В экспертном сообществе, то разгораясь, то затихая, продолжается дискуссия о том, каким образом в руках иранских военных оказался новейший американский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. Многое говорит в пользу того, что произошло это не без помощи последних разработок белорусского ВПК.
Напомним: 4 декабря прошлого года мировые СМИ, ссылаясь на информацию источников в Тегеране, сообщили, что средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) вооруженных сил Ирана посадили этот сверхсекретный БПЛА на востоке страны.
Вскоре после этого издание The Christian Science Monitor опубликовало интервью с иранским инженером, который якобы принимал непосредственное участие в операции по перехвату RQ-170. Собеседник раскрыл ряд технических подробностей этого перехвата.
По его словам, c помощью средств РЭБ иранцы мощной помехой разорвали канал спутниковой связи между RQ-170 и станцией наземного управления, находящейся в США. В подобной ситуации программное обеспечение БПЛА переводит аппарат в режим автопилота, при помощи которого дрон и должен был вернуться на место базирования — базу ВВС США в Афганистане.
Воспользовавшись тем, что в работе автопилота используется система GPS, иранские военные через эту систему навигации смогли подсунуть ему ложные сигналы глобального позиционирования (а возможно, и просто заглушить сигналы). В результате управляющая программа беспилотника посчитала, что он уже прибыл к месту базирования, и произвела почти мягкую посадку территории Ирана.
Между тем, согласно официальной версии американских властей, Sentinel был утерян из-за сбоя в оборудовании. Подобного мнения придерживаются и многие независимые эксперты. Например, та же The Christian Science Monitor опубликовала высказывания по данному поводу Джона Пайка, специалиста в области шифрования данных и спутниковой связи.
Последний весьма скептически относится к информации, обнародованной иранцем. Суть возражений состоит в следующем: система GPS является двухуровневой, один ее уровень предназначен для всеобщего использования, и данные его не шифруются, а вот второй уровень используется исключительно для военного применения и поэтому шифруется с помощью криптостойких алгоритмов P(Y). Взлом этих алгоритмов теоретически возможен, но практически маловероятен, а без этого подменить команды GPS военного уровня невозможно.
Примерно также выглядит и ход размышлений известного российского эксперта Игоря Коротченко, директора Центра анализа мировой торговли оружием. Тот считает наиболее вероятной причиной приземления БПЛА RQ-170 в Иране либо программный, либо аппаратный сбой.
Однако среди специалистов существует и другая точка зрения. Ее сторонники указывают на то, что вооруженным силам США уже давно было известно об уязвимых местах GPS-системы. Создав помехи на канале связи, можно перевести летающее устройство, использующее GPS-навигацию, в режим автопилота, и в этот момент теряется наземный контроль над аппаратом. Первый доклад, посвященный проблеме уязвимости GPS и содержащий предупреждения об опасности хакерских атак данного типа, появился еще в 2003 году.
Трудно сказать наверняка, действительно ли иранцам удалось самостоятельно провести эту операцию, но, как отмечает ресурс cnews.ru, GPS-спуфинг действительно возможен, что неоднократно демонстрировали сами американцы. Достаточно заглушить истинный сигнал GPS более мощным ложным, и система навигации транспортного средства сбивается с толку.
Но таким образом можно легко воздействовать на незашифрованные гражданские системы GPS. Военные же приемники GPS используют зашифрованный P(Y)-код для связи со спутниками. И весьма маловероятно, что иранцам удалось взломать этот код, а если бы им и удалось совершить такой прорыв в криптовзломе, то они никогда не стали бы выдавать обладание столь ценным достижением ради одного беспилотника.
Однако иранским специалистам, оказывается, не обязательно было взламывать P(Y)-код, чтобы приземлить дрон. По словам Ричарда Лэнгли, канадского эксперта по системам GPS, теоретически существует возможность взять под контроль БПЛА, подавив мощными помехами защищенный P(Y)-канал.
Это сразу вызвало бы переход системы управления полетом RQ-170 в режим автопилота. Обычно БПЛА одновременно использует более надежный «военный» P(Y)-код на частоте L2 и более простой «гражданский» C/A-код на частоте L1. В случае если автопилот лишается данных по P(Y)-каналу, он переходит на C/A. В этот момент появляется возможность подменить более простой «гражданский» сигнал ложным и вывести беспилотник в нужное место.
Если иранцы могут генерировать выборочные помехи на частотах L1 и L2, то они могут использовать эту уязвимость автопилота и подменять истинные координаты ложными. Косвенным доказательством возможности такого сценария могут служить относительно небольшие повреждения БПЛА RQ-170 — как будто он самостоятельно заходил на посадку.
Дополнительную интригу в эту полемику внесло издание Flightglobal, которое выдвинуло предположение, что иранцы могли использовать в операции против RQ-170 полученный ими не так давно из России комплекс радиотехнической разведки 1Л222 «Автобаза».
Между тем, как утверждают специалисты в области РЭБ, сам комплекс 1Л222 не может быть использован для принудительной посадки БПЛА. Он предназначен для пассивной разведки импульсных самолетных РЛС и передачи следующей информации: угловых координат цели, класса РЛС, номера частотного диапазона работы.
В то же время «Автобаза» является всего лишь частью мобильного автоматизированного комплекса РЭБ, разработанного еще во времена СССР. В его состав помимо станций радиотехнической разведки и автоматизированных пунктов управления входят также однолучевые и многолучевые станции мощных шумовых помех. Именно последние и блокируют работу бортовых радиолокационных станций летательных аппаратов всех типов, включая БПЛА. В принципе они могут глушить любые приемные устройства.
Сегодня многие важные средства РЭБ, такие например, как наземные станции мощных шумовых помех и аппаратура блокирования GPS, производятся и предлагаются на мировом рынке предприятиями военно-промышленного комплекса Республики Беларусь.
В частности, аппаратура, о которой шла речь выше, разрабатывается и производится ОАО «КБ Радар». Оно некоторое время назад выделилось из состава научно-производственного республиканского унитарного предприятия «СКБ Камертон» в самостоятельное юридическое лицо и получило статус специализированного предприятия по радиолокации и РЭБ.
Согласно информации, размещенной на сайте «КБ Радар», его специализацией, в частности, является разработка и производство комплексов «помех пользователям глобальных спутниковых навигационных систем, исключающих выполнение ими своих навигационных задач (например, срыв наведения высокоточных крылатых ракет на цели)».
Одним из таких комплексов является «Оптима-3» — комплекс радиопомех приемникам системы глобальной радионавигации GPS. Он предназначен для того, чтобы нарушать в заданной зоне радионавигацию потребителей системы GPS (авиационных средств, высокоточного оружия, систем управления оружием и т.п.).
В состав «Оптимы-3» входит 9 комплектов передатчиков помех и автоматизированная система управления ими. Малые габариты и небольшой вес передатчиков помех обеспечивают их оперативное размещение и смену позиций на выбранных высотных объектах (вышках мобильной связи, радиосвязи, телевизионных ретрансляторов, высотных зданиях и специальных мачтах).
На дальности до 100 км такими передатчиками создается сплошное помеховое поле, что затрудняет обнаружение и поражение отдельных передатчиков, причем стоимость передатчиков значительно ниже стоимости средств их поражения.
Помимо стационарных генераторов помех, «КБ Радар» разрабатывает мобильные передатчики помех типа «Туман» и «Туман-2» для размещения на БПЛА и вертолетах. Такие передатчики предназначены для формирования и излучения помех, подавляющих работу навигационных приемников систем GPS и ГЛОНАСС («Туман»), мобильных аппаратов пользователей космической радиосвязи систем Inmarsat, Iridium («Туман-2»).
Передатчик «Туман» используется для генерации и излучения помех оптимальной структуры на двух частотах системы GPS (L1 и L2) или (и) в двух диапазонах частот систем ГЛОНАСС (L1 и L2), передатчик «Туман-2» — в диапазонах частот систем Inmarsat, Iridium. Передатчики обоих типов могут быть размещены на БПЛА и вертолетах различных типов. Радиус зоны подавления — 100 км.
О том, каким может быть значение этих систем для ведения современных военных действий, говорят высказывания бывшего посла США в ООН Джона Болтона, опубликованные не так давно многими печатными и электронными СМИ. По его словам, если бы русские (про Беларусь Болтон, похоже, знает мало) предоставили Ирану современное оборудование постановки помех, то это бы означало, что для США очень многое в военной области «находится в опасности».
Конгресс, по мнению Болтона, должен быть очень обеспокоен тем, что Иран, возможно, имеет в своем распоряжении технологии постановки помех, которые могут поражать ракеты, самолеты, коммуникации и системы наведения «для целого ряда наших систем вооружения».