25 мая в Украине состоятся президентские выборы. Для нашей южной соседки, переживающей тяжелейший политический кризис, выборы нового лидера должны стать началом процесса по стабилизации ситуации.
За финальным этапом выборов непосредственно на месте событий следит корреспондент Naviny.byТатьяна Коровенкова.
23 мая, пятница, 8:30
Утренний Киев сразу встречает жарой. В метро, как обычно, очень многолюдно и много рекламы. Часто встречаются небольшие плакаты, на которых изображен украинский флаг и на русском и украинском языках написано «Единая страна».
На перекрытом до сих пор Крещатике стоят палатки майдановцев вперемешку с сувенирными лавками. Повсюду аккуратно сложены автомобильные покрышки. Людей немного. Возле некоторых палаток сидят люди, завтракают гречневой кашей и читают утреннюю прессу.
Видны партийные флаги и символика, желто-голубые национальные флаги Украины и синие со звездами флаги Евросоюза. Совершенно не видно какой-либо политической агитации за кандидатов в президенты. На Майдане вообще незаметно, что в стране уже в это воскресенье пройдут президентские выборы.
Отойдя от Майдана метров сто вверх в сторону Михайловского собора, начинаем замечать на стенах домов агитационные листовки. Но это листовки не кандидатов на пост главы государства, а баллотирующихся на выборы в мэры Киева и Киевсовет, выборы в который также пройдут 25 мая.
В агентстве, через которое мы сняли квартиру, риэлтор Ольга жалуется, что в последние месяцы наблюдается сильный спад приезжих иностранцев в Киеве, которые хотели бы снять квартиру.
«У нас на 90% стало меньше гостей по сравнению с тем, что было в прошлом году, — говорит она. — Конечно, все боятся. По телевизору же рассказывают, что у нас тут убивают, режут, чуть ли не медведи по городу гуляют. Мало кто верит, что здесь сейчас спокойно».
23 мая, пятница, между двумя и тремя часами ночи
На белорусской границе к моему удивлению не пограничник, а таможенник дотошно расспрашивает меня, куда направляюсь и с какой целью, зачем еду на выборы. Пришедший после него сотрудник Госпогранкомитета за 2 минуты проверки моего паспорта, кроме «доброй ночи» и «до свидания», не сказал больше ни слова.
Пока он изучает мой паспорт, слышу, как в соседнем купе таможенник также расспрашивает пассажиров, как до этого меня. Затем интересуется стоимостью обогревателя, который везет один из них. «Двести гривен, — тут же отвечает владелец. — Но я с рук брал, поэтому такой недорогой».
На украинской границе вместо «вооруженных бандеровцев, собирающих с пассажиров дань по 20 долларов на нужды Майдана, революции, украинской армии» (нужное подчеркнуть), сообщения о которых неоднократно появлялись в социальных сетях, в вагон заходит веселая молодая овчарка. Повиливая хвостом, она идет за своим хозяином в форме и старательно принюхивается к запахам из купе, но ничего подозрительного так и не находит.
Украинский пограничник оказался таким же не болтливым, как и белорусский коллега. Спросил, куда еду, и, услышав в ответ «Киев», не стал даже уточнять цель поездки. Поставил в паспорт печать и традиционно не стал забирать миграционный листок, хотя проводники продолжают эти листки раздавать и требовать их заполнения.
Следом за пограничником по вагону быстро прошел таможенник, интересуясь у пассажиров, не везут ли они запрещенные предметы. Некоторых просил поднять нижние полки и показать сумки и чемоданы. У меня лишь спросил: «Только личные вещи везете? Хорошо. Счастливого пути».
Обогреватель в соседнем купе почему-то поднялся в цене до 500 гривен.
Уже после пересечения украинской границы интересуюсь у проводницы Светланы, которая постоянно работает на поездах украинского направления, насколько можно верить слухам в интернете о денежных поборах на нужды революции.
«В интернете чего только не напишут, — отмахивается она. — Я вот вернулась на прошлой неделе из Киева и с удивлением прочитала, что у нас, оказывается, только на этой неделе возобновится железнодорожное сообщение с Киевом. А до этого его как будто не было».
22 мая, четверг, 21:35
— А вы в Киев на выборы? — сразу спрашивает меня сосед по купе. Он, наверняка, слышал, как мы с коллегой, которая едет в этом же вагон, но в другом купе, обсуждали, что штаб Юлии Тимошенко будет находиться в «Президент-отеле» (неудобно и от метро далековато), а где будет находиться штаб Петра Порошенко еще надо будет выяснять.
— На выборы, — отвечаю соседу.
— Наблюдателем?
— Журналистом.
— Не страшно в Киев ехать? Российское же ТВ такие ужасы про Киев и Украину рассказывает.
— Ну, кроме российского ТВ, есть еще другие телеканалы, газеты, интернет.
— Это правильно, а то Киселев рассказывает такую ерунду, мягко говоря.
— А вы зачем в Киев?
— Я там живу, а в Минск по делам приезжал, в командировку. В ваш Минск я просто влюбился. Прекрасный город, такой…
«Сейчас скажет — чистый», — думаю я.
—..такой чистый! — радостно произносит он.
Иногда мне кажется, что приезжим гостям кроме стерильной чистоты минских улиц больше ничего в нашей столице и не запоминается.
Моему соседу Михаилу «через год будет 70». Сам он родом из Донецка, но в Киеве живет с 1963 года. На Майдан хоть и не ходил, но вместе с детьми помогал, чем мог — дрова возили, теплую одежду, еду.
На выборах 2010 года голосовал за Юлию Тимошенку. «Сейчас буду голосовать за Порошенко, — говорит Михаил. — Юля — популистка, а Порошенко — хороший хозяйственник. Вы ж видели, наверное, какие у него фабрики и магазины?»
Симпатизирует Михаил и кандидату Ольге Богомолец, которая во время событий на Майдане возглавляла медицинскую службу. «Оля — хороший человек, но у нее нет команды», — говорит он.
Что Россия выборы сорвет, Михаил не очень верит, но симпатии к восточному соседу не испытывает.
«Россия и так уже натворила… Крым, Юго-Восток, — отмечает он. — Там же половина участков работать не может, где эти типа народные республики объявлены. Хотя я вот звоню друзьям, родным в Донецк. Они говорят, что не понимают, как там такое у них может происходить. Эти наркоманы, люмпены… Нормальные люди понимают, что происходит, и очень против».
Очередные выборы президента Украины планировались на 2015 год, но были перенесены на более ранний срок в связи с отстранением Верховной Радой Виктора Януковича от должности 22 февраля 2014 года. В тот же день Верховная Рада назначила выборы нового главы государства на 25 мая 2014 года. В случае необходимости второй тур пройдёт 15 июня 2014 года.
В ЦИК Украины были поданы 46 заявок на регистрацию кандидатов в президенты. Половина из них была отклонена. Таким образом, на пост президента Украины сегодня претендуют 23 человека.
По данным социологических опросов, наиболее вероятным победителем является Петр Порошенко — бизнесмен, владелец кондитерского бренда Roshen. За него готовы проголосовать более 44% избирателей. Второй со значительным отрывом идет один из лидеров «оранжево» революции, бывший премьер-министр Юлия Тимошенко — чуть более 8%. По 7-7,5% прогнозируется для экс-министра обороны Анатолия Гриценко и бывшего вице-премьера Сергея Тигипко.
Прогнозируется, что кто-то из этой тройки выйдет вместе с Порошенко во второй тур.