Совет национальной безопасности Польши обнародовал стенограмму расшифровки «черных ящиков» польского самолета Ту-154, разбившегося 10 апреля под Смоленском.
Запись опубликована на официальном сайте премьер-министра Польши Дональда Туска. Последним в салоне был крик и нецензурное выражение «kurwa», спустя секунду самописцы остановились. За одну секунду до катастрофы диспетчер закричал пилотам: «Уход на второй круг!». Слов президента Качиньского о необходимости посадки именно в Смоленске на записях нет, сообщает Infox.ru.
Судя по опубликованной стенограмме, в 10.23 мск в кабине пилотов появился неизвестный, который спросил командира экипажа, когда произойдет посадка. На это пилоты сообщили пришедшему, что на аэродроме туман, экипаж принял решение совершить подход, а затем уйти на второй круг. Ранее сообщалось, что в кабине пилотов вплоть до крушения был командующий ВВС Польши Анджей Бласик, а также директор дипломатического протокола МИДа Мариуш Казана. По данным польских СМИ, вопрос о сроках посадки задал Казана. Сколько времени в кабине находился Анджей Бласик, неясно, большинство его слов неразборчивы, хотя в кабине он провел около 15 минут вплоть до катастрофы.
Командир воздушного судна сообщил представителю МИД Польши, что посадка в условиях плохой видимости вряд ли возможна. Одновременно с этим визитом, в 10.24, за 16 минут до катастрофы, российский диспетчер сообщил польскому экипажу: «Условий для приема нет».
В 10.30 неопознанный голос на записи сообщил, что решения президента тоже пока нет. Но при дальнейшей расшифровке так и осталось неясным, что решил президент, хотя польские военные чиновники не раз заявляли, что все решения на борту Ту-154 принимает командир экипажа. В 10.32 раздается команда командира Протасюка: Заходим на посадку. В случае неудачного захода уходим на автомате (имеется ввиду режим автопилота). Авиаэксперты не раз отмечали, что одной из ключевых ошибок пилотов был заход на посадку в режиме автопилота, тогда как на аэродроме отсутствует курсо-глиссадная система.
Тем временем самолет продолжал снижение, причем, судя по хронометражу записей, с высоты 300 м снижение шло с большой вертикальной скоростью. Кто отдавал команды на снижение, осталось неизвестным — в стенограмме голос был неразборчивым. Каким прибором — барометрическим или радиовысотомером — пользовались пилоты при определении высоты, из стенограммы также осталось неясным. Однако уже когда в кабине звучали команды спуститься на высоту 400 и 300 м в кабине сработала система TAWS.
Высоту принятия решения в 100 м пилоты прошли еще до ближнего маяка, установленного в Смоленске за километр от начала взлетно-посадочной полосы. По минимальным требованиям аэродрома, самолет должен был находиться в точке ближнего привода на высоте более 100 м, однако Ту-154 пролетел в этой точке уже на расстоянии 20 м от земли.
Причем, еще на высоте 80 м в 10 часов 40 минут 51 секунду прозвучала команда второго пилота: «Уходим» (имеется в виду уход на второй круг). Это произошло примерно за 11 секунд до катастрофы. Затем счет шел на секунды: с каждой секундой штурман сообщал о дальнейшем снижении самолета на 10 м. В это время в кабине продолжали работать сигналы системы TAWS, предупреждающей об опасном сближении с землей. Диспетчер аэродрома в 10 часов 40 минут 53 секунды дал команду: «Горизонт 101» (101 — бортовой номер). Но штурман продолжал сообщать о снижении.
После слов штурмана «20» (метров) разговоры в кабине прекратились — работали только сигналы TAWS. Затем в 10 часов 40 минут 56 секунд, после первого столкновения с ветками деревьев вновь раздался голос второго пилота — прозвучало нецензурное выражение «kurwa mac».
Последнее слово, зафиксированное «черными ящиками», тоже было нецензурным: в 10 часов 41 минуту 02 секунды в кабине послышался крик и слово «kurwa». Личность закричавшего человека осталась неизвестной.
В 10 часов 41 минуту 05 секунд запись бортового самописца остановилась.
Совет национальной безопасности Польши обнародовал стенограмму расшифровки «черных ящиков» польского самолета Ту-154, разбившегося 10 апреля под Смоленском.