Николай Литау или как в сорок лет стать легендой мирового яхтинга
14.07.2014 13:58
—
Новости Мира
|
![]() Если вы думаете, что в зрелом возрасте менять свою жизнь поздно, время упущено и ничего выдающегося добиться уже не получится, то вы ошибаетесь или же просто боитесь начинать. «Мир 24» продолжает знакомить своих читателей с людьми, которым удалось направить свою судьбу по совсем новому пути. Знакомьтесь: Николай Литау, заслуженный мастер спорта, Действительный член Русского географического общества, кавалер Ордена Мужества. Российский яхтсмен, совершивший на построенной под его руководством яхте «Апостол Андрей» три кругосветных путешествия. За 10 лет «Апостол Андрей» оставил за кормой 110 тысяч морских миль, побывал на всех континентах планеты, прошёл все океаны и установил 5 мировых рекордов. — Николай Андреевич, вы профессиональный путешественник. Но так ведь было не всегда. Какие профессии вы примеряли в жизни, в каком возрасте увлеклись яхтингом? — Как-то режет слух сочетание «профессиональный путешественник», особенно когда это относится ко мне. Это что за профессия такая? В том казахстанском посёлке, где я родился, выбор был невелик - начинал свою трудовую деятельность рабочим на сахарном комбинате. К весне свёкла была переработана и комбинат вставал на ежегодную профилактику, началась нудная, однообразная работа. Один из моих коллег, которому до того довелось поработать сезон в геологоразведывательной экспедиции, во время перекуров взахлёб рассказывал о красотах Джунгарского Алатау. Слов «высокогорье» и «голубые ели» оказалось достаточно, чтобы я уволился с завода и подался в экспедицию маршрутным рабочим. Это был первый звонок: 20 лет спустя я оставлю всякий производительный труд и подамся в те самые пресловутые «путешественники». Затем была служба в рядах Советской Армии. Судьба забросила в Иркутск и я считал это подарком: мне совсем не хотелось служить рядом с домом, хотелось увидеть нашу огромную страну. И сегодня, когда законодательно прописана возможность проходить службу в родном регионе, мне непонятно стремление призывников быть рядом с домом. Следующим местом жительства был выбран Ленинград. Здесь, как и в случае с геологией, решающим оказались рассказы сослуживца-ленинградца: «Дворцы, каналы, львы, белые ночи…». Я поверил ему, приехал и был совершенно очарован этим городом. И по сей день Питер - мой любимый город, хотя мне и довелось повидать немало красивейших городов мира. Прожил в Ленинграде я совсем недолго: мне было отказано в прописке. Причиной тому послужил «пятый пункт»: в паспорте в пятой графе «национальность» значилось «немец». Никто прямо не сказал, что немцы нежелательны в городе трёх революций, но на очередном третьем отказе паспортистка «прокололась». Это было изрядной оплеухой для 20-летнего юноши, вступившего к тому времени в ряды КПСС и наивно верившего в равенство, братство и коммунистический интернационализм. Я оказался в Москве. Временно устроился в строительное управление с забавным названием УМОР и проработал там… 17 лет. Вначале водителем, потом начальником гаража. В те же годы закончил политехнический институт и получил диплом инженера. Всё свободнее время и отпуска посвящал туризму во всех его проявлениях: горному, водному, конному, на снегоходах. В 1987 году стал заниматься парусным спортом (слово «яхтинг» тогда ещё не знали) в яхт-клубе Буревестник. Через пять лет получил диплом яхтенного капитана. — Когда и как увлечение яхтингом стало делом жизни, профессией? — В 93-м году. Годом раньше я был капитаном-наставником на английской яхте Wild Goose. Мы совершили плавание с Белого моря на Чёрное, по внутренним водным путям России, и это был первый случай, когда иностранное судно прошло «через сердце России», как любил говорить автор этой идеи английский фотограф и журналист Майлз Кларк. Провели мы это плавание совместно со знаменитым путешественником Дмитрием Шпаро и после того наше сотрудничество продолжилось. Я оставил УМОР и перешёл к Дмитрию в Клуб «Приключение». Весной 1993 года была заложена яхта, которая три года спустя обрела имя «Апостол Андрей». — Вы автор идеи кругосветных плаваний под парусом по всем четырём океанам планеты. Но идеи мало. Как вы добивались ее реализации? Как и на какие средства строили яхту? В какой степени она создана вашими руками? — Как-то вот добиваюсь. Яхта строилась больше трёх лет и это много. Регулярная нехватка денег, просчёты в организации и неудачный выбор конструктора – всё это привело к долгострою и, как следствие, к лишним тратам. Средства вкладывал и Клуб «Приключение» и многочисленные спонсоры. Главный из них — Тверской вагоностроительный завод, в цехе которого и был построен «Апостол Андрей». Немалую роль тогда сыграла поддержка нашего проекта администрацией Твери. К третьему году строительства стало ясно, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Экипаж яхты перебрался на завод и, работая по 12-14 часов в сутки, завершил строительство. Так, что нашего труда в яхте немало. — Кто принял решение так назвать ваше судно? Вы верующий человек? Чувствовали ли вы помощь и покровительство Апостола Андрея? — С названием история интересная. Мы долго не могли с ним определиться: нам хотелось, чтобы в имени отражалось всё сразу: наши идеи, масштабы замысла, грядущее 300-летие российского флота… Был даже объявлен конкурс в «Московской правде». А завершилось всё неожиданно. Мы, как обычно, искали деньги. В этот раз на шкотовые лебёдки. И тут судьба свела нас с одним человеком, который обещал помочь, но предложил обратиться за благословением к Патриарху Алексею II. Идея нам понравилась. Наш благодетель сам же организовал выход на Патриарха и таким образом мы получили имя и лебёдки. Верующий ли я? Не могу однозначно ответить. Как говорится: «Кто в море не ходил, тот в Бога не веровал». Но в церковь хожу больше как в музей. Не крещусь и поклонов не кладу. А как определить её – помощь апостольскую? Нам удавалось выходить из самых сложных ситуаций. Что это? Промысел божий или наши умения и везение? Вот где точно апостольское имя помогло, так это когда мы пришли без руля в Австралию и три не очень дружных между собой православных общины: церковь Московского патриархата, Русская православная церковь за рубежом и старообрядческая община единодушно помогали словом и делом. А жили мы в те дни в доме для моряков под патронажем Английской церкви. — Насколько вы были морально и физически готовы к своему первому кругосветному путешествию? Это оказалось труднее, чем вы ожидали? Что было труднее всего? — Думаю, были готовы. Не отступили же мы и не повернули назад, несмотря на многочисленные трудности и возникавшие проблемы. Те, кому стало невмочь или надоело, уходили, на их место приходили другие. И «Апостол» медленно, но неуклонно продвигался по намеченному пути. Не помню уж, чего мы ожидали, каких трудностей. Помню, как нас стращали океанскими переходами: «Это вам не по морю ходить!» А в океане оказалось даже проще: меньше навигационных опасностей, мелей, скал, судов, от которых надо уворачиваться. В океане сложнее на первых порах морально: от его безбрежности, от удалённости берегов и портов. Вот чего мы никак не ожидали, так это такого количества поломок. Поначалу ломались регулярно: не успевали починить одно, как ломалось другое. Яхта оказалась сырой в прямом и переносном смыслах. Во время балтийского перехода и постоянного шторма внутри яхты всюду плескалась вода. А в ноябре вода на Балтике уже довольно холодная, всего 4 градуса. Сложность поломок шла по восходящей. После проблем с такелажем и палубным оборудованием мы потеряли винт на подходе к Канарским островам. И кульминацией всего явилась потеря руля аккурат посреди маршрута в середине Индийского океана. В тот момент казалось, что это конец всему. Но мы вновь выкрутились из незавидного положения, вначале с помощью добрых людей, а потом и самостоятельно. — Чем отличалось второе кругосветное путешествие от первого? — Второе плавание было спланировано и осуществлено профессионально, я бы так сказал. Трудностей и приключений тоже было достаточно: это и шторма Южного океана и сложнейшая ледовая обстановка в Канадской Арктике, где мы попадали и в ледовый плен, и дрейфовали со льдами, и повредили винт. И под конец, уже на Балтике, совсем лишились винта и в Кронштадт входили только под парусами. Но, несмотря ни на что, плавание закончилось в запланированные сроки и практически все намеченные задачи были выполнены. «Апостол Андрей» стал первым российским судном, прошедшим Канадскую Арктику. И стал в 2002 году, вместе с немецкой шхуной «Дагмар Он», одним из двух парусников, которым удалось пройти обе Арктики. — Сколько всего вы совершили глобальных путешествий под парусом, какие это были путешествия, где было труднее всего, что запомнилось больше всего? — Самое сложное было, конечно, первое плавание. Оно и запомнилось, наверное, больше всего. На «Апостоле Андрее» я совершил три кругосветных плавания. Первое вокруг Восточного полушария через Северный Морской путь, второе – вокруг Западного полушария, проливами Канадского Арктического архипелага и третье – Антарктическое: в 2005-06 гг. мы обогнули Антарктиду, находясь всё время выше 60 градуса широты, незримой границы Антарктики. Последнего пока не повторил никто. Четвёртое глобальное плавание, в котором мне довелось принимать участие, проходило в 2012-13 гг. Это было международное кругосветное ралли, маршрут его проходил в основном по тёплым и комфортным тропическим широтам. Я был капитаном-наставником на российской яхте Royal Leopard и прошёл половину дистанции. Во время этого плавания я пересёк свой юбилейный – десятый экватор. — Правда ли, что дельфины любят соревноваться с яхтой? Как это происходит? — Да, есть такая страсть у дельфинов плавать наперегонки с яхтами. Они плывут параллельно, обгоняют яхту с лёгкостью, подныривают под корпус и особенно любят нестись впереди яхты перед самым её штевнем. Тогда можно попытаться потрогать дельфина за спиной плавник, дотянувшись до него с носа яхты. В этой же связи вспоминается, как в районе Гренландии нас сутки сопровождали гринды – большие такие дельфины. Внутри яхты отчётливо было слышно, как они перекликались друг с другом. Я описал все это в своей второй книге про путешествие на «Апостоле Андрее». А в Южном океане, у берегов Антарктиды с нами полчаса резвились горбатые киты. И одна из этих громадин, величиной с «Апостол», на прощание по-дружески шлёпнула нас по борту своим трёхметровым хвостом. Об этом есть эпизод уже в третьей книге. — Когда и за что вы были награждены Орденом Мужества? К тому же у вас английские и американские яхтенные награды. Как случилось, что крейсерские клубы именно этих стран решили наградить вас? — Орденом Мужества был награждён осенью 2002 года, после окончания второй кругосветки. Но награжден я им был за первое плавание, которое завершилось в 1999 году. Награда, как говорится, нашла героя. Обе иностранные награды тоже за первую кругосветку. Английскую Medal for Seamanship я получил на следующий год после окончания плавания, а американская The Blue Water Medal настигла меня в начале второго плавания. За что? Британская так и называется: «За искусство мореплавания». А именно — проявленное в Южном океане, когда мы лишились руля и выбирались в Австралию под аварийным управлением. И за первое в истории сквозное плавание по Северо-Восточному проходу (Северному Морскому пути). Собственно за это же самое наградили и американцы. Почему-то британцы и американцы взяли на себя роль определять кто в мире лучший яхтсмен. Американская награда вручается с 1923 года, британская с 50-х годов прошлого века. Вручается только одна медаль в году. Англичане делают это ещё реже – не каждый год находится на их взгляд достойный яхтсмен. Награды считаются престижными, обладают ими самые известные яхтсмены мира. Но не гонщики – только те, кто ходит в океанах. Вручаются медали на специальном ужине в очень торжественной обстановке. Для получения британской награды пришлось обзавестись смокингом. Обладать даже одной медалью почётно. Обе их имеют единицы. — Каковы ваши дальнейшие планы? — В настоящее мы занимаемся мемориальными походами в российской Арктике. Вспоминаем имена выдающихся русских мореходов: Владимира Русанова, Георгия Седова, Бориса Вилькицкого. Так сложилось, что именно в эти годы, с 2010 по 2014, случились 100-летние юбилеи экспедиций вышеупомянутых капитанов. Темой этого года станет плавание шхуны «Святая Анна» под командованием Георгия Брусилова. Пройдя проливом Югорский Шар, «Апостол Андрей» направится в юго-восточный угол Карского моря, к побережью полуострова Ямал, туда, где осенью 1912 года «Святая Анна» попала в ледовый плен. Затем поднимется на север Карского моря, следуя по пути двухлетнего дрейфа шхуны. Отдав положенные по морской традиции почести, «Апостол Андрей» спустится на юг, к Земле Франца-Иосифа. Маршрут в архипелаге будет зависеть от ледовой обстановки. В наших планах посещение Земли Александры — на неё со льдов поднялась часть людей под руководством штурмана Альбанова, и мыса Флора – откуда Валериан Альбанов и матрос Конрад были сняты судном экспедиции Георгия Седова «Святой мученик Фока». На Земле Франца-Иосифа яхте также предстоит поработать в качестве экспедиционного судна со специалистами заповедника «Русская Арктика». Завершит свою восьмую арктическую навигацию «Апостол Андрей» традиционно в Архангельске. — Есть ли такие умения, которыми вы гордитесь больше всего? — Может быть умением управлять автомобилем. Мне это нравится. Я вырос на селе, в семье механизаторов, и сколько себя помню, с самых малых лет управлял всевозможной техникой: тракторы, комбайны, мотоциклы. Потом пришёл автомобильный транспорт и почти 20 лет было отдано ему. — Вот вы в зрелом уже возрасте круто изменили свою жизнь, как вы думаете, что это вам дало, от чего вы отказались и что приобрели? — Это произошло в 38 лет, когда, как гласит народная молва, мужчины нередко меняют свою жизнь. Отказался — от сытой, размеренной жизни. Обрёл — весь мир и нескончаемую дорогу. — Что из ваших ожиданий от жизни осуществилось, а что нет? — Да ничего не осуществилось! Всё пошло по другому пути. И хотя я в детстве мечтал, как, наверное, любой мальчишка, о путешествиях, но никогда не думал, что буду этим заниматься профессионально. — Что вы думаете о жизненных принципах в целом? В чём состоят ваши принципы? — У меня нет обыкновения сидеть и думать о жизненных принципах. Но мне близки некоторые принципы самураев. Если человек не прилагает усилий для своего развития и не опирается на поддержку других, от него не будет пользы. Человек, обделенный мудростью, ругает своё время. О чем бы ни шла речь, всегда можно добиться своего. Если ты проявишь решимость, одного твоего слова будет достаточно, чтобы сотрясать небо и землю. Беседовала Татьяна Рублева Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О том, что может совершить человек, если он очень этого захочет, рассказал «Миру 24» Николай Литау, ставший капитаном на пороге сорокалетия и установивший 5 мировых... |
|