Быстрее ветра: на Камчатке возрождают ездовое собаководство
30.03.2014 19:34
—
Новости Мира
|
Москва, 30 марта. На Камчатке собака - не только друг человека, но и транспорт. Это доказано участниками экстремальной гонки «Берингия». За месяц они прошли на собачьих упряжках почти полторы тысячи километров. На этой неделе финишировали. Соревнования проходят уже больше 20-ти лет каждую весну. Организаторы таким образом стараются привлечь внимание к региону. Для Камчатки возрождение ездового собаководства - это не только дань традициям, а необходимость. Живой транспорт - это единственный способ решить проблемы бездорожья. Вместе с каюрами - так называют погонщиков собак - на маршрут вышла корреспондент «МИР 24» Вера Серебровская. Отец Владислав - настоятель храма спаса Нерукотворного в поселке Эссо. Который год участвует в гонке «Берингия». Как у каждого каюра, упряжка у батюшки своя. Вот недавно ездил на ней в стойбище оленеводов - освящал оленей, напуганных лисой. Говорит, после окропления святой водой животные стали намного спокойнее. После отдыха на контрольном пункте очередной этап. За три недели «Берингия» пройдет больше тысячи километров. Много веков на Камчатке так перевозили грузы и пассажиров. Через весь полуостров были проложены собачьи маршруты - настоящая транспортная сеть со своими стоянками и фермами. Там можно было поменять собак, взять корм и идти дальше.
«В детстве помню, как прямо на глазах собак стреляли, снимали с цепей, зверски относились к ним», - говорит директор Камчатского центра ездового спорта Андрей Семашкин. Это началось в 70-е годы прошлого века. Ездовых собак объявили вредителями - мол, много едят рыбы и громко лают. Кто-то спасал свои упряжки, уводя далеко на север. Остальных пересадили на вездеходы, а грузы в глубинку стали доставлять по воздуху. За несколько десятилетий ездовое собаководство на Камчатке практически сошло на нет. А главное, была уничтожена местная порода - камчатская ездовая лайка. В чистом виде этих собак теперь не встретишь.
Аляскинские хаски появились на Камчатке, когда в 90-х началось возрождение ездового собаководства. Породу скрещивают с другими, чтобы добиться нужного результата. В глубинке собаки - тягловая сила: на упряжках ходят на охоту и возят дрова. Двукратный чемпион «Берингии» Андрей Семашкин разводит спортивных собак: скоростных и способных работать в команде. В этом году вместе с Андреем в гонке впервые участвует его жена Анастасия. Говорит, многих ее решение удивило - все-таки мать пятерых детей. Свой питомник супруги создавали с нуля: сначала разводили собак в квартире, потом переехали за город. Растить детей приходилось в доме без удобств.
На промежуточном финише в Сокоче каюров встречают местные жители. Для них это зрелище новое: «Берингия» сменила привычный маршрут и впервые проходит по восточному побережью Камчатки. Собак осматривает ветеринар: колет витамины и смазывает подушечки лап самое уязвимое место. Упряжки сегодня бежали семь часов по свежевыпавшему снегу. «Все, смотрите, она пробежала, сейчас будет кушать, ей в удовольствие. А когда собачка чересчур устала, она будет лежать вялая, смотреть глазками», - поясняет ветеринар гонки «Берингия-2014» Татьяна Коновалова. С каждым днем «Берингия» все дальше уходит на север. Туда, где помимо упряжки пройдет лишь вездеход. Дорог на Камчатке мало, а на севере их вовсе нет. Так что живой транспорт здесь еще долго не потеряют актуальность.
«Берингия» была задумана в 90-е как возрождение традиций ездового собаководства. Сегодня это настоящее спортивное состязание с местным колоритом. Традиционное здесь вперемешку с современным. И в этом суть не только «Берингии», но, пожалуй, всей Камчатки сегодня. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На Камчатке собака - не только друг человека, но и транспорт. Это доказано участниками экстремальной гонки «Берингия». За месяц они прошли на собачьих упряжках...
|
|