Международный суд ООН в Гааге постановил, что Япония обязана временно прекратить свой китобойный промысел в Антарктике.
Суд поддержал иск, поданный правительством Австралии в мае 2010 года, в том, что японская программа забоя китов вопреки утверждениям властей страны не преследует никаких научных целей.
Япония заявила, что будет выполнять решение суда, но выразила сожаление и глубокое разочарование им.
Австралия в своем иске доказывала, что японская программа является на деле не чем иным, как коммерческим китобойным промыслом. Япония в ответ утверждала, что судебный иск Австралии является попыткой навязать Японии чуждые ей культурные нормы.
Председатель суда Петер Томка распорядился о временном прекращении программы до окончания судебного разбирательства.
В 1986 году была принята международная конвенция, которая ввела запрет на коммерческий китобойный промысел.
Решение Международного суда в Гааге является юридически обязывающим для стран-членов ООН.
Миф о научности
Вердикт был вынесен большинством в 12 голосов, против него проголосовали четверо членов суда. В решении суда говорится: "Япония обязана отозвать все существующие разрешения или лицензии в рамках программы JARPA II [китобойная программа Японии в Антарктике] и воздерживаться от выдачи любых новых разрешений".
В своем особом определении суд подтвердил, что японская программа действительно включает меры, которые можно в широком смысле представить в качестве научных исследований.
Однако суд заявил, что представленные свидетельства не подтверждают, что структура и осуществление программы отвечают ее официальным целям.
В решении суда говорится: "Суд пришел к выводу, что специальные разрешения, выдаваемые Японией на забой и разделку китов в рамках ее программы JARPA II, не имеют своей целью научные исследования в соответствии с Международной конвенцией по регулированию китобойного промысла".
С момента начала своей программы в 2005 году японские китобои добыли около 3600 китов-полосатиков, однако научная ценность этого была весьма ограничена, сказано в постановлении международного суда.
Япония ввела мораторий на китобойный промысел в 1986 году, но продолжала охоту на китов в северных и южных районах Тихого океана в соответствии с положениями, которые разрешали добычу в целях научных исследований. Норвегия и Исландия отвергли этот мораторий и продолжают коммерческий китобойный промысел по сей день.
Китовое мясо продается в Японии в обычных магазинах.
Япония не раз вступала в конфликт с Австралией и другими западными странами, которые выступают за запрет охоты на китов по экологическим соображениям.
Японские власти доказывали, что киты-полосатики и некоторые другие виды широко распространены и что китобойный промысел не наносит ущерба их численности.
Представитель природозащитной организации Greenpeace в Британии Уилли Маккензи приветствовал решение Международного суда в Гааге.
"Миф о том, что охота на китов проводилась ради науки, теперь окончательно развенчан", - заявил он.