Череду версий породил указ президента Беларуси № 430 от 13 сентября об обязательном страховании убытков (потери прибыли) в случае отмены, бойкотирования или переноса сроков проведения чемпионата мира по хоккею 2014 года из-за форс-мажорных обстоятельств.
Критики властей сразу воскликнули: ага, режим испугался! Да, но почему решение принято уже тогда, когда бойкот стал практически невероятным?
«Я уже всем СМИ мира это объяснил»
На характер комментариев явно повлияло то, что практически параллельно с указом Европейский парламент принял резолюцию с призывом к Международной федерации хоккея (ИИХФ) пересмотреть решение о проведении чемпионата мира 2014 года в Беларуси. Мотивация: в связи с пытками политзаключенных.
Некоторые эксперты поспешили заключить, что если раньше на подобные обращения Минск практически не реагировал, то сейчас решил в прямом смысле слова подстраховаться.
На самом деле указ не является следствием резолюции ЕП. Документ был подписан за три дня до призыва евродепутатов, а вообще указы и прочие нормативно-правовые акты, за редким исключением, готовятся месяцами.
«Мы начали заниматься этим еще в ноябре прошлого года. Указ вышел только сейчас. Просто совпало с заявлением Европарламента», — отмечает менеджер дирекции по проведению чемпионата мира Петр Рябухин. И иронично добавляет: «Я уже всем СМИ мира это объяснил».
Что прописал регламент?
По словам Рябухина, страховка чемпионата прописана регламентом ИИХФ. Штудирование документов международной федерации, находящихся в открытом доступе на ее сайте, подтверждает слова представителя дирекции: страховка должна предусматривать компенсацию потерь «от всех претензий любого рода». Про бойкот, однако, ни слова.
Ранее председатель хоккейной федерации страны Евгений Ворсин заявил, что страхование чемпионата на случай его отмены, переноса, бойкота, форс-мажорных обстоятельств является требованием ИИХФ. Иначе говоря, вопрос страхования инициирован не белорусской стороной.
«Никакого форс-мажора, никакого бойкота, отмены быть не может», — выразил при этом Ворсин общую уверенность организаторов. Назвал он и возможную сумму страхования — «60 миллионов евро или 60 миллионов швейцарских франков». И это якобы тоже требование международной федерации.
ИИХФ предпочитает хранить молчание
Проверить сказанное Ворсиным сложно, так как договор об организации чемпионата, заключаемый между ИИХФ и хозяевами турнира, в открытых источниках не публикуется. Попытка автора выяснить, является ли страхование этих соревнований конкретно от названных выше угроз обычной практикой либо исключительно белорусским случаем, оказалась неудачной: соответствующий запрос в штаб-квартиру федерации остался без ответа.
Если предположить, что риск бойкота в страховку заложен впервые, то для ИИХФ действительно лучшим выходом является молчание. И похоже, что дело обстоит именно так. Ведь если бы было наоборот, то в предыдущие годы наверняка в какой-нибудь стране такой «пункт» всплыл бы.
В пользу этого предположения говорит и то, что указ № 430 является дополнением к указу № 28 от 16 января еще 2012 года «О некоторых вопросах проведения чемпионата мира по хоккею 2014 года в г. Минске». Что мешало сделать все сразу, если имеется опыт других стран?
Более того, если сумма страховки 60 млн. «евро или швейцарских франков» является требованием ИИХФ, то стоит продолжить цитирование Ворсина, который заявил, что по этому вопросу еще «идут консультации», а тема затрагивалась на последнем (заметим: сентябрьском) конгрессе ИИХФ. Почему такая задержка?
Обилие версий, выдвинутых после выхода указа о страховании чемпионата, порождено недостаточной открытостью ИИХФ и ее минских партнеров. Возможно, все гораздо проще. А именно: 18 мая 2012 года конгресс международной федерации подтвердил, что ЧМ-2014 пройдет в Минске, переноса в другую страну не будет; вдобавок президент ИИХФ Рене Фазель заявил, что «спорт не может и не должен использоваться в качестве политического инструмента». После этого судьбоносного для белорусских властей дня и началась подготовка необходимого пакета документов, в том числе и о страховании.
Однако никому из причастных к организации ЧМ лиц не пришло на ум во избежание кривотолков вовремя сделать необходимые пояснения, сославшись на конкретные положения регламента и иных нормативных актов. Поэтому и раздаются голоса: как же так, угроза переноса и бойкота миновала, а мы от нее страхуемся?
Швейцарцев напряг долгострой?
Некоторые эксперты предполагают, что указ № 430 издан по требованию не ИИХФ, а швейцарской компании Infront Sports & Media AG, которая владеет маркетинговыми правами на организацию хоккейного чемпионата мира.
«Думаю, что это требование «Инфронта», ведь в случае форс-мажора объекты остаются у нас, а маркетинговый правообладатель теряет деньги. Причем возникло это требование не сегодня, сейчас вышел только указ», — говорит бывший заместитель председателя федерации хоккея Беларуси Владимир Бережков.
Швейцарцы всегда старались не лезть в политику, но всегда умели считать деньги и просчитывать риски. Да, чемпионат вроде как не перенесут, а если бойкот и будет, то лишь со стороны отдельных игроков, и то еще не факт.
Дело вполне могло быть в другом. Во-первых, Европа хорошо знает, что такое бизнес в Беларуси. А во-вторых, применительно к самому чемпионату ахиллесова пята Минска не политика, а экономика. Конкретно — до сих пор не введенная в строй «Чижовка-Арена».
Ее должны были сдать еще в 2010-м, максимум в 2011 году. Но уже заканчивается 2013-й, и очередным сроком назвали то ли 7 ноября, то ли декабрь. А до начала чемпионата остается чуть больше полугода. Между тем проведение турнира на двух аренах — обязательное условие для организаторов ЧМ. Не это ли напрягло «Инфронт»?
Головной офис этой фирмы, как и ИИХФ, на запрос не ответил.