Уроки европейской модернизации. SlovaKIA, или Кто приехал вместо Skoda
07.10.2013 13:46
—
Новости Мира
|
Как и другие постсоциалистические страны, Беларусь ищет экономические ниши, которые бы могли развивать страну, способствовать созданию новых рабочих мест. Одна из таких попыток – собственное автомобилестроение. Этим же путем в свое время пошла и Словакия. Сравним итоги, извлечем уроки, посмотрим в будущее. В рамках проекта “Европейский диалог о модернизации с Беларусью” вначале опишем словацкий опыт. Изучить его нам удалось при поддержке фонда DANIDA. На набережной Дуная в Братиславе, сразу слева от главного городского моста, огромный – во всю длину многоэтажного здания – рекламный щит: англоязычное «Made in SlovaKIA» призывает покупать южнокорейские автомобили КIA, произведенные в словацком городе Жилина. Эта реклама, построенная на игре слов, впечатлила. Но еще больше впечатлило состояние автомобилестроительной отрасли Словакии. В 2012 году небольшая страна с населением менее пяти с половиной миллионов человек произвела 927 тысяч легковых автомобилей. Получается 171 авто на 1000 душ! Во всем Евросоюзе в 2012 году было произведено 14,6 миллиона легковых авто. Получается, каждый 15 европейский автомобиль сегодня собирается в Словакии. Это круто! Особенно если учесть, что «европейским Детройтом» Словакия сумела стать менее чем за 15 лет реформ, направленных на модернизацию экономики. На момент распада Чехословакии (1993 год) в Словакии вообще не было автомобильного производства. Существовавший со времен ЧССР Братиславский автозавод занимался исключительно выпуском комплектующих для автомобилей Skoda. Но чехословацкая Skoda осталась в Чехии. И тогда Братислава в рамках модернизации экономики стала искать зарубежные инвестиции для собственного автомобилестроения. Словаки с западными экспертами подсчитали: это должно принести пользу и инвесторам, и стране. Первой «ласточкой» словацкого автомобилестроения стал немецкий концерн Volkswagen, который уже в первой половине 90-х годов развернул производство на базе Братиславского автозавода. Вслед за ним (в 2005-2006 годах) свои производства открыли французкая PSA/Peugeot-Citroen в городе Трнава и южнокрейская Kia Motors в городе Жилина. В 2000 году Словакия произвела 182 тысяч автомобилей, в 2005 году – 218 тысяч, в 2011 году, несмотря на кризис, производство возросло до 557 тысячи штук. Впечатляющие показатели прошлого года мы уже знаем. Доля автомобилей в экспорте Словакии превысила 25 процентов, автомобилестроение стало настоящим локомотивом национальной экономики. Известный словацкий экономист Радо Бато, работавший советником премьер-министра Иветы Радичовой, на время которой пришелся пик автомобильного бума, обратил мое внимание на тот факт, что прирост в словацком автопроме достигнут, прежде всего, за счет модернизации и интенсификации производства. Этот вывод эксперта подтверждается и статистикой 2012 года: прирост рабочей силы в отрасли составил лишь 3,5 процента, в то время как объем производства увеличился на 45 процентов. Мы говорим с Радо Бато о причинах, побудивших крупных иностранных инвесторов взяться за словацкий автопром фактически «с нуля». – Словацкое правительство было заинтересовано в привлечении зарубежных инвестиций и пошло на смелые шаги, – отмечает экономист. – Действовала специальная государственная программа, которая предоставила автоконцернам многолетние «налоговые каникулы», земли под строительство, за счет государства создавалась инфраструктура, выделялись гранты на подготовку и переподготовку персонала. Имели значение, конечно, и такие факторы, как наличие в Словакии достаточно квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, к тому же задыхающейся в период распада старой политико-экономической системы от безработицы. Но, я повторюсь, – решающее значение имела политическая воля правительства, гарантировавшая для Volkswagen, PSA/Peugeot-Citroen и Kia Motors всевозможные преференции и поддержку в обмен на организацию современных производств. – Например, если мы знаем, что служба такси, дипломатическое или медицинское учреждение намереваются закупить партию автомобилей, то им обязательно будет скидка, – заверяет менеджер. – Также успешность наших продаж обусловлена гарантией бесплатной замены неисправных по вине завода узлов и деталей в течение 7 лет или до 150 тысяч километров пробега. Таким вот образом цепочка модернизированного словацкого автопрома на людях и замыкается – от зарплаты под 1000 евро квалифицированного рабочего на построенном (или модернизированном) с помощью иностранных инвестиций заводе до конкретного покупателя высококлассного автомобиля с гарантией удобной и надежной эксплуатации. Тут самое время воскликнуть: «Куда же уехал белорусский Ford?» И не только он. Еще осенью 1996 года чешский концерн Skoda заключил договор об организации сборки своих автомобилей в Беларуси. Однако уже в 1997 году чехи, не получив от нашего правительства обещанных гарантий, убрались восвояси. На смену им белорусская сторона пригласила Ford. Американский производитель даже наладил в поселке Обчак под Минском выпуск легковушек Ford Escort и микроавтобусов Ford Transit. Однако проект быстро заглох. В 1998 году завод выпустил 1840 машин, в 1999-м – 440. И все. Потом были еще попытки собирать в том же Обчаке польский грузовик Lublin, автомобиль Samand из иранских узлов и деталей, китайские внедорожники Chery Riich… Все начиналось одинаково, под брызги шампанского и пропагандистскую шумиху о потоке иностранных инвестиций. Все одинаково и заканчивалось: либо полным пшиком, либо производством совершенно незначительного количества машин, не выдерживающих на рынке и малейшей конкуренции. В 2002 году, комментируя для The Wall Street Journal уход американской компании с белорусского рынка, Александр Лукашенко заявил, что «Ford ушел потому, что проиграл в Беларуси конкуренцию другим компаниям». По мнению обозревателя экономического еженедельника «Белорусы и рынок» Александра Алесина, доля правды в этих словах есть. Американцы предложили тогда к производству в Беларуси совершенно устаревшие модели. «Но тут возникают вопросы к компетенции белорусского правительства, которое пошло на подписание заведомо неконкурентоспособного проекта с иностранным инвестором», – отмечает эксперт. Да и все последующие попытки производства в Беларуси иностранных автомобилей, убежден Алесин, не отличались оригинальностью: модели предлагались технически устаревшие, их предполагаемая цена – неприемлемой. Летом нынешнего года правительство заявило о новом инвестиционном проекте по сборке в Беларуси легкового автомобиля Opel Corsa. Судя по тому, что экономическая политика нашей власти не претерпевает существенных изменений на протяжении вот уже двух десятилетий, белорусский Opel при этом правительстве отправится в направлении белорусского же Ford.. А белорусский Ford, как выясняется, изначально был нацелен на то, чтобы уехать в прошлое.
Сергей ВОЗНЯК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Менее чем за 15 лет реформ Словакия сумела стать «европейским Детройтом»… |
|