Скользя по льду воспоминаний. 21.by

Скользя по льду воспоминаний

26.05.2011 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Скользя по льду воспоминаний

«Хоккей в юбках» у нас культивировался еще до Великой Отечественной войны...

Бокс, вольная борьба, тяжелая атлетика, дзюдо, толкание ядра — эти, казалось бы, исключительно мужские спортивные забавы уже давно перестали быть таковыми. Хоккей — не исключение. Например, в прошлом году журналисты наперебой рассказывали о том, что в Беларуси появилась первая в истории профессиональная женская команда «Пантеры». Здорово и прекрасно. Но зарождалось все гораздо раньше. «Хоккей в юбках» у нас культивировался еще до Великой Отечественной войны. Правда, играли не с шайбой, а с мячом. Нынче бенди (так называется этот вид) задвинут на задворки болельщицкого внимания. Но раньше он пользовался огромной популярностью. Например, истории известен такой факт. В начале 1930–х годов хоккеисты Германского рабочего спортивного союза померялись силами с командой СССР, укомплектованной из игроков в бенди. Матч проходил по правилам хоккея с шайбой — то есть наши приспосабливались, некоторые нюансы узнавали прямо на льду. Тем не менее спуску оппоненту не дали — убедительно победили со счетом 3:0. Те времена хорошо помнит Зинаида Ермакова. С 1936 по 1941 год она была капитаном первой в нашей стране женской хоккейной команды, существовавшей сначала на базе техникума, потом — института физической культуры (сегодняшний БГУФК).


* * *


Честно говоря, перед этим интервью волновался больше, чем перед каким–либо другим. Все–таки разговор с человеком, родившимся через полтора года после окончания Первой мировой войны, — дело трепетное. Можно сказать, предстояло встретиться с целой эпохой. Однако вскоре после того как мы познакомились, от волнения не осталось и следа. Зинаида Ивановна сразу взяла инициативу в свои руки. Достала из шкафа альбом с уникальными черно–белыми фотографиями, заварила чай и повела неторопливый рассказ.


— Знаете, я ведь поступала в техникум, а заканчивала уже институт. Интересная получилась история. Когда я была на третьем курсе, нас пригласили на всесоюзный физкультурный парад, проходивший на Красной площади в Москве. Тогда съехались делегации со всего Союза. Мы подготовили красочную театрально–спортивную программу, чего только не делали. Наше выступление произвело сильное впечатление на Сталина, и примерно через месяц после парада техникум стал называться институтом.


— Зинаида Ивановна, расскажите, пожалуйста, о хоккейной команде.


— Ее создал Яков Ермаков, за которого позже я вышла замуж. Он окончил институт физкультуры имени Лесгафта в Ленинграде, потом приехал работать в Минск. В нашем институте был заведующим кафедрой спортивных игр, деканом заочного отделения. Очень много сделал для развития футбола и хоккея. Хорошо владел клюшкой, катался на коньках. Вот и решил организовать девушек в коллектив. Сначала мы только тренировались: учились пасовать, бросать, держаться на коньках, правильно падать после столкновений. Затем, когда появились соперники, начали соревноваться. Где? Ну, например, на катке возле парка Челюскинцев, на сегодняшнем стадионе «Динамо». Летом там хозяйничали футболисты, а зимой, когда заливался лед, — мы. На нас не было такой серьезной защитной амуниции, которую надевают сейчас. Чтобы не нанести травму друг другу, старались действовать аккуратно.


— Можете сравнить тот хоккей с сегодняшним?


— Конечно, любой вид спорта постоянно прогрессирует. Растет мастерство игроков. Нынче «русский хоккей» не так популярен, как канадский — с шайбой. Хотя оба вида очень зрелищные, у них много общего. Что еще бросается в глаза? Сейчас всем правят деньги. В хоккей пришли большие контракты, куда ни посмотри — сплошь профессионалы, мальчишки становятся на коньки в 5 — 6 лет. Я же начинала заниматься в шестнадцать. К тому же играли мы бесплатно, ни о каких премиальных даже не думали. Просто были полны здоровья и получали огромное удовольствие от движения, спорта. Я в молодости, кстати, занималась не только хоккеем. Еще — спортивной гимнастикой, плаванием, теннисом. Случались и определенные успехи. Скажем, в 1940 году получилось выиграть первенство Минска по фехтованию. Тренеры отмечали, что у меня отличные данные для этого вида спорта: есть резкость, скорость, хорошая реакция, подвижность.


— Воспоминаний вам, наверное, хватило бы на целую книгу...


— Да, всякое бывало, много чего интересного довелось пережить. Например, никогда не забуду свое участие во всесоюзной спартакиаде в Москве. Меня тогда отправили представлять нашу страну в соревнованиях по теннису. Помню, сразу попала на опытную россиянку Галину Коровину. Она занималась спортом профессионально, имела за плечами колоссальный опыт. Быстро передвигалась по корту, мощно била по мячу, комбинировала. В общем, разные у нас были весовые категории, проиграла я без вариантов. Но в память та игра врезалась. Уж больно интересная попалась соперница. Вообще, очень благодарна судьбе за то, что она сводила меня со многими известными спортсменами и тренерами: Евгением Шукевичем, Марией Иткиной, Михаилом Кривоносовым, Анатолием Юлиным. Замечательные люди, к сожалению, многих уже нет рядом с нами...


* * *


— Чем вам запомнилась война?


— Когда мы провожали наших защитников на фронт, муж сказал: «Вы здесь в Минске даже выстрела не услышите, будете и дальше жить спокойно». Я тогда, помню, не поверила. И действительно. Скоро над Минском стали кружить самолеты, начались бомбежки. Били по домам, магазинам, скоплениям людей. Я тогда жила на третьем этаже в институте физкультуры. Недалеко проходили трамвайные пути. 25 июня немцы нанесли страшнейший удар по ним. Земля содрогнулась — рельсы изогнулись. Было очень страшно. Я и еще две жены преподавателей института бросились убегать. Добрались до Смиловичей, там залезли в какой–то тепловоз и доехали до Орла. Хотела попасть в Москву, однако из–за страшнейших бомбардировок это не получилось. Поездила немало, тяжелая выдалась дорога, а в итоге оказалась в Пензе. Устроилась на работу в военный госпиталь. Помогала раненым. Очень пригодились знания по лечебной физкультуре и массажу, полученные в институте. Наш госпиталь почти не списывал больных домой, большинство солдат возвращались снова в строй. К нам даже из других городов врачи приезжали — на обучение. Кстати, так сложилось, что довелось выхаживать и мужа. Он дважды получил ранение и лечился в Пензе, в госпитале, в котором я работала. Особенно тяжелым был второй раз, когда стоял вопрос об ампутации ноги. До этого, слава Богу, не дошло — Яков поправился и вернулся на фронт. Прошел войну до конца и демобилизовался только в 1946–м. Умер уже в мирное время, а в военное у меня погибли трое братьев.


По лицу собеседницы видно, что воспоминания о войне острыми иголочками колют в самое сердце. Даже тех, кто не был на фронте, ужасы военных лет затронули очень больно. Поэтому постепенно направляю разговор в другое русло.


— После войны вернулась обратно в Минск, устроилась преподавателем на кафедру физического воспитания в пединститут, — продолжает Зинаида Ивановна. — Работала там вплоть до ухода на пенсию в 1983 году. Кроме того, вела физкультуру в детских садиках. Когда только начинала, разработанной программы проведения таких занятий у нас не было. Я поехала в Москву, посмотрела, как с этим обстоят дела там, пообщалась со многими людьми. Потом написала несколько методических пособий, как работать с ребятами разного возраста. Учила этому своих студентов. Меня и сейчас разбуди посреди ночи, скажи провести занятие с детьми, думаю, организую все без проблем — причем в любой возрастной группе.


— Наверное, и своим родным привили любовь к здоровому образу жизни...


— А куда же без этого. Младший сын, как и я, окончил институт физкультуры и сейчас преподает физическое воспитание в радиотехническом колледже. Внука своего постоянно в бассейн водила, когда он был маленький. Сейчас вот правнука осталось приучить.


— За современным спортом следите?


— Конечно, стараюсь не пропускать ни одной трансляции с крупных соревнований. Телевизионная программа вся в пометках. Люблю смотреть легкую атлетику, фигурное катание, теннис. Нравится, как играют Шарапова, Кузнецова, Азаренко. Очень расстроили неудачи нашей сборной на чемпионате мира по хоккею. Ну ничего, в спорте бывает всякое. Главное, не посыпать голову пеплом и не унывать. Нужно сделать правильные выводы, двигаться дальше. И тогда все у нас будет хорошо.


* * *


За несколько часов мы много о чем поговорили с капитаном первой женской хоккейной команды в нашей стране. Богатую на интересные истории и тяжелые испытания жизнь вместить в обычный газетный материал невозможно. Вот в книгу — еще может быть.


Напоследок хотелось бы сказать одно: Зинаиде Ивановне уже 91 год. Лицо избороздили ниточки–морщинки. Но она до сих пор находится в неплохой форме, ее энергии, оптимизму и бодрости духа, наверное, позавидовали бы многие молодые. А все почему? Ответ очевиден: на протяжении всей жизни спорт и физкультура шли рядом. И продолжают идти сейчас. Зинаида Ивановна придерживается режима, разработала специальный комплекс упражнений, каждый свой день начинает с утренней гимнастики и душа. А еще пишет картины масляными красками (очень даже красивые) и сама справляется с горой домашних дел (все родственники живут отдельно). Вот уж и вправду: бывших спортсменов не бывает...


Кстати


Первый чемпионат мира по хоккею с мячом состоялся в Финляндии в 1957 году. Семь лет назад мировые первенства по бенди начали проводиться и среди женщин. На всех пяти женских турнирах неизменно побеждала сборная Швеции, а серебряные медали завоевывала команда России. В качестве показательной дисциплины хоккей с мячом будет представлен на Олимпиаде 2014 года в Сочи.

Автор публикации: Юрий БАКЕРЕНКО

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Скользя по льду воспоминаний«Хоккей в юбках» у нас культивировался еще до Великой Отечественной войны...Бокс, вольная борьба, тяжелая атлетика, дзюдо, толкание...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика