Детская киноклассика ХХI века — где ее искать?
03.04.2014 21:08
—
Новости Мира
|
Сегодня с телеэкранов широкой рекой течет мультипликационная и кино-попса, которая все больше заполняет мир ребенка. — Анастасия, родители часто либо позволяют смотреть ребенку все подряд мультики, либо останавливаются на «проверенной» советской классике мультипликации. Оправдан ли один из этих подходов? — Современная мультипликация — это очень интересный живой жанр, в котором много всего происходит. Как говорит мастер современной российской анимации Михаил Алдашин, «мультипликаторы в неволе не размножаются». Однако именно сейчас есть множество современных студий, на которых работают очень хорошие и разные отечественные мультипликаторы. Мультипликация — это иносказательный язык. Во времена социальных коллизий и неясностей иносказательность мультфильмов дает возможность рассказать об очень многом. Так было всегда, даже в советское время, и сейчас снова наблюдается бурное развитие этой тенденции. Думающим родителям интересно собрать свою коллекцию мультфильмов, которые, в частности, воспитывают художественный вкус ребенка. Надо противопоставлять дешевой попсе с примитивной картинкой и плоским юмором действительно качественную анимацию и учить детей отличать одно от другого. Это борьба за впечатления ребенка, и родителям очень важно понимать все это самим, самим поразмышлять над критериями отбора мультфильмов, найти мультпроизведения, которые составят необходимый культурный багаж человека 21 века. Разглядеть между Лунтиками и Смешариками таких персонажей, которые в будущем имеют все шансы претендовать на звание классики нашего века. А такие имеются! — Что должно быть в семейной мультколлекции? — Классическая советская анимация, лучшие современные российские и самые достойные зарубежные мультфильмы. При этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту. Сейчас в анимации очень много продуктов, предназначенных для взрослых. В них взрослым языком рассказывается о взрослых проблемах. Среди них действительно есть очень хорошие, они даже получают престижные награды. Но такие мультфильмы непригодны для детского просмотра. Важно не попасть в эту ловушку и не считать, что любой мультфильм — продукт детский. Необходимо бороться за впечатления и вкусы наших детей. Критерием отбора мультфильмов не может быть только установка «ребенку нравится». Поэтому важно знать, каким языком говорит мультипликация, какие важные для мира детства образы и переживания отличают сюжет хорошего мультфильма, как в его зеркале отражаются ценности вечные и ценности преходящие, а какие образы, наоборот, разрушают границы психологической безопасности ребенка. Особое внимание следует обратить на работы таких режиссеров, как Станислав Подивилов, Сергей Меринов, Михаил Алдашин, Олег Ужинов. Очень советую включить в домашнюю видеотеку тщательно продуманные и мастерски сделанные анимационные циклы «Пластилиновая азбука», «Гора самоцветов», «Колыбельные мира». Культурная проблема современности состоит в обесточенности на позитив, на яркие, трогающие, важные тексты в мультипликации, кино, литературе. Это общая проблема, и если ею не заниматься, не разыскивать среди разных анимационных поделок действительно достойные «тексты», то мир ребенка будет заполнен шелухой, мультпопсой, сериалами, которые идут по телевизору. А мир гораздо глубже, шире и ярче, чем эта плоская картинка. — А какие художественные фильмы непременно должны быть в домашней видеотеке? — Я считаю, что кинопрограмма-минимум для дошкольника и младшего школьника должна содержать следующие рубрики: «фильмы-сказки» (на основе народных и авторских произведений), «фильмы о животных и природе», «фильмы о настоящих героях и приключениях». Ребенку для взросления необходимы широкие горизонты: путешествия, моря, горы, звездное небо. Если все это отнять, то детство станет слишком прагматичным и приземленным. Поэтому нужно искать такое кино, которое расширяет горизонты мира, даёт веру в людей, мечту о собственных приключениях, благородстве и силе. Фильмы о природе и животных – это то, что воспитывает в ребенке милосердие, дает пищу для сопереживания, удивления необыкновенными тайнами мира. В эту рубрику можно включить, например, фильмы «Хатико самый верный друг», «Соленый пес» и замечательный сериал «Лэсси». А в кинофонд школьника постарше прибавляются новые рубрики: «фильмы о сверстниках» в том числе фильмы, посвященные взаимоотношениям детей и взрослых. Из отечественных это, например, «Двенадцатое лето» Павла Фаттахутдинова, из зарубежных — «Хористы» Кристофа Барратье, «Серфер душ» Шона МакНамара. Нужны также фильмы о любви, заметьте, о любви, а не о сексуальном опыте подростков! Для детей старше 12 лет я бы предложила включить в эту рубрику фильмы «Спеши любить» Адама Шэнкмана, «Мост в Терабитию» по повести Кэтрин Патерсон. Отечественные ленты «Курьер», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Валентин и Валентина», «Костяника или Время лета». Это прекрасные фильмы, поскольку в них есть сложные, живые характеры, есть вопросы, и нет однозначных ответов. Кино, заставляющее думать – это хорошее кино... Еще две необходимые для домашней фильмотеки рубрики — «фильмы на основе русской классики» и «исторические фильмы». Тут как раз есть множество прекрасных фильмов отечественного кинематографа. Например, из исторических — «Завтра была война» про столкновение целого поколения с неизбежным. Столкновение, проверяющее людей на прочность... Такое кино позволяет примерить на себя события прошлого, понять, почему люди совершали именно такой выбор. Должны быть обязательно и фантастические фильмы, фильмы-приключения — они так же важны для ощущения безграничности мира и человеческих возможностей. В жизни столько тайн – это дает вдохновение и надежду на будущую собственную всесильность. — А как быть со взрослым кинематографом? Подростков постепенно надо вводить в мир взрослого кино. Но пусть они из рук родителей получают только всё самое увлекательное, сильное, здоровое эстетически и нравственно. В современном отечественном кинематографе есть такие «взрослые» фильмы, которые можно и нужно посмотреть вместе с подросшими детьми. Например, фильмы Андрея Звягинцева: «Возвращение» и «Елену». Киноязык Звягинцева не прямолинеен, ему удается ставить вопросы. Подростки находят в нем то, что для них важно. Стоит вместе смотреть и обсуждать «Остров» и «Дирижер» Павла Лунгина, «72 метра», «Мусульманин», «Поп» Владимира Хотиненко. Это кино, ставящее серьёзные вопросы о том, что происходит с современным человеком. О вере, верности, смыслах жизни. — Как относиться к тем кино-впечатлениям, которые получают наши дети за пределами дома? Не можем же мы контролировать все, что они смотрят! — Смотря в каком возрасте. В дошкольном и младшем школьном можем и должны. А позже, если мы сформировали привычку в семье обсуждать увиденное, у детей начинают формироваться собственные внутренние фильтры. Скажем, вы посмотрели вместе со своим ребенком мультфильм «Ледниковый период». Он вам вполне понравился. И, не подозревая подвоха, сели смотреть «Ледниковый период- 2». А там уже юморок с душком. Так и скажите ребенку! Пусть он знает вашу оценку, поймет, откуда она взялась. Только не занимайтесь нудным морализаторством! Постарайтесь перевести все в шутку, потребуйте порцию мороженого за моральный ущерб. Ведь смех – это лучший способ защиты и нивелирования вреда. Это не значит, что ребенок по собственному выбору сразу откажется от просмотра киномусора с «туалетным юмором». Возможно, на каком-то этапе, лет в 10-12 он и будет все это втихаря смотреть. Но он будет отдавать себе отчет в том, что это мусор! И годам к 14- 15 научится делать свой выбор. Отдельная тема — сцены насилия, которыми изобилует современный кинематограф. Вот их, действительно, во что бы то ни стало надо избегать. Кинематограф — это один из мощных инструментов формирования или разрушения доверия к миру. Если во впечатлениях ребенка, которые он получает с экрана телевизора, компьютера, в кинотеатре, превалируют сцены натуралистического насилия, то нормальная реакция ребенка такова: «В этом мире я быть не хочу», «я его боюсь», «всё непременно кончится плохо». Фильмы, мультфильмы не должны разрушать базового доверия ребенка миру. Наоборот, они должны помогать ему окрепнуть, прежде, чем он сам обнаружит всю сложность взрослой жизни и научится бороться. Ведь чтобы бороться, нужно победить тревогу, страх и действовать. — А не скучно ли ребенку, особенно подростку, будет смотреть такую отфильтрованную видеотеку? — В том то и дело, что мало просто фильтровать и отсеивать кино-впечатления ребенка. Если вы сознательно фильтруете фильмы в соответствии с возрастной адресностью, качеством юмора, особенностями лексики героев, наличием жестокости, сцен эротического характера, стоит помним вот о чём: мало фильтровать, надо трудиться и кропотливо засеивать культурное поле вашей семьи другими впечатлениями, причем очень разными. Так, чтоб в вашей домашней видеотеке были фильмы, значимые для семьи, привлекательные для старших и младших — и весёлые, и грустные, и серьёзные, и не очень. И такие, чтобы дух захватывало, и такие, чтобы можно было посмеяться вместе от души, и поплакать, и поспорить. А еще пользоваться репликами героев, цитатами, которые станут понятны всей семье, это сближает и создает как-бы секретный внутренний язык, который понимают только «посвященные». Татьяна Рублева Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как формировать домашнюю видеотеку «МИР 24» выяснил у культуролога, ведущей авторского курса «Кино на вырост» Mir24.tv
|
|