Как выбрать детский лагерь, который научит ребенка самостоятельности. 21.by

Как выбрать детский лагерь, который научит ребенка самостоятельности

10.03.2014 17:52 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Опытные родители знают: выбирать, куда отправить ребенка на летние каникулы нужно заранее. Сегодня летних детских лагерей — великое множество. Те, что пережили девяностые годы сменили название - теперь они называются ДОЛ или ДОЦ — детский оздоровительный лагерь или центр. К ним добавились российские и зарубежные детские языковые лагеря, скаутские и военно-патриотические, православные и авторские. Как же не потеряться в этом изобилии и как не разочаровать ребенка?

Лагеря традиционные и не очень

Существующие сегодня детские лагеря можно разбить на четыре основных группы: традиционные, узкоспециализированные, определенной направленности и авторские, или программные.

Традиционные лагеря — это те самые ДОЛ и ДОЦ, сохранившиеся с советских времен. Как правило, именно туда можно приобрести недорогие путевки, или даже получить их на предприятии или в собесе. Как правило, нынешние ДОЛ и ДОЦ — это места, где, по меткому выражению одного московского педагога, ребенок получит возможность сам заботиться о своем досуге под круглосуточным присмотром. В лучшем случае к услугам чада будут несколько кружков — какого-нибудь рукоделия, музыкальные и танцевальные, плюс однодневный туристический поход и самодельные конкурсы. Если повезет с вожатыми и товарищами по отряду, подросток вернется вполне отдохнувшим и довольным. Но тут уж как повезет.

Узкоспециализированные лагеря — это, как правило, лагеря спортивные или военно-спортивные. Там проблем с заполнением досуга не будет — скорее встанет вопрос о нехватке свободного времени. К тому же такого типа лагеря требуют от ребенка хотя бы начальных знаний и умений, плюс нужен интерес именно к той тематике или тому занятию, на котором специализируется лагерь. Если все это есть — выбирайте такой лагерь смело.

Лагеря определенной направленности — это языковые, предметные или научные. Если вашему чаду за девять учебных месяцев не надоело учиться, если сын или дочь проявляют повышенный интерес к какому-то предмету и мечтают заниматься им даже летом — это идеальный вариант! Поскольку окружение в таком лагере будет им под стать.

Наконец, авторские или программные лагеря. Это, пожалуй, наиболее интересный для большинства родителей вариант летнего отдыха. Само название этой группы указывает на то, что заниматься с ребенком в таком лагере будут по авторской программе. Причем, совершенно не обязательно, что автором программы будет именитый педагог. Напротив, наиболее интересные программы разрабатывают и реализуют сегодня люди, зачастую не имеющие педагогического образования, но прекрасно умеющие ладить с детьми. Именно поэтому они стараются наполнить детское время в таких лагерях разнообразными событиями, не концентрируясь на чем-то одном. Это могут быть историко-культурные лагеря, и тогда культурологические изыскания и творческие задания будут сочетаться с попытками овладеть народными ремеслами. И все это с частичным игровым погружением в быт изучаемой эпохи. Детям и еду предложат попробовать соответствующую, и спортивно-игровое пространство создадут согласно эпохе.

Кроме исторических, есть уйма других авторских программ. Где-то «снимают кино» и ребята могут попробовать себя в роли операторов, актеров, каскадеров, костюмеров и так далее, попутно меняясь ролями и изучая историю кинематографа. Где-то занимаются кинологией при собачьих питомниках. А где-то устраивают краткосрочные робинзонады, предварительно научив всем необходимым для этого навыкам. Длительность таких авторских программ может быть от трех дней до двух недель и более.

Какая бывает самостоятельность

Так какой же лагерь способен научить ребенка самостоятельности? И можно ли в принципе требовать этого от места, предназначенного для детского отдыха?

Педагоги разделяют самостоятельность на бытовую и социальную. С первой все очевидно: это умение держать вещи в порядке и следить за ними, умение позаботиться о себе на бытовом уровне, приученность к гигиене и уходу за собой. Со второй дело обстоит несколько сложнее. Социальная самостоятельность — это прежде всего умение принимать решения и участвовать в социальной деятельности.

Как правило, самой элементарной бытовой самостоятельностью к восьми-девяти годам обладает подавляющее большинство детей. И в этом смысле летний лагерь вряд ли сможет в чем-то существенно продвинуть ребенка. Разве что получится приучить его заправлять по утрам постель и стирать себе носки и белье.

А вот с социальной самостоятельностью дело обстоит не так радужно. Социальный инфантилизм подрастающего поколения — не миф, и современные информационные технологии лишь усугубляют ситуацию. Поэтому, выбирая лагерь, стоит прежде всего обратить внимание на то, сможет ли он научить ребенка именно социальной самостоятельности. Другими словами, насколько активно вашему сыну или дочери придется принимать самостоятельные решения и деятельно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Сам себе хозяин или сам себе личность

Традиционные лагеря, на первый взгляд, предоставляют ребенку довольно много возможностей для самостоятельности. Но в большинстве случаев это будет лишь вопрос выбора, чем занять свое свободное время и как наладить отношения со сверстниками.

Узкоспециализированные и направленные лагеря, как правило, отличаются большим вниманием к проявлениям именно бытовой самостоятельности. На это работают соблюдение жесткого распорядка дня и выполнение требований дисциплины. Но вот с социальной самостоятельностью и тут не слишком хорошо. Занятый привычным — а тем более любимым — делом ребенок не стоит перед необходимостью постоянного принятия решений, а объединенный общим интересом детский коллектив не требует осознанной социализации.

Зато авторским лагерям в вопросах социальной самостоятельности нет равных. Большинство авторских педагогических методик, равно как и программ организации детского отдыха, сосредоточены на решении именно проблем социализации детей. Постоянное участие в разноплановых мероприятиях, требующих творческого подхода и активного взаимодействия в порой случайных группах буквально заставляют ребенка включать заложенный механизм принятия решений и социальной адаптации. Причем не так важно, будет ли это участие в постановке любительского спектакля, организация бивака в туристическом походе, освоение азов каких-то профессий или знакомство с техникой езды на собаках. Любое из этих занятий, если вовлечением детей в них занимаются увлеченные взрослые (а педагогический состав авторских и программных лагерей, как правило, составляют именно такие люди), непременно потребует от ребенка и самостоятельных решений, и активного взаимодействия в коллективе.

Четыре шага к лучшему лагерю

Как же, учитывая все эти особенности летних лагерей, выбрать тот, отдых в котором не только развлечет вашего ребенка, но и сделает его более самостоятельным?

Прежде всего, вам придется отобрать какое-то количество доступных (по финансовым, транспортным и другим требованиям) лагерей: расспросив друзей и знакомых, уже имеющих опыт отправки детей в летние лагеря, почитав родительские форумы и посмотрев на предложения, которые накануне лета появляются во многих школах и районных социальных центрах. А уже из этого шорт-листа выбрать наиболее подходящий, воспользовавшись четырехшаговым алгоритмом.

Шаг первый. Тип лагеря

Описанная выше типология не универсальна, и вряд ли на сайте лагеря или в рекламной листовке будет указано «традиционный» или «авторский». Исключение составляют разве что узконаправленные или специализированные лагеря: они сразу обозначаются как спортивный, военно-патриотический, языковой, научный или предметный. Понять тип можно, изучив программу смены лагеря. Если она насыщена подробно расписанными разноплановыми событиями, если сказано, какие навыки сможет приобрести ребенок за время отдыха в лагере — смело записывайте такой лагерь в авторские или программные. Если же на сайте сказано лишь, что «ДОЛ «Елочка» предлагает вашему ребенку «комфортные четырехместные палаты в удивительном лесном уголке Подмосковья и здоровое трехразовое питание» — значит перед вами традиционный лагерь.

Шаг второй. Бытовые условия

Если ребенок привык к теплой и мягкой постели, комфортным санитарным условиям и не выносит мелких бытовых неудобств, ему вряд ли подойдут спартанские условия «туристических» авторских или программных лагерей. Но сегодня такие лагеря скорее редкость: недавнее ужесточение санитарных требований к организации детского отдыха сделали их проведение слишком трудным. Поэтому большинство авторских и программных лагерей арендуют территории тех же ДОЛ и ДОЦ, а то и объединяются с ними, пользуясь инфраструктурой и предоставляя свой педагогический состав. Но и бывшие пионерлагеря тоже отличаются по качеству бытовых условий, и их обязательно нужно выяснить, чтобы не выбирать между очень интересной программой и очень некомфортным жильем.

Шаг третий. Информационная и прочая доступность

Обязательно узнайте, существуют ли в лагере ограничения на пользование электронными гаджетами. Многие авторские и программные лагеря настаивают на том, чтобы ребенок не имел при себе никаких электронных устройств, кроме простейшего мобильного телефона без выхода в интернет. Требование может показаться странным, если не учитывать, что такие лагеря ориентированы на вовлечение ребенка в общую деятельность и активный отдых, которым гаджеты будут только мешать. Но при этом лагерь должен предоставлять ребенку возможность в любое время связаться с родителями лично.

Кстати, не забудьте выяснить, бывают ли в этом лагере родительские дни. Многие авторские лагеря предлагают не слишком длинные смены, зато напрочь исключают возможность увидеться с ребенком — чтобы родительская забота не стала помехой социализации. Готовы ли вы мириться с таким требованием, решайте сами: никто лучше вас не знает, насколько привязан к вам ребенок и насколько трудным для него будет разлука с родителями.

Шаг четвертый. Степень и тип нагрузки

Отобрав лагеря по типу и бытовым условиям, приступайте к выяснению программы смены. Ориентироваться вам придется прежде всего на то, насколько вашему ребенку подходит творческая работа или активный отдых и насколько велика его потребность провести какое-то время в одиночестве и созерцании. Если в программе смены практически отсутствуют такие понятия, как личное или свободное время, если в ее описании встречаются слова вроде «мы не дадим никому скучать!» — это повод задуматься, выдержит ли ребенок такой активный ритм жизни. Поскольку на этом этапе в вашей выборке останется уже не так много лагерей, займитесь целенаправленным поиском информации о программе и нагрузках. Можно почитать отзывы о лагере в интернете, расспросить знакомых, которые отправляли туда своих детей, наконец, найти педагогов лагеря и задать им все эти вопросы — при личной встрече, по телефону или по электронной почте.

Отправив ребенка в лагерь, помните: естественный период адаптации ребенка в незнакомом детском коллективе — от пяти до десяти дней. Если ваш ребенок спустя этот срок жалуется вам на то, что ему некомфортно в лагере, не стоит требовать, чтобы он там оставался. Лучше забрать его пораньше, а в следующем году отправить в другой лагерь, чем настоять на завершении смены и навсегда отбить охоту к такому типу отдыха!

Татьяна Рублева

 
Теги: знакомства
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«МИР 24» выяснял, чем должен быть летом занят школьник, чтобы вернуться с отдыха повзрослевшим и полным энергии. Mir24.tv
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика