С момента вручения верительных грамот Чрезвычайным и Полномочным Послом Ее Величества Королевы Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси Розмари Томас прошло полгода. Мы давно готовились к этой беседе, но терпеливо выжидали, пока дипломат освоится в нашей стране.
Наш корреспондент встретилась с руководителем британской дипмиссии. Разговор получился содержательным.
— Госпожа Посол, вы уже полгода работаете в Беларуси. И надо признаться, прибыли в достаточно хмурое время года — осенью. Несмотря на обширную полемику по поводу глобального потепления, белорусская зима в этом году также выдалась довольно холодной и снежной. Не стал ли испытанием для вас наш климат?
— Может быть, мои слова прозвучат неожиданно, но мне нравится белорусский климат. Я привыкла к капризам погоды. До приезда в Беларусь работала в Украине, потом в Афганистане и везде приходилось приспосабливаться к новым климатическим условиям. Кстати, в этом есть свои особенности. Начинаешь лучше понимать страну, людей. А если бы я предпочла наслаждаться прелестями британской погоды, осталась бы в Великобритании. Но, уверяю, без сюрпризов там тоже не обходится.
— Вы наверняка уже познакомились с особенностями национального менталитета. Легко ли находить общий язык с белорусскими партнерами?
— Белорусы и британцы имеют много общих черт: вежливость, толерантность, уважительное отношение к истории и традициям. Мы не такие уж разные. Мне очень комфортно работается в этой стране.
— В декабре 2009 года делегация белорусских деловых кругов посетила Великобританию. Придал ли визит импульс развитию торгово-экономических связей между нашими странами?
— Такие визиты всегда полезны. Необходимо расширять рыночные возможности. Великобритания импортирует некоторые виды белорусской продукции, в частности, нефтехимической. Однако сейчас мир переживает сложную финансовую ситуацию. Великобритания — не исключение, поэтому потребность в продуктах нефтехимии сократилась. Кроме того, объемы экспорта нефтепродуктов из Беларуси также могут быть пересмотрены и в связи с изменением условий поставок нефти.
Но имеет ли смысл фокусировать все внимание лишь на одном направлении торговли? Наши возможности намного шире. Британский рынок очень емкий. Несмотря на кризис, мы по-прежнему остаемся пятой экономикой мира. Беларусь могла бы экспортировать в Великобританию не только продукцию машиностроения, но и другие товары, например, текстильной, пищевой, косметической, фармакологической отраслей промышленности. В конце прошлого года была возобновлена работа Белорусско-британской торгово-общественной палаты. Эта структура наверняка окажет положительное влияние на активизацию торгово-экономических связей. В Минске уже открыты представительства ряда британских компаний. Некоторые из них как раз специализируются на оказании помощи предприятиям, нуждающимся в инвестициях. Они работают совместно с белорусскими партнерами в поисках рынков сбыта в Великобритании. Есть примеры успешного взаимодействия, но и без затруднений не обходится.
— С какими проблемами сталкиваются наши страны при решении вопросов экономического характера?
— Белорусское правительство поставило очень четкие задачи: поиск новых рынков и привлечение инвестиций. Для достижения этих целей предпринят ряд мер, в том числе законодательных. К сожалению, иногда создается впечатление, что не все государственные предприятия идут в фарватере этой стратегии. Складывается достаточно противоречивая картина. Одни производители ориентированы на рыночно-коммерческий подход, другие этого не демонстрируют.
Я считаю, что инвестиционный потенциал Великобритании в Беларуси до конца не реализован. Для того чтобы успешно взаимодействовать, необходимо оперировать конкретными категориями, вникать в особенности рыночной системы страны. Британские компании не всегда понимают культуру, нюансы белорусского рынка. Поэтому для них важно опираться на надежных белорусских партнеров, которые хорошо владеют ситуацией. Аналогичное утверждение применимо и к белорусской стороне. Предприятия Беларуси, желающие поставлять на экспорт в Великобританию свою продукцию, также сталкиваются с проблемой поиска партнеров, которые помогли бы белорусам разобраться в хитросплетениях британского рынка. Эти партнеры могли бы использовать свою сеть контактов для увеличения объемов белорусского экспорта. Если стороны пойдут по пути взаимодействия, добьются ощутимых успехов.
Важные составляющие — наличие законодательной базы, которая предоставляла бы надежные гарантии инвесторам, и предсказуемая юридическая система в целом, а не только в коммерческом аспекте. Белорусская сторона предпринимает много усилий в этом направлении, но проблемы пока сохраняются.
И, наконец, Беларуси необходимо продолжать повышать имидж своей страны за рубежом. Мне известно, что белорусский президент придает маркетингу большое значение. С точки зрения Великобритании, эта работа должна быть продолжена. Целесообразно задуматься не только о том, знают ли о Беларуси за рубежом. Важно и то, каким именно имиджем она обладает.
— Не так давно состоялся визит американских бизнесменов в Беларусь. Возможен ли аналогичный визит представителей британского бизнеса?
— Визит бизнесменов США носил частный характер — и это правильно. Вопросы бизнеса профессионалы должны решать в своем кругу. Мы пока не планируем аналогичный визит. Важно, чтобы в Беларуси были созданы оптимальные условия для привлечения бизнес-партнеров, не только британских. По мере улучшения бизнес-климата перспектива организации подобного рода встреч будет увеличиваться. Тем не менее, дипломаты всегда по возможности помогают тем, кто обращается в посольства в поисках деловых контактов (будь то Посольство Великобритании в Минске или Посольство Беларуси в Лондоне). Наше диппредставительство регулярно проводит различные бизнес-мероприятия. Эта форма работы будет продолжена.
— Ваш предшественник неоднократно выражал удовлетворение тем фактом, что отношения между нашей страной и Европейским союзом начали налаживаться. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем переход к менее дружественной тональности. Не означает ли это возврат к периоду напряженности?
— Как ни грустно, динамика углубления отношений между Европейским союзом и Беларусью утеряна. Некоторое разочарование испытали обе стороны. Но, несмотря на то, что у нас имеются определенные озабоченности, Евросоюз продолжает держать двери открытыми и готов к налаживанию взаимовыгодных, полезных отношений. Мы хотим работать совместно с Беларусью, и многое можем сделать для общего благополучия, процветания и создания долгосрочной стабильности в регионе. У Беларуси есть другие партнеры, с которыми страна стремится поддерживать тесные политические и экономические отношения, но, мне кажется, не имеет смысла отказываться и от сотрудничества с Евросоюзом. Помимо политического и экономического взаимодействия, мы могли бы решать вопросы обеспечения энергетической безопасности, развития промышленности, защиты окружающей среды. Перечисленные проблемы — ключевые, но это далеко не полный их спектр. Я думаю, что мы пока еще не утратили возможность придать новый импульс нашим взаимоотношениям.
— Британская дипмиссия принимала участие в наблюдении за выборами?
— Дипломаты осуществляли наблюдение за выборами в местные Советы. Правда, не в качестве полноценных наблюдателей. К сожалению, тридцать дипломатов не в состоянии обеспечить всестороннее наблюдение, такое, какое могла бы осуществить, например, миссия ОБСЕ. Но, тем не менее, мы признательны за то, что белорусская сторона предоставила нам такую возможность. Это позволило нам лучше ознакомиться с тем, как в Беларуси проходит избирательный процесс.
— Как вы оцениваете перспективы участия Беларуси в программе ЕС «Восточное партнерство»?
— В рамках этой инициативы мы имеем возможность наладить совместную работу, которая могла бы стать катализатором наших отношений. Это очень полезный инструмент. Но необходимо четко понимать, что данная программа — не последнее слово. Напротив, первое. Например, инициативой не предусмотрено оказание широкомасштабной экономической помощи. Но если участники совместными усилиями заставят заработать этот проект, он принесет общую пользу. Мы сможем гораздо глубже развить наши отношения. Например, для Беларуси это может означать начало переговорного процесса по поводу облегчения визового режима с перспективой его полной отмены. Можно было бы заключить дополнительные торговые отношения. Что касается Евросоюза, то у него появился бы надежный партнер, с которым реально было бы совместно работать над установлением долгосрочной стабильности в регионе. В понимании Евросоюза термин «стабильность» не означает лишь традиционное налаживание сотрудничества в сфере обороны. Это более широкое понятие, включающее в себя энергетическую, экономическую, политическую безопасность.
— Почему европейцы сделали столь однозначный выбор, принимая решение о представительстве белорусов в «Евронесте»? Отсутствие парламентариев среди кандидатур выглядит немного странным…
— В системе Европейского союза Европарламент — полностью независимая структура. Совет Евросоюза, на котором осуществляется представительство политических интересов стран-членов ЕС, не имеет ни права, ни возможности влиять на его деятельность. Решение, принятое Европейским парламентом, вероятно, отражает специфические характеристики белорусского парламента на фоне других участников программы «Восточное партнерство».
— Какова позиция Великобритании?
— Парламентское измерение в рамках программы «Восточное партнерство» имеет большой потенциал и может принести значительную пользу. Мы надеемся, что парламентарии смогут найти взаимоприемлемый способ развивать отношения. Но, вероятно, это потребует какого-то компромисса. Для Великобритании, как страны-члена ЕС, не вполне уместно говорить о том, какого рода компромисс это может быть. Парламентарии должны сами разобраться между собой.
— Как в рамках компетенции Совета будет выстраиваться восточноевропейская политика, в частности, на белорусском направлении?
— С полной уверенностью можно сказать, что работа с вашей страной будет продолжена в русле реализуемой политики Евросоюза. В отношении этого вопроса существует серьезный консенсус, включающий готовность углублять взаимоотношения на основании ценностей, которые разделяют все европейские страны.
— Раздаются претензии в адрес Великобритании в монополизации процесса создания Службы и «узурпации» ключевых должностей. Насколько обоснованны эти упреки?
— Все государства-члены ЕС едины во мнении, что внутри Службы должности следует распределять в соответствии с квалификацией кандидатов. Несправедливо было бы утверждать, что, например, британцы более компетентны по сравнению с представителями других стран. Существует и заинтересованность в соблюдении широкого географического баланса при подборе кадров. Поэтому вряд ли можно говорить о чьем-либо избыточном представительстве в этой структуре, в том числе граждан Великобритании. Тем более, что пока преждевременно оперировать какими-то конкретными данными.
— Я, наверное, утомила вас сложными и каверзными вопросами. Позволите задать несколько легкомысленных?
— Конечно.
— Раньше в Посольстве Ее Величества обитали два очаровательных создания — коты Тигра и Сьюзи. О них, в отличие от дипломатов, официальных сообщений не поступало, но нас волнует их судьба.
— С Тигрой и Сьюзи все в порядке. Они живы, здоровы. Пока находятся в Минске, но предыдущий посол очень по ним скучает. Через несколько недель он приедет в Беларусь, чтобы, наконец-то, увезти их в Великобританию.
— Ваши помощники проговорились. Оказывается, в посольстве поселились новые пушистые обитатели.
— Две кошки британской породы.
— Как их зовут?
— Беллатрикс и Бастер. Я привезла их с собой в Минск из Великобритании. Это мои домашние питомцы. Кстати, у Бастера скоро будет день рождения.
— Это приглашение? Обязательно учтем!