Моряки вспоминают навал «Беззаветного» на крейсер США в Черном море
27.04.2014 18:04
—
Новости Мира
|
Москва, 27 апреля. В России проходит проверка боевой готовности Каспийской флотилии ВМФ. Учения внезапные, в них задействовано 10 кораблей, в том числе тральщики, катера, суда обеспечения. Моряки проводят стрельбы и отрабатывают разминирование маршрутов. Демонстрация силы с обеих сторон заставляет вспомнить 1988 год, когда произошел конфликт, который сейчас называют черноморским тараном. В то время американские боевые корабли стали часто заходить в Черное море и даже нарушали границу СССР. В итоге советские моряки пошли на отчаянный шаг. Корреспондент «МИР 24» Константин Коковешников встретился со свидетелями той громкой истории. В 1988 году до окончания Холодной войны падения Берлинской стены оставалось полтора года. Но оборона некогда мощной империи Советского союза уже рушится буквально на глазах. Вначале на Красной площади в обход всех советских систем ПВО сел 18-летний спортсмен-любитель Матиас Руст, а затем буквально в нескольких километрах от будущей дачи Горбачева в Форосе, в территориальных водах Советского Союза, так же ни от кого не скрываясь появились американские военные корабли. «Удачно получилось с Рустом - сняли командование войск ПВО. Решили вот и дальше дискредитировать наше военное командование», - говорит начальник штаба Черноморского флота СССР Валентин Селиванов в 1985-1989 годах. Свои действия в Черном море, рассказывает адмирал Селиванов, американцы объясняют правом так называемого мирного прохода, согласно которому даже военные корабли могут не изменяя скорости и своего курса пересекать территориальные воды иностранных государств. В то же время в Советском Союзе тогда действуют свои законы. По ним правом мирного прохода американские боевые корабли обладают лишь в двух проливах – в Четвертом Курильском на Дальнем Востоке и в Ирбенском проливе на Балтике. Американцы об этом знают, но почему-то рвутся именно в Черное море. И вначале им это сходит с рук, однако уже ко второму их визиту в штабе Черноморского флота Советского союза разрабатывают специальный план так называемого навала. «Плановым навал не может быть. Это всегда происшествие. А здесь мы планировали его специально сделать. То есть спланированный навал», - говорит адмирал Селиванов. В морской практике навалом называют столкновение судов, которое происходит из-за ошибок навигации, например, во время неправильной швартовки судна. Однако в этот раз такой прием как навал решили использовать для того, чтобы оттеснить чужие корабли из собственных территориальных вод. К операции готовились несколько лет. Работа предстояла сложная, почти ювелирная. «Расстояние это было 5-7 метров. Схема была отработана, мы часами ходили с танкером, заправляясь на ходу, борт о борт», - говорит командир сторожевого корабля «Беззаветный» в 1988 году Владимир Богдашин. «Когда якорь вытравливаешь, он выходит на уровень верхнего среза борта, то есть из-под подзора, и является основной ударной силой. Чтобы мы не бортом приняли удар, а якорем. Поэтому якорь у нас выступал относительно борта. И первый удар, конечно, пришелся якорем им в борт», - говорит Владимир Богдашин. И вот этот день настал. 12 февраля 88-го года американский крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» заходят в Черное море через турецкий пролив Босфор. Их уже поджидают сторожевой корабль «Беззаветный» и СКР-6, которые сопровождают их на всем протяжении маршрута, несмотря на все попытки американцев от этого эскорта отказаться. Американцы всем своим видом словно хотят показать они здесь на морской прогулке, и к берегам Крыма направляются не сразу. Вначале пересекают территориальные воды Болгарии, затем Румынии, а после этого и вовсе на пару суток решают затаиться, отплыв в нейтральные воды, чем только усиливают подозрения советских моряков. По дну Черного моря в то время проходят секретные линии связи между Москвой и Софией, с одной стороны, и Бухарестом - с другой. К ним-то, убежден адмирал Валентин Селиванов, американцы и хотели подключиться, перехватив сигнал из Москвы. «Мы так можем предположить только, что они занимались съемкой. Как мы называем, прибор «Камбала». Это такой разведывательный аппарат, который накладывается на подводные кабели связи», - говорит Селиванов. Впрочем, затишье окажется недолгим. Уже на третьи сутки американцы направляются к берегам Крыма. На призывы советских моряков остановиться отвечают, что ничего не нарушают, и пересекают границу Советского Союза. Адмирал Селиванов отдает приказ приступить к навалу. Тем временем на борту «Беззаветного» события развиваются более чем стремительно. Свой первый удар он наносит в район американского катера, находившегося на левом борту «Йорктауна». В результате этого у советского корабля отрывает якорь, а его корма с торпедными аппаратами на борту оказывается в опасной близости от американских крылатых ракет «Гарпун». Возникает угроза взрыва, и командир «Беззаветного», желая избежать этого, отдает приказ об увеличении скорости и наносит американцам уже более сокрушительный, второй, удар. В результате него нос «Беззаветного» поднимается из воды и фактически оказывается на борту американского крейсера. Но скорость тут же начинает снижаться, и «Беззаветный» под тяжестью собственного веса съезжает назад, подминая под себя вертолетные площадки, ограждения палубы, и наконец, четыре из восьми тех самых пусковых установок для ракет «Гарпун» - ударного оружия американцев. «На каждую подлость надо отвечать силой. Американские моряки, я всегда так говорю ,очень опытные моряки, хорошие моряки. Но у них дух такой дешевенький. Поэтому после этого удара мы прекрасно поняли, что американцев можно бить, в первую очередь, морально, ну а уже во вторую - технически», - говорит Богдашин. Особой ненависти к американцам, равно как и у американцев к русским, рассказывает командир «Беззаветного» Владимир Богдашин, тогда не было. Советские и американские моряки скорее вызывали друг у друга интерес, о котором свидетельствуют, например, фотографии. За несколько минут до удара на ходовом мостике «Йорктауна» собирается толпа, включая даже корабельного кока. Впрочем, уже через несколько минут люди кинутся врассыпную, чтобы, как напечатают потом в американских газетах, получать ключи от ракет и запускать аварийные дизели. «Американцы говорят, что там они запустили аварийный дизель. Но аварийная партия со шлангами, в специальных масках, касках, побежала туда тушить пожар. На дизель это, конечно, не похоже. Они лукавят. Просто не хотят показать на самом деле, какой этот таран нанес удар не только по американскому самолюбию, но и техническим средствам», - говорит Богдашин. Всю опасность этого сложного маневра советские моряки поймут уже позже. Погреба «Беззаветного», рассказывает Александр Ковшарь, были набиты ракетами и бомбами, которые не взлетели на воздух лишь благодаря слаженным действиям советского экипажа. К тому же, добавляет адмирал Селиванов, корабли могли просто-напросто зацепиться друг за друга и надолго застрять в таком положении. Впрочем, сегодня моряки уже понимают, что тогда этот риск был оправдан. На протяжении 26 лет после этого инцидента американские боевые корабли не подходили к Крыму ближе, чем на 150 морских миль, или на 280 километров. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
После уникальной операции против американского флота корабли США не приближались к Крыму в течение 26 лет. Mir24.tv
|
|