Европейская банковская система: лед тронулся
21.09.2013 07:00
—
Новости Мира
|
12 сентября Европарламент с четвертой попытки рассмотрел и одобрил проект решения о создании Единого механизма надзора за банками (ЕМНБ) еврозоны на базе Европейского центрального банка. Ожидается, что после утверждения Советом ЕС новая структура уже осенью 2014 г. начнет контролировать 130 крупнейших банков Европы. Внешне тихая и спокойная внутренняя жизнь в Европе со времен финансового кризиса уже преподнесла российским предпринимателям целый ряд сюрпризов в виде, например, банкротства банков в Исландии, Греции и, наконец, «стрижки депозитов» на Кипре. И это если не принимать во внимание резко выставленные требования по возврату кредитов европейскими банками российским партнерам непосредственно в разгар финансового катаклизма. Каждая из этих ситуаций, а кипрская в особенности, подтверждает старое правило: как Европа создавалась за чужой счет, эксплуатируя колонии, так она до сих пор и не избавилась от привычки решать свои проблемы, путем перекладывания их на других. Эта истина не всегда очевидна при общении с очень вежливыми и добрыми людьми провинциальных европейских городков с мощеными улочками, однако не стоит забывать, что еще в 1960-х годах Конго была колонией Бельгии, Гвинея-Бисау принадлежала Португалии, Суринам – Нидерландам, Алжир, Тунис, Марокко и множество других стран – Франции, а перечень зависимых от Великобритании территорий не и вовсе умещался на альбомном листе. Собственно, механизм «перекладывания» уже перешел в практическую фазу создания и формируется с небывалыми для Евросоюза темпами. Решение Европарламента стало пробным шаром, показавшим, что европейские страны готовы серьезно делиться финансовым суверенитетом с Брюсселем, лишь бы только сесть в «правильную» лодку, которая не потонет во время потопа. А долговой потоп в еврозоне, по сути, не прекращался с 2008 года и чем дальше, его отодвигают контрпотоком ликвидности, тем сильнее будут разрушения во время прорыва денежной дамбы. После создания надзорного органа наступит самое интересное – учреждение единого механизма санации банков, т.е. будущая структура (опять же на базе ЕЦБ) будет решать, какие банки и как спасать, а какие можно ликвидировать. Здесь важно не пропустить время «ч» для российских компаний, финансово связанных с европейскими банками. Дело в том, что один из механизмов санации предполагает кипрский сценарий, т.е. разделение ответственности с вкладчиками, причем уже сейчас в ЕС предлагается разделить все вклады на «рисковые» и «безрисковые», при том понимании, что основное бремя ответственности ляжет на обладателей рисковых депозитов. К таковой категории моно отнести, например, деньги компаний, заработанные в государствах с недемократичными режимами, нечестно или даже, например, с нарушением прав человека или каких-либо меньшинств. Вариантов тут масса. Для российских предприятий любой из них будет, скорее всего, означать только одно – вероятность обменять свои депозиты на акции банков, которые уже вряд ли когда-нибудь будут представлять какую либо ценность, кроме исторической. Стоит добавить, что закон, разделяющий инвестиционные и «депозитные» банки, теоретически позволяющий избежать «ненадежным» вкладчикам участи спасателей банков своими деньгами, идет по кабинетам Евросоюза со скоростью улитки. В таких условиях довольно интересно наблюдать за потоком информационных сообщений о неизбежном кризисе банковской сферы Китая, который может начаться по причине разрастания теневого сектора, нехватки ликвидности и массы других причин, еще никогда не фигурировавших в числе катализаторов финансовых кризисов в мире. Наверное, китайская ситуация, как обычно, уникальна. В то же время страшно представить себе масштабы этого финансового кризиса в КНР, предсказываемого уже с февраля текущего года, если одни его ожидания перекрывают реальный и протекающий кризис еврозоны, про который почти ничего не сообщается. При оценке подобных информационных сигналов, ориентированных прежде всего на рынки, следует помнить, что западные и китайские банки – это в принципе разные явления, поскольку в отличие от сугубо частных финансовых учреждений в Европе, большинство банков КНР де-факто до сих пор являются государственными. Кроме того, практическая работа с финструктурами Китая внятно доказывает, что китайский финансовый сектор – это среда, столь же мало подвластная колебаниям, как и вся огромная машина национальной экономики. Денег в ней более, чем достаточно, и обеспечены они не юридическими услугами, как это принято на Западе, а реальным сектором производства всемирной мастерской. Возможности кредитования в КНР, особенно приоритетных для государства отраслей, не идут ни в какое сравнение с даже очень дешевыми в последнее время кредитными ресурсами в «спокойной» Европе. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
12 сентября Европарламент с четвертой попытки рассмотрел и одобрил проект решения о создании Единого механизма надзора за банками (ЕМНБ) еврозоны на базе... |
|