Семьи малайзийских жертв катастрофы Boeing 777 рейса MH17 требуют суда над виновными. Эксперты констатируют, что политическая составляющая в расследовании до сих пор слишком велика, и мир может так и не узнать правду о том, кто сбил Boeing. Это предстоит сделать Объединенной следственной группе (JIT). Следствие продолжается.
На борту погибшего в небе над Украиной лайнера было 28 малайзийских пассажиров и 15 членов экипажа. Семьи граждан Малайзии, погибших в катастрофе рейса малайзийских авиалиний на Украине, требуют доведения до конца расследования катастрофы и суда над виновниками трагедии, передает в среду малайзийское государственное новостное агентство "Бернама".
Агентство приводит подборку высказываний родственников девяти из сорока трех граждан Малайзии, погибших в катастрофе. Их короткие интервью были записаны после презентации во вторник доклада Совета по безопасности Нидерландов о результатах расследования гибели рейса МН17.
В целом родные жертв катастрофы удовлетворены результатами расследования Совета по безопасности Нидерландов, однако все они требуют ускорения уголовного следствия, которое могло бы ответить на вопросы о том, кто и зачем сбил гражданский самолет ракетой ПВО, пишут РИА Новости.
Напомним, что накануне, 13 октября Совет безопасности Нидерландов обнародовал окончательный доклад о результатах расследования причин крушения малайзийского авиалайнера, согласно которому самолет был сбит ракетой серии 9М38. При этом в документе указан тип боеголовки, соответствующий более поздней модификации этой ракеты — 9М38М1.
За несколько часов до презентации доклада Совбеза Нидерландов российский концерн ПВО "Алмаз-Антей" представил в Москве результаты собственного расследования, основанные на двух натурных экспериментах. Там пришли к выводу, что Boeing могли сбить ракетой 9М38, снятой с вооружения российской армии еще в 2011 году.
Не осталась в стороне и правительственная комиссия Украины по расследованию причин авиакатастрофы Боинга, которая вчера продемонстрировала смоделированный ролик столкновения Бука с Боингом, передает корреспондент РБК-Украина.
"Я хотел бы, чтобы в начале мы посмотрели маленький ролик, где четко показано, с какого места выпущена ракета, эта территория является ... контролируемой российскими боевиками, какое это именно было оружие, в техническом отчете (сказано) что это была российская ракета, а также именно по этому ролику можно увидеть, что это был спланированный террористический акт, который произошел на неконтролируемой территории", - сказал вице-премьер-министр Геннадий Зубко.
Он прокомментировал, что на ролике четко видно, что ракета была запушена из города Снежного и была направлена на поражение пилотов самолета, чтобы сделать невозможной даже аварийную посадку этого самолета.
По версии же концерна ПВО "Алмаз-Антей", ракета была выпущена с территории, контролируемой украинскими силовиками, неподалеку от Зарощенского, поскольку иначе не поразила бы кабину самолета с левой стороны, как это произошло.
В принципе Доклад Совбеза Нидерландов фактически повторил основные положения выводов концерна "Алмаз-Антей". Однако что касается точки запуска ракеты, в докладе сказано, что она могла находиться на территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины. Таким образом, вывод о том, с какой территории была запущена ракета — контролируемой украинскими силовиками, или ополчением, — комиссия голландского Совбеза сделать не может. Так что документ не называет виновных в катастрофе - это предстоит сделать Объединенной следственной группе (JIT), в которую входят Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина.
В организации расследования аварии малайзийского лайнера есть как минимум два момента, которые трудно поддаются объяснению, считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
"Согласно общепринятой практике, расследование должна была вести страна, в небе которой произошла катастрофа — то есть Украина. Но следствие ведут Нидерланды — по той причине, что большинство погибших пассажиров, 193 из 298, были подданными этой страны. И это первая странность", — полагает он.
Вторая странность, по его мнению, состоит в том, что Украина не только не помогала расследованию, но всячески препятствовала ему. В течение долгого времени Киев не допускал членов голландской комиссии на место падения лайнера, чтобы собрать обломки самолета, хотя власти самопровозглашенной ДНР изъявили готовность предоставить им допуск туда.
"Украина так и не предоставила данные воздушной обстановки, переговоры диспетчеров, заявив, что они "были утеряны". США также не предоставили данные со своего спутника, который в момент аварии находился над Украиной. Россия, напротив, предоставляла и предоставляет всю необходимую информацию, но она почему-то долгое время не принималась во внимание. Вот почему я утверждаю, что в деятельности голландской комиссии много необъяснимого", — говорит военный аналитик.
Все эти странности, по мнению А.Цыганка, свидетельствуют о явно предвзятом отношении, при котором до сих пор продвигалось расследование.
"Изначально планировалось "протащить" достаточно субъективную точку зрения, заключавшуюся в том, что во всем виновата исключительно Россия. Однако сегодня она просто не проходит", — говорит военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.
Однако дело не только в недостаточной доказательной базе. Дело, скорее, в изменении общего внешнеполитического фона, убежден В.Евсеев.
"Факторов, влияющих на изменение обстановки, немало. Идут бои в Сирии, события на Украине отошли на второй план. США уже не могут так однозначно диктовать Нидерландам линию поведения, как некоторое время назад. Кроме того, приходится учитывать позицию Малайзии, которая изначально была против поспешных антироссийских выводов в расследовании. А она теперь — участник Транстихоокеанского партнерства, и с мнением этой страны приходится считаться. Все эти факторы в целом и создают то изменение внешнеполитической "погоды", состояние которой влияет на деятельность комиссии по расследованию катастрофы", — говорит военный эксперт.
Поможет ли наметившееся сотрудничество тех, кто ведет расследование обстоятельств крушения MH17, с Россией в конце концов восстановить и подлинную картину случившегося, и определить виновных? Е.Минченко настроен скептически. Он полагает, что ситуация может теперь надолго "зависнуть" в состоянии неопределенности.
"Во-первых, Западу не так-то просто будет совсем отказаться от своих прежних обвинений, брошенных в пылу информационной войны. Во-вторых, неопределенная ситуация позволит время от времени пытаться оказывать новое давление на Россию. К сожалению, политическая составляющая в расследовании катастрофы до сих пор слишком велика, и она продолжает оказывать влияние на его ход", — считает он.
"Мы можем никогда не узнать правду", — добавляет Е.Минченко.
Но уголовное расследование продолжается. Голландские исследователи брали пробы почвы, они смотрели, где сожжена почва, какой химический состав почвы. Они опрашивают огромное количество свидетелей на местах, сообщает из Амстердама журналист Софья Корниенко.
И это расследование продлится еще дольше, чем предполагалось изначально. Сначала мы думали, что доклад будет опубликован в конце этого года, но на этой неделе сообщили, что это произойдет только в начале следующего года. Никто не знает, может быть, еще будут откладывать, цитирует С.Корниенко радио Свобода.
На прошлой неделе на Нидерландском телевидении выступал глава следственной группы Фред Вестербеке, и он еще раз призывал всех возможных свидетелей перевозки ЗРК "Бук", которые проживают в этом регионе, которые что-то видели, что-то слышали. Сейчас опросили приблизительно 100 человек. Но Международная следственная группа считает, что это мало. Они говорят, что им нужно гораздо больше непосредственных свидетелей произошедшего.
Что касается доклада, который подготовлен Советом безопасности, С.Корниенко подчеркивает, что в плане технической стороны там хотя и указывается точно боеголовка 9N314M, но в докладе черным по белому написано, что она все-таки могла использоваться той ракетой, о которой говорил "Алмаз – Антей" – 9М38. То есть она могла использоваться как с установки "Бук-М1", так и с установки "Бук-М1-2". То есть, там пока нет четкого разграничения. И там не говорится, что это точно была более современная установка, которая сегодня находится только в расположении российской армии. Другое дело, что наверняка какие-то данные на этот счет уже есть у следователей, которые занимаются уголовным расследованием.
Семьи малайзийских жертв катастрофы Boeing 777 рейса MH17 требуют суда над виновными. Эксперты констатируют, что политическая составляющая в расследовании до сих пор...