Страдания в эпоху Интернета: В Москве отыграли спектакль «Вертер!». 21.by

Страдания в эпоху Интернета: В Москве отыграли спектакль «Вертер!»

04.10.2014 19:14 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Москва, 4 октября. Осень в столице – традиционная пора театральных фестивалей, на которых можно увидеть не только отечественные постановки, но и ключевые работы именитых зарубежных режиссеров. Включением зрителей в мировой театральный контекст занимается и фестиваль «SOLO», который в этом году проходит в седьмой раз.

«SOLO» ­­­- фестиваль уникальный, в его программе только моноспектакли, в прошлом году в их числе была постановка живого классика Роберта Уилсона. Организаторы смогли удержать высокую планку и в этом году. Фестиваль открылся спектаклем «Юлий Цезарь. Фрагменты» еще одного мэтра - Ромео Кастеллуччи. В этой постановке вторым по значимости героем после актера был эндоскоп: с его помощью режиссер физиологически исследовал ораторские способности человека.

Но Кастеллуччи не единственный из знаковых режиссеров, работы которого привезли на «SOLO» в этом году – в рамках фестиваля также покажут постановки бельгийского режиссера и хореографа Яна Фабра, итальянца Антонио Лателлы и немца Николаса Штемана, который приехал со спектаклем «Вертер!»

Страдания молодого человека с заранее известным финалом Штеман переносит в наш век: все свои тяготы Вертер снимает на камеру, видео с которой транслируется на натянутый на сцене экран. В самолюбовании нашей эпохи – а в наше время у юного героя наверняка были бы Фэйсбук и Инстаграм – очень ярко отражается процесс саморазрушения, описанный в романе.



В начале спектакля на сцене еще не совсем Вертер – актер Филипп Хохмайер, исполняющий эту роль, с некоторым интересом читает по бумаге о чувствах и переживаниях героя. Но постепенно он входит в роль: из чуждого самому себе, несколько скучающего зрителя собственной жизни, он превращается в себя и выбрасывает сценарий. Происходит это после встречи с Шарлоттой, в которую он влюбляется.

Эти сложные отношения актера и его героя нам продемонстрируют еще раз. В момент, когда с Вертером случится кратковременное помешательство, то же самое произойдет и с актером. Соскочив со сцены со словами: «Жених приехал. Мне надо идти», он раскланяется со зрителями, поблагодарит их за теплый прием и уйдет, оставив зал в замешательстве, кончился ли спектакль или еще нет. Этот фокус повторится несколько раз: Хохмайер-Вертер вернется с накладным носом и в шляпе, расскажет зрителям несколько непереводимых анекдотов и скороговорку, и даже бросит в зал нарезанную капусту (зал не растеряется и запустит пару листьев назад в актера). И только придя в себя («Вы совсем сошли с ума с Вашими шутками!», - прочитает он в письме от Шарлотты), Вертер продолжит повествование.

Переживания героя, главным летописцем и исследователем которых является он сам, вызывают сомнения: это настоящие высокие чувства или скорее истерия, возведенная в степень самолюбованием и рефлексией?

Моноспектакль по умолчанию говорит об одиночестве, на сцене нам демонстрируют материализованный внутренний мир героя, но тут одиночество скорее окрашено эгоизмом: если даже возлюбленная – не живой человек, а лишь ярко накрашенная статуя (кажется, пенопластовая) - может, и она не реальна, может это лишь одно из отражений героя?



В изображении саморазрушительного эгоизма и одиночества нашего времени, где все мы немного Вертеры, транслирующие свои чувства в соцсетях, спектакль иногда становится абсурдно-комическим, например, когда Вертер варит сосиски, а иногда и очень точным: в момент наивысшего счастья герой поет песню Perfect day Лу Рида – все очень узнаваемо, как делаем мы.

Но в этом заигрывании со зрителями, желании и умении нравиться, осознании своего обаяния в то же время обнаруживается и главный недостаток спектакля. «Вертер!» – это долгоиграющий театральный хит, который был поставлен еще в 1997 году и с тех пор шел в нескольких немецких театрах, в том числе в Берлинском Фольксбюне, и демонстрировался на фестивалях по всему миру. А потому и Филипп Хохмайер, который действительно очень хороший актер, уже, кажется, немного устал и развлекает себя на сцене, как может. Да и его Вертер, честно говоря, за эти 17 лет перестал быть таким уж юным.

В нескольких сценах «Вертер!» действительно изобретателен, образно меток, а финал (хотя и не очень оригинальный) впечатляет. Но хотя спектакль и сорвал овацию в Театре на Страстном, он, кажется, слишком увлечен собой - как и сам Вертер.

Екатерина Загвоздкина

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В российской столице в рамках фестиваля «SOLO» отыграли постановку Николаса Штемана. Mir24.tv
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика