Спорт в законе. 21.by

Спорт в законе

21.06.2011 08:03 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Спорт в законе

Спорт в законе

В не такие уж далекие советские времена тогдашние атлеты, по существу профессионально занимавшиеся спортом, профессионалами не считались. Официально они числились студентами вузов, рабочими строительных управлений, военнослужащими. С обретением Беларусью независимости спортсмен получил право назвать свое увлечение профессией.

В нашей стране основы правовых отношений в данной сфере прописаны в статье 32 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Различные иные действия — переходы из клуба в клуб, заключения контрактов, право на социальную защиту и другие — регулируются гражданским и трудовым кодексами, постановлениями правительства, актами спортивных федераций. Зачастую в них не учтены нюансы новых взаимоотношений, возникающих между представителями клубов и спортсменами, тренерами, судьями, спортивными агентами. Труд спортсменов и тренеров имеет свои особенности по сравнению с профессиональной деятельностью иных работников.

В 2007 году Межпарламентская ассамблея СНГ приняла модельный закон «О профессиональном спорте», в котором, в частности, содержатся нормы, регулирующие государственную поддержку профессионального спорта, основные права и обязанности спортивных федераций и профессиональных спортклубов, а также спортсменов, тренеров и иных спортивных работников.

Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен отдельной главой, введенной в 2008 году, которая посвящена особенностям труда спортсменов и тренеров.

В каком состоянии спортивное право у нас, какие проблемы в первую очередь должны быть в нем озвучены, об этом корреспондент «СП» решил выяснить у заинтересованных лиц.

НОВАЯ ГЛАВА

— Пока трудно выделить спортивное право как одну из отраслей гражданского права, — считает начальник юридического сектора Министерства спорта и туризма Беларуси Михаил ЛЕГКОВ, — но в данный момент оно активно формируется. На одном из семинаров было озвучено, что вскоре на юрфаке БГУ будет введен спецкурс «Спортивное право». Тем временем, как вы знаете, два документа регламентируют общие отношения работника, коим является спортсмен, и нанимателя — это Закон «О физической культуре и спорте» и Трудовой кодекс. В прошлом году Национальный центр законодательства и правовых исследований совместно с Минспорта, представителями федераций разработал проект закона о внесении изменений в Трудовой кодекс. Была предложена новая глава, регламентирующая отношения в профессиональном спорте, в которой разрешались многие вопросы. Регулирование ответственности сторон по контрактам, последствия применения допинга, невыполнение конкретных требований, расторжение договоров и другие аспекты будут иметь четкую юридическую основу.

Но это не значит, что спортсмены действуют сами по себе, а Минспорта и НОК — сами по себе. У каждой федерации, уточняет Михаил Легков, есть необходимые документы, регламентирующие взаимоотношения спортсмена и тренера. Они основываются на рекомендациях соответствующих международных организаций. Минспорта заключает со спортсменом национальной команды контракт, в котором прописаны обязательства сторон. Атлет должен готовиться, достойно выступать, а все остальное, считает Михаил Легков, внутреннее дело клуба и федерации, как, впрочем, и дальнейшая судьба спортсмена. К примеру, футбольный клуб БАТЭ грамотно строит трансферную политику. Приглашая спортсменов среднего класса, он вкладывает в них средства, подтягивает до определенного международного уровня, а потом продает и на этом зарабатывает.

ЗВЕЗДНЫЙ РЕЗЕРВ

— Пока нет четкого спортивного законодательства, — считает заместитель начальника управления физкультуры, спорта и туризма Мингорисполкома Юрий ШАКОЛА, юрист по образованию, — все документы, которые регулируют профессиональную деятельность представителей игровых видов спорта, трансферную политику, не носят, на мой взгляд, обязательного исполнения всеми. Некоторые по-прежнему действуют по серым схемам, работают, так сказать, по факту. Мы не можем влиять на решения общественных организаций, которые вершат те же трансферные отношения. Не соблюдаются интересы спортивных школ, в которых прошли становление нынешние звезды. О сделках мы узнаем только тогда, когда они совершены, и проследить или тем более что-либо изменить уже практически невозможно. А ведь передача воспитанников в клубы и команды могла стать доходной частью для той же спортивной школы. Никто же не станет возражать, что ДЮСШ нуждаются в укреплении спортивной базы, в новом инвентаре и оборудовании.

Юрий Шакола вспомнил ситуацию с трансфером Александра Глеба. За его переход английский футбольный клуб «Арсенал» должен был оказать помощь в строительстве искусственного футбольного поля спортшколе минского «Динамо».

«Не могу утверждать, что помощь ушла «налево», — продолжил Юрий Шакола. — Но сколько лет уже Глеб не играет в «Арсенале», однако поля до сих пор нет. Ныне довольно активно идут структурные изменения в белорусском хоккее и, в частности, в городе. В Республиканский зимний центр в «Раубичах» отдаем лучших игроков, но отдаем практически бесплатно. Мы ослабляем свои школы, работаем на общий результат, но кроме морального удовлетворения, поскольку действуем на благо белорусского хоккея, по сути, ничего не имеем. Переходы — это наш резерв, который бы надо использовать. При этом возникает немало спорных вопросов, которые должны быть законодательно разрешены.

ЗАСЛУГИ НЕ В СЧЕТ

Бывшие и ныне действующие спортсмены прежде всего хотят видеть в будущем законе социальную защищенность атлетов. Чемпионка мира и серебряный медалист Олимпиады-92 Наталья ШИКОЛЕНКО вспоминает, что, завершив активные занятия, ей пришлось немало времени и средств потратить на лечение.

— Знаете, мне было неудобно ходить по инстанциям и просить помощи, которая не была прописана ни в одном законе, — рассказывает Наталья. — Но, подлечившись, я пошла работать тренером-преподавателем спортивной школы. Вскоре получила вторую категорию без каких-либо доплат за звание заслуженного мастера спорта, за прежние заслуги. Недавно закончила Высшую школу тренеров, после завершения учебы приобрела право на высшую категорию, на некоторое прибавление к зарплате. До сих пор работаю рядовым тренером, шесть дней в неделю веду четыре детские группы.

Задумывается о будущей тренерской карьере и одна из самых ярких представительниц мирового женского толкания ядра Надежда Остапчук. Она не прочь поделиться богатым международным опытом, тонкостями подводки атлета к самым ответственным стартам. Но и Надежда говорит о том, что не раз подумает о том, стоит ли ступать на тренерскую стезю. Она считает, что получит ту же зарплату, что и выпускник белорусского вуза. А это, понятное дело, ее не устраивает.

ПРАВО БОЛЕЛЬЩИКА

Спортивное право охватывает широкий спектр отношений, которые могли бы лечь в основу будущего закона. На научной конференции Михаил Легков предложил неожиданную тему, которая получила у ее организаторов признание и была отмечена вторым призом. Разделив болельщиков на активных и инертных — тех, кто ходит на стадион, и тех, кто наблюдает за соревнованиями по телевизору или же с помощью Интернета, — он проанализировал права сторон.

— Возможности пассивных любителей спорта, — полагает он, — урегулированы одним актом, по которому их права не должны нарушаться перебором рекламных роликов, появляющихся в ходе трансляции, а также прерывать интересные события в ходе соперничества. А с активными намного сложнее: скажем, когда БАТЭ вышел в Лигу чемпионов, у касс выросли километровые очереди, поскольку возникли ограничения с поступлением билетов. Я проанализировал международный опыт продажи билетов на театральные и культурно-зрелищные выступления в Москве и предложил варианты урегулирования проблемы. Второй вопрос — физическая безопасность болельщиков, связанная, скажем, с риском обрушения трибун и вопросами компенсации в случае причинения ущерба.

Еще одно направление — это работа по обеспечению безопасности, осуществляемая правоохранительными органами. Скажем, в Англии трибуны стадиона вместимостью 60 тысяч зрителей заполняются за полчаса, а у нас, и я в этом убедился на собственном опыте, проход на зрительское место может занять время до середины первого тайма. Дело в том, что посетителям футбольного матча нужно преодолеть четыре кордона. После этого не у всех возникнет желание еще раз прийти на стадион.

Третье — это работа общепита, туалетов, которая организована из ряда вон плохо. В пример привел организацию обслуживания зрителей на зарубежных аренах и внес предложения в законодательные акты. У нас не отрегулированы вопросы страхования организаторов спортивных соревнований, а в мировой практике оно применяется, скажем, на международных ралли, когда из-за столкновения тех же болидов в толпу врезается машина, гибнут люди. Если с болельщиками случается несчастье, то им возмещают сумму за нанесенный вред.

Говоря о спортивном праве, продолжил Михаил Легков, мы говорим о спортсменах, тренерах, а ради кого все это делается, не вспоминаем. А ведь эта аудитория наиболее массовая.

— Когда человек приходит на стадион, — считает он, — и ему рвут майку, тогда не может идти речь об элементарной культуре общения. Еще одна тема — ограничения продажи пива. За рубежом подобных препонов не ставят, как и на нашей «Минск-Арене». Почему же существует запрет на других стадионах? И почему так плохо работает общепит, если за тем же кофе нужно стоять 40 минут? А ведь на питании организаторы могут заработать немалые деньги. Известный 531-й указ Президента разрешил федерациям по видам спорта осуществлять без образования коммерческих организаций и (или) участия в них различные виды предпринимательской деятельности, связанной с организацией и проведением международных соревнований. В системе законодательства Республики Беларусь сегодня действует ряд нормативных правовых актов, которые прямо или косвенно направлены на реализацию прав спортивных болельщиков. Однако, учитывая сложный характер общественных отношений, связанных с реализацией прав спортивных болельщиков, необходимы решительные и эффективные действия.

Несомненно, изменений в законы о трудовых отношениях в профессиональном спорте ждут с нетерпением. Как стало известно, документ в связи с новыми правовыми актами находится на доработке в Совете Министров и, возможно, к осени поступит в парламент для рассмотрения на одной из его сессий. А пока, по мнению исследователей, каких-либо иных особенностей заключения трудовых договоров со спортсменами и тренерами законодательством не установлено. Нужно заметить и неоднозначность мнений по вопросу, к какому виду деятельности и к какой отрасли права следует отнести профессиональный спорт и соответствующие договоры, деятельность спортсменов и тренеров. У них нет правовых гарантий, как и у иных спортивных работников, нет страхования и ответственности в спорте, разрешения споров и т.д. Но и после принятия парламентом упомянутого документа останется немало иных тем, которые потребует дальнейших юридических разработок. Но это жизнь, которая не стоит на месте. Главное — сделать первый шаг…

Михаил ДУБИЦКИЙ


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В не такие уж далекие советские времена тогдашние атлеты, по существу профессионально занимавшиеся спортом, профессионалами не считались. Официально они...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика