В плане результатов благодаря Дарье Домрачевой нынешний сезон стал самым успешным для белорусского суверенного биатлона, однако, по словам тренеров женской и мужской сборных, ситуация в этом виде спорта отнюдь не безоблачная…
18 попаданий на пьедестал на этапах Кубка мира, два малых Хрустальных глобуса, золото и серебро в личных гонках на чемпионате мира. Это достижения белорусской биатлонной сборной в нынешнем сезоне. Хотя, пожалуй, правильнее будет конкретизировать — все эти регалии (кроме командного серебра на этапе Кубка мира в Италии) добыты одним человеком — Дарьей Домрачевой.
Понятно, что при такой невиданной доселе россыпи наград не очень-то хочется обращать внимание на какие-то негативные моменты, но взглянуть, как говорится, вглубь белорусского биатлона все же стоит. Ведь успехи Домрачевой отодвинули в тень посредственные выступления большинства ее подруг по команде, второй подряд невнятный сезон олимпийского призера 2010 года Сергея Новикова, отсутствие значимого прогресса у мужской команды в целом и нехватку новых талантов — как у мужчин, так и у женщин.
«Если сравнивать с прошлым сезоном, то выступили лучше, — подводит итоги сезона старший тренер мужской сборной Юрий Альберс. — В прошлом году команда резко омолодилась, из «старого поколения» остался один Новиков. В прошлом сезоне только он и Абраменко попадали в очковую зону, в этом — уже пять человек. Так что, прогресс есть. На чемпионате мира выступили неплохо. Но с другой стороны, да, наши места не устраивают ни нас, ни болельщиков. За сезон поставлю нам оценку три с плюсом».
От Сергея Новикова после его серебра на Олимпиаде в Ванкувере все ожидали поступательного движения вперед. Оптимисты даже говорили о претензиях белоруса на малые хрустальные глобусы. Однако на деле все получилось гораздо прозаичнее. После Игр Новиков заметно сдал и вот уже второй сезон подряд находится в тени.
«Новиков сник по разным причинам, — размышляет Юрий Альберс. — Главная — это психология. Он не был приучен к медалям, славе. А тут после Олимпиады на него все это свалилось. Бесконечные интервью, встречи. Это сказалось на подготовке. Я ему вообще предлагал взять паузу на сезон после Ванкувера, но он не захотел. В этом году у него не шла стрельба. А для Новикова это критично. На чемпионате мира только наладил. Кстати, на планетарном первенстве он выступил достойно. Это обнадеживает. Наверное, не стоит его списывать со счетов».
Наверняка, наблюдая за трансляциями мужских биатлонных состязаний, болельщики задавались вопросом: ну почему же наши бегут так медленно? И действительно, по скорости на дистанции белорусы всегда сильно уступают ведущим биатлонистам. Юрий Альберс объясняет эту проблему очень просто.
«Трудолюбием, если вкалывать, можно достичь уровня, грубо говоря, первой тридцатки. Чтобы попадать выше, нужен талант. У каждого человека есть свой потолок. Посмотрите, в женской команде рядом с Домрачевой тренируются другие девчонки, но быстро бегает только Даша. Мы имеем то, что имеем. В мужском белорусском биатлоне и близко нет таланта, сравнимого с Домрачевой», — рационален и объективен наставник.
О том, почему же «девчонки, которые тренируются рядом с Домрачевой», не показали ничего выдающегося в этом сезоне, рассказал старший тренер женской сборной Андриан Цибульский: «Травмы не позволили нам полностью раскрыться. Что у Людмилы Калинчик, что у Надежды Скардино были проблемы со здоровьем. В тренировочном процессе не все гладко было».
Главной же бедой белорусского биатлона оба специалиста называют отсутствие резерва. По словам тренеров, ситуация тут близка к критической.
«В этом сезоне мы очень много и тщательно занимались селекцией, — рассказывает Андриан Цибульский. — Просмотрели всех девочек вплоть до 1996-1997 годов рождения. Так вот Домрачева 1986 года рождения, а следующая девочка, которая подает надежды — 1996 года рождения. Десятилетняя яма. Стоит признать, нет у нас такой системы подготовки, которая бы позволяла выдавать нам хотя бы раз в два года одного высококлассного спортсмена. Впрочем, проблемы с резервом не новы. Из России, как раньше, мы уже никого не возьмем. У них самих там забот хватает накануне домашней Олимпиады. Хотя там много хороших девочек. Они могут собрать 3-4 равноценных состава. То, что есть у нас, не дотягивает до третьего-четвертого состава россиян».
«Резерв — это наша больная мозоль. Катастрофа, — вторит Цибульскому Юрий Альберс. — Мы привлекли в этом сезоне 6 человек к национальной команде. Еще 2-3 человека, так сказать, под сборной тренировались. И вот они уже бросили биатлон. А больше никого нет. Есть юниоры, человека три. Сейчас мы планируем создавать команду «А» и команду «Б». Чтобы команда «Б» имела практику, выступала на этапах Кубка ИБУ. А то сейчас мы не отбираем национальную команду, а набираем, чтобы хоть кто-то выступал».
По убеждению тренеров, занимающихся биатлоном детей в Беларуси немало. Есть и результаты на юниорском уровне. Так, в этом году на чемпионате мира Максим Романовский выиграл целых три медали. Теряются же спортсмены при переходе из юниорского во взрослый спорт. «Сможет ли тот же Романовский хоть что-то демонстрировать на взрослом уровне, мы узнаем только через несколько лет, если он вообще продолжит биатлонную карьеру», — резюмирует Юрий Альберс.
Стоит отметить, что в истории белорусского биатлона хватает спортсменов, которые считались весьма перспективными, но во взрослом спорте по разным причинам о себе заявить не смогли.
Например, по юниорам Андрей Малатчитский, Юрий Ефременко и Андрей Павловский совсем немного уступали Сергею Новикову, однако после перехода во взрослый спорт эта троица не выдержала нагрузок и ушла из биатлона. В 2003 году белорусский квартет Александр Мытник, Сергей Дашкевич, Владимир Миклашевский и Алексей Юрченко стал бронзовым призером юниорского чемпионата мира. Никто из этой команды не добился хоть маломальских успехов на взрослом уровне.
В начале 2000-х на Ольгу Подолинскую тренерами возлагались особые надежды, однако ее спортивная карьера ограничилась лишь юниорскими стартами. В 2003 году в белорусском биатлоне появилась еще одна талантливая спортсменка — Татьяна Шинтарь. По мнению тренеров, Шинтарь была как минимум не хуже Калинчик и Ананько, однако до взрослого спорта Татьяна так и не дошла.
В 2005 году вместе с Домрачевой Ольга Олиферовец поднялась на пьедестал юниорского чемпионата мира в Контиолахти в гонке преследования. По потенциалу Ольга считалась если и слабее Домрачевой, то совсем на чуть-чуть. Однако в 2008 году 19-летняя Олиферовец вышла замуж и переехала в Швецию. Родив сына, она вернулась в спорт и, возможно, даже поедет на Олимпиаду в Сочи, правда, в составе сборной Швеции.
Свежий пример — член мужской сборной Владимир Аленишко, являющийся призером юниорских чемпионатов мира и Европы и занявший лишь 90-е место в общем зачете Кубка мира в этом году.
Как отмечал в одном из интервью Андриан Цибульский, «80% юношеских медалистов в спринтерских гонках на чемпионатах мира вообще закончили карьеру, а остальные бегают на уровне 50-70-х мест... Поднимается обычно золотая середина. Те, кого смогли основательно подготовить, заложить всю необходимую базу и подвести к большому спорту, соблюдая технологию. Форсаж на начальных этапах еще никому не пошел на пользу».
В Беларуси же, по мнению специалиста, детские тренеры поставлены в сложное положение: их зарплата напрямую зависит от результатов их воспитанников в детских и юношеских соревнованиях, и поэтому они вынуждены гнаться за сиюминутными результатами, а не работать на перспективу и готовить подопечных в национальную сборную.
«Вместо того чтобы целенаправленно и планомерно готовить ребят и девчат к будущим победам, тренеры вынуждены думать о своем материальном состоянии и требовать от подопечных медали на юношеском уровне. В результате спортсмены приходят в национальную команду с такими провалами в базовой подготовке, исправить которые уже невозможно. О психологических и других аспектах, которые важны во взрослом спорте, никто вообще не задумывается...», — режет правду-матку Цибульский.
Та же Домрачева, по словам Цибульского, в детском и юношеском возрасте тренировалась без всякого форсажа. А высокие результаты Дарьи были обусловлены ее исключительной одаренностью, но ни в коем случае не какими-то специальными усилиями или ускоренной подготовкой. Кстати, с победительницей Кубка мира нынешнего сезона немкой Магдаленой Нойнер в детском и юниорском возрасте была та же ситуация.
«Когда я 7 лет назад увидел Домрачеву, сразу про себя подумал, что Дарья будет великой спортсменкой, — вспоминает Андриан Цибульский. — Это несомненный талант. Мы с ней пошли по такому пути, чтобы ни в коем случае не форсировать события. Все делали потихоньку, планомерно. Результат Даши в прошедшем сезоне ожидаемый. У Даши есть резерв для улучшения результатов. В первую очередь, это стрельба. В техническом плане есть моменты, в которых можно добавить. Я точно не скажу в цифрах, насколько в данный момент раскрыт потенциал Домрачевой, но не на сто процентов — это точно».
В следующем сезоне в отсутствии Нойнер, которая завершила спортивную карьеру, Домрачева будет однозначным фаворитом. И Дарья, к гадалке не ходи, порадует нас многочисленными победами. Но сможем ли мы говорить через год об успехах белорусского биатлона, а не о персональных успехах Домрачевой — большой вопрос…
Успехи Домрачевой отодвинули в тень посредственные выступления большинства ее подруг по команде, второй подряд невнятный сезон Сергея Новикова, отсутствие...