Эрвин Блюменфельд: непредсказуемость, вымысел, эстетика
26.03.2014 07:49
—
Новости Мира
|
Легендарный фотограф XX века Эрвин Блюменфельд теперь в Москве. Выставка его работ проходит в МАММ в рамках 10-го Международного месяца фотографии «Фотобиеннале 2014». Корреспондент «МИР 24» решила более подробно познакомиться с творчеством этого фотографа, в частности увидеть его знаменитую работу «Лицо террора». Творчеству Блюменфельда присуще удивительное разнообразие. Он творил в самых разных жанрах, создавая порой совершенно противоположные работы. К примеру, серия фотографий в жанре «ню», в которых видна загадочность («Обнаженная», Амстердам, 1935 год), порой дисгармоничность («Обнаженная, искажение», Нью-Йорк, 1940-е годы), сравнимая, пожалуй, с Пикассо, выраженность позиции модели («Обнаженная», Париж, 1930-е годы), сходная с Модильяни, эксперимент («Обнаженная натура», 1949 год), который также встречается в творениях Гьена Мили (движения рук танцовщицы Патрисии Макбрайд, световой рисунок Пикассо, Джин Крупа, играющий на барабане в студии Мили, и др.). Изображения Гитлера довольно выразительны: «Гитлер с кровоточащими глазами» (Нидерланды, 1933 год), «Гитлер со свастикой» (Нидерланды, 1933 год). Позже Эрвин Блюменфельд развил эту тему, создав собирательный образ диктатора «Минотавр или Диктатор» (Париж, 1937 год), «Диктатор» (около 1937 года). Первая работа («Минотавр или Диктатор») - своего рода символ абсурда: существо с головой теленка уверенно, фанатически смотрит вперед. Этот образ говорит о неестественности, безрассудстве, искаженности природы вещей, идей. Следующая «картина» («Диктатор») выполнена в том же ключе: женские руки обнимают голову чудовища, которое как будто улыбается. В этом абсурд, псевдолюбовь, уродство таких чувств. Противоположность жанров Блюменфельда говорит о сложности его творчества, ведь серия обнаженных снимков и портреты диктатора – это не просто антонимы (красота и, скажем, безобразие), а два пласта творчества, в которых сочетаются разнообразные грани. Эстетика, загадочность, красота, дисгармоничность - «ню» Блюменфельда. И исторический акцент (отношение к Гитлеру, возможно, предчувствие грядущей войны), внешнее и внутреннее уродство образа диктатора, ужас неестественности – серия «Диктатор», «Гитлер». Но творчество Блюменфельда не ограничивается этой противоположностью жанров. Фотограф также делал любопытные черно-белые работы в жанре архитектурной фотографии: «Руанский собор» (1937 год), «Тень Эйфелевой башни» (1938 год), «Нью-Йорк» (1950 год). В этой серии Эрвин как бы раскрывает различные образы зданий. Четкость, угловатость, ажурность Руанского собора. Эйфелева башня Блюменфельда - рисунок города. Даже Париж начинает восприниматься в ином ключе, как город другой реальности, где шедевры зодчества буквально нарисованы на домах. Эти тени почти равноценны своим архитектурным «прототипам». Нью-Йорк фотографа монументален, кажется, что строится новый, удивительный город. Однако его концепция, «рисунок» пока точно не ясны, так как здание на первом плане еще не достроено. Таким образом, Блюменфельд вносит интригу в свою фотографию, придав ей состояние незавершенности. Говоря об Эрвине Блюменфельде, нельзя не упомянуть его fashion-работы. Вариант рекламной фотографии для парфюма Dana (Нью-Йорк, 1950 год) - здесь красота сочетается с загадочностью, автор хочет, чтобы зритель разгадал его идею. В его fashion-работах присутствует выразительность - вариант обложки для Vogue (Нью-Йорк, 1 января 1951 года). Уверенность, легкая улыбка модели на снимке - образ так называемой женщины вамп. Шарм – вариант фотографии для Vogue, платье Sargent от Christian Dior (Нью Йорк, 1 ноября 1949 года). Элегантность и некоторая угловатость этой работы напоминают творения знаменитого фотографа Ричарда Аведона - Санни Харнетт (1954 год), Довима и слоны (1955 год). Довольно необычно у Блюменфельда представлена реклама для Elizabeth Arden, в которой сделан акцент на движение. Девушка на черно-белом снимке как будто оживает благодаря мастерству художника-гримера. В своих работах Блюменфельд выступает и в качестве экспериментатора, создавая индивидуальные «композиции»: «Четыре цвета волос», «Три профиля» (1952 год), «За цветными полосами» (около 1950 года). Эксперимент, можно сказать, входит в основу сюрреализма, направления, которое, бросив вызов искусству своей непредсказуемостью, отстояло право войти в его ряды. Так в творчестве Блюменфельда прослеживается и своего рода сюрреалистический эксперимент – «Глаз мужской смерти» (1947 год). Удивительно, но в творчестве этого фотографа можно найти и художника-сюрреалиста Рене Магритта. «Картина» Блюменфельда «Стыдливость» (Париж, 1937 год) напоминает знаменитую работу Магритта «Влюбленные». Однако фотограф показывает не единство душ, как у художника, а, скорее, «слепую» стыдливость. Работа «Поддержите Красный Крест» (Нью-Йорк, 15 марта 1945 года) напоминает американского художника Марка Ротко с его идеей смысла цвета. Вспомним известную картину Ротко «Без названия (№ 11)». Художник и теоретик искусства Роберт Мазеруэлл отметил, что в данной работе Марку Ротко удалось создать целый «язык чувств». Сам Ротко хотел, чтобы люди, поворачиваясь спиной к этой картине, чувствовали ее присутствие так же, как они чувствуют солнечные лучи, бьющие в спину. Так и в работе Блюменфельда: цвет имеет большое значение. Именно цвет стоит на первом плане, а несколько размытый силуэт девушки расположен как бы в центре красного креста, за его первой частью. Это, скорее всего, говорит о том, что проблема поддержки организации находится в центре событий. Блюменфельд создавал интересные, оригинальные фотографии. Чего стоит его работа «Женщины на службе» (Нью-Йорк, 1943 год), в которой утонченная женственность сочетается с самоотверженностью, преданностью своему выбору – борьбе против нацизма. Нельзя не отметить и черно-белую фотографию Одри Хепберн. Здесь цвет как будто становится золотым в реальности. И вновь авторская загадка композиции. Очень выразительна, убедительна на снимке актриса Джудит Андерсон в роли Медеи (1947 год). Кстати, именно в 1947 году она сыграла эту роль по одноименной трагедии Еврипида. В результате Медея принесла ей премию «Тони» в номинации «лучшая актриса в пьесе». Марлен Дитрих, запечатленная Блюменфельдом в 1950 году, невероятно обаятельна и утонченна. Эрвин Блюменфельд не просто фотограф, он художник. При создании снимка он использует, в первую очередь, воображение. Фотоаппарат – это и кисть, и палитра. А сама работа своего рода картина. В фотографиях Блюменфельда есть история, мода, архитектура, авторский взгляд, индивидуальность, загадочность. Его творчество можно охарактеризовать одним, но довольно емким словом - многогранность. Калейдоскоп идей, событий, воображения… Кира Щербинина Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Легендарный фотограф XX века Эрвин Блюменфельд теперь в Москве. Выставка его работ проходит в МАММ в рамках 10-го Международного месяца фотографии «Фотобиеннале...
|
|