольно часто их подготовка оставляет желать лучшего. Многих приходится переучивать, ставить технику. Одним словом, заниматься тем, о чем должны были позаботиться их первые наставники. Как вы сами понимаете, это тормозит их прогресс, и зачастую талантливые спортсмены уходят из спорта, так и не раскрыв свой богатый потенциал.

— Какие из школ в республике вы бы могли отметить за качественную подготовку резерва?

— В настоящее время хотелось бы выделить школы в Могилеве и Бресте. Именно выходцы из этих городов задают в последнее время тон в сборных командах по различным видам оружия. Ими в основном пополняются училища олимпийского резерва и центр олимпийской подготовки. А вот в Минске ситуация далека от идеальной. Что говорить, если саблистов в столице не готовят.

Или взять ситуацию с залами. В «Динамо» специализированный зал перепрофилировали под гандбольный, а дети занимаются в манеже. Не все гладко и в спорткомплексе Вооруженных сил. Конечно, сейчас сделали ремонт в профсоюзной школе, однако залов не хватает, ведь столица растет, а в наши дни не каждый рискнет возить ребенка на тренировку через весь город.

— Что скажете о выездах на международные старты?

— Тут также все обстоит не лучшим образом. В основном юных спортсменов время от времени вывозят на старты в близлежащие страны и с гораздо меньшей периодичностью, чем того хотелось бы. Потом на кадетских и юниорских чемпионатах мира и Европы мы удивляемся, что белорусские спортсмены проигрывают в казалось бы выигранных встречах. Все эти ошибки от недостатка опыта.

— И тем не менее саблистам удается держать марку на протяжении многих лет. В чем секрет?

— Нам повезло, что в советское время сборная СССР постоянно приезжала на сборы в Стайки. Ведь советская школа сабли была в то время лучшей в мире. Благодаря этому я многому научился. Сейчас с дружиной работают мои ученики — Александр Суримто и Максим Лаготько. Они открыты для всего нового, постоянно ведут конспекты, записывают то, чего раньше не было. К примеру, сейчас они на сборах в Испании заметили, что в каждой команде появились тренеры по ОФП. У нас же это пока недостижимо. Ну и нужно отметить фантастическую преданность общему делу, без чего вряд ли бы что-то получилось.

Владимир УПЕНЬЕК


 
Теги: Брест, Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Недавний кадетский и юниорский чемпионат мира по фехтованию, прошедший в Иордании, вновь не принес наград нашим мушкетерам. Белорусские фехтовальщики очень давно...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика