Питер Гринуэй привез в Москву масштабную инсталляцию «Золотой век русского авангарда». 21.by

Питер Гринуэй привез в Москву масштабную инсталляцию «Золотой век русского авангарда»

26.04.2014 18:46 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Инсталляция - это плод совместного творчества Гринуэя и его супруги Саскии Боддеке. Произведения искусства ожили на многочисленных экранах, а комментируют их 12 ярчайших представителей этого течения. Среди них Казимир Малевич, Василий Кандинский, Лилия Брик, Сергей Эйзенштейн, Владимир Маяковский. На роли послов авангарда режиссер выбрал малоизвестных молодых артистов. Многие любители прекрасного справедливо заметили: почему нет, например, Станиславского или Хлебникова?

«Мой вклад в проект — текст, вернее, коллаж манифестов, газетных заголовков, писем. Я выбрал 12 персонажей разной степени известности и попытался заставить их взаимодействовать друг с другом, - рассказал журналистам Питер Гринуэй. - Превратить авангард в пьесу легко: они говорили все время, спорили, ругались, иногда очень жестко — Малевичу не нравился Эйзенштейн, Кандинский считал себя талантливее остальных».

Монологи актеров Гринуэй смонтировал со съемками реальных произведений искусства и кинохроникой. В центр инсталляции поместил знаменитый «Черный квадрат». Само пространство выставки решено так, что зритель всегда оказывается в центре произведения Малевича. Даже этот символ целого течения в искусстве куратор Питер Гринуэй подверг трактовке и визуальной деформации. При подготовке экспозиции, режиссер добросовестно несколько месяцев изучал историю русского авангарда. И заметил, что время не пощадило знаменитую картину. На «Черном Квадрате» образовалось много трещин. Так появился образ разрушения. Облетающая на видео черная краска у искусствоведов ассоциируется с упадком русского авангарда.

Если знать всю программу пребывания Гринуэя в Москве, можно найти аллюзии к другой волнующей его теме. Кумулятивная короткометражная работа «Взрывы атомных бомб на планете Земля» - это устрашающие 17 минут из военных хроник всех стран, проводивших ядерные испытания. Начиная с США, которые взорвали первую бомбу 16 июля 1945 года в штате Нью-Мексико. Режиссерская работа Гринуэя в этом фильме лишь в том, как он сочетает документальные кадры и размещает их на 25-ти экранах, как они последовательно взрываются. Всего, согласно статистике, до 1995 года было проведено более двух тысяч ядерных испытаний. И хотя далеко не все они показаны, общее впечатление фильм создает пугающее.

Питер Гринуэй отметил удивительный факт: информацию о первых взрывах было найти проще всего, они все были задокументированы. «В тот период все страны, обладающие ядерным оружием, старались его демонстрировать как можно шире – это был элемент запугивания. Мол, смотрите, у нас есть ядерная бомба! Бойтесь нас! После соглашения о прекращении ядерных испытаний, если что-то и проходило, то все это держалось в большом тайне, обстановке абсолютной секретности, поэтому мы и не можем утверждать, что мы показали все взрывы, которые были», - подчеркнул Гринуэй.

Автор не предлагает искать в его киноработе потаенных смыслов. «Взрывы атомных бомб на планете Земля» - это фильм-предупреждение. Вот тот факт, что этот фильм и выставку «Золотой век русского авангарда» Гринуэй привез вместе, дает пищу для размышлений.

Марину Цветаеву, кстати, тоже причисляют к авангардным поэтам. С чем категорически не согласна другая Марина, Мигунова. Российский режиссер представила широкой публике биографический фильм об одной из самых известных поэтесс 20-го века. Мигунова готова поспорить на тему того, к какому именно художественному течению причислить поэтессу: «Она сама себя как-то выделяла из всех течений, потому что совершенно очевидно, что Марина Ивановна Цветаева обогнала свое время на многие годы. Возможно, даже мы еще не догнали, потому что ее стих настолько отточен и настолько сложен».

Лето. Крым. Марине Цветаевой 19 лет. Она знакомится с будущим мужем Сергеем Эфроном и только начинает понимать, что не может прожить ни дня без написанной строчки. Фильм «Зеркала» охватывает события в жизни поэтессы в юности, в годы эмиграции и возвращение в сталинскую Россию. Согласно названию, картина показывает многочисленные отражения Цветаевой в ее возлюбленных, перипетиях жизни и, конечно, стихах.

Подготовка к съемкам «Зеркал» началась еще в 2008 году, когда режиссер Марина Мигунова решила превратить в сценарий уже существующую пьесу «Тоска по родине». Уникальное по своей сути произведение состояло только из оригинальных реплик Цветаевой и окружающих ее людей. Для кино одних цитат недостаточно, и Мигунова взялась за изучение биографии поэтессы, чтобы на экране воссоздать ее многослойный, наполненный переездами и вещами мир.

Первый съемочный день прошел в Чехии – одной из стран, где Цветаева была в эмиграции. Там же воссоздали ее парижский период. В Москве пришлось воспользоваться не только натурой, но и построенными в павильонах декорациями. Но особенно съемочная группа гордится тем, что им первым за 30 лет позволили снимать в Крыму в Карадагском заповеднике. За полтора месяца съемок Марина Цветаева прожила еще одну полноценную жизнь. В форме греческой трагедии: с эпилогом и тремя актами. Как любила поэтесса.

Парик с прической, как на всех известных портретах, несмываемое чернильное пятно на пальце, практически полную слепоту Цветаевой и ее резкую манеру общения на экране примеряет на себя актриса Виктория Исакова. Режиссер выбрала ее из шести кандидаток и уверена, что не ошиблась. По словам самой актрисы, это большая ответственность воплощать образ героя, который существовал в реальности.

Необычно в «Зеркалах» и визуальное решение. По мере того, как жизнь зажимает Цветаеву в тиски, сжимается и экранное пространство: от бескрайнего берега моря до каморки на чердаке. Но, как это часто бывает с байопиками: в попытке уместить в два часа экранного времени огромную историю великой личности, режиссер опускает некоторые логические связи между эпизодами. Как будто говорит зрителям: ну, вы и сами знаете, с кем она переписывалась и что происходило в ее жизни в течение 30 лет.

«Там много недосказанного. И я разговаривала с людьми, у них возникает желание пойти и хотя бы прочитать биографию. Если они почитают биографию, у них, может, возникнет желание почитать стихи. Если они хоть что-то почитают, то они наши», - поделилась Мигунова журналистам.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Знаменитый британский режиссер и художник современным киноязыком с использованием мультмедиа переосмыслил русский авангард. Mir24.tv
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика