Авторство идеи референдума Лукашенко переписывает на оппозицию. 21.by

Авторство идеи референдума Лукашенко переписывает на оппозицию

25.04.2018 17:20 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ежегодное послание президента Беларуси народу и парламенту на этот раз содержало рыночную риторику, но на политическую сферу либерализм не распространился. Впрочем, настоящие реформы не намечены ни в одной из сфер.


Фото пресс-службы президента Беларуси

В послании, прозвучавшем с трибуны Овального зала Дома правительства в Минске 24 апреля, Александр Лукашенко практически не упоминал оппозицию. Упомянул же почему-то тогда, когда опровергал слухи о подготовке конституционного референдума: «Но если кто-то рассчитывает, что мы примем Конституцию и этим самым создадим фундамент для наших «майданов» и «майданутых», этого в стране не будет, пока я президент!»

 

Конституционный референдум придумали противники Лукашенко?

Более того, глава государства сделал вид, что пока лично он «ни о каком референдуме не думал», а за изменение Конституции якобы выступали какие-то другие силы.

Лукашенко не назвал эти силы, использовал местоимение «они», но из общего контекста получается, что речь идет, скорее всего, о политических оппонентах:

>

«Вы же видите, кто сегодня требует изменений в Конституцию. Правда, никто не говорит каких, главное — начать процесс, ввязаться в драку, а там будет видно. Они же не будут отвечать за то, какие последствия будет иметь этот референдум по изменению Конституции, а тем более какие будут последствия у этих изменений Конституции».

И далее: «Мы же с вами давно определили, что они даже и власть не хотят, наверное, взять в руки, потому что не знают, что с ней делать. Это непростая игрушка, мы-то с вами это понимаем и знаем, а я тем более. Поэтому надо прекратить эту валтузню, па-беларуску кажучы, про референдум и завтрашние изменения в Конституции».

В этом пассаже противопоставляются «они» и «мы»: они не знают, а мы знаем; они требуют изменений в Конституцию, а мы считаем изменения несвоевременными.

Однако тот же политик, который говорил, что пока ни о каком референдуме не думал, тут же вспомнил, что 15 марта дал Конституционному суду поручение подготовить поправки в Основной закон. Тогда глава государства не ставил сроков. В послании 24 апреля туманно прозвучало, что мы «придем к решению этого вопроса. Но со временем».

Стоит добавить, что о возможном изменении Конституции уже несколько лет ведут разговор представители общественного объединения «Говори правду», которые ссылаются на инсайдерскую информацию, и Либерально-демократической партии, которые уже сформулировали несколько вопросов на предполагаемый конституционный референдум. В ЛДП выступают за переход от нынешней мажоритарной избирательной системы к выборам в Палату представителей по партийным спискам.

Эти предложения гармонировали с проектом части правящей бюрократии — превратить пропрезидентское общественное объединение «Белая Русь» в политическую партию. Однако Лукашенко — против институализации «Белой Руси» в виде партии власти, о чем в очередной раз сказал, отвечая на вопросы депутатов после своего выступления с посланием: «Она («Белая Русь». — П.Б.) фактически самая мощная организация. Фактически завтра может быть партией. Откровенно говоря, я их уже сдерживаю — не рвитесь туда».

В итоге пропрезидентская организация остановилась на уровне дискуссии, хорошо ли ей превращаться в партию или пока рано.

 

С кем президент готов поделиться полномочиями? И какими?

Между тем обозреватели обратили внимание и на такую ремарку официального лидера: «…Да, часть полномочий я могу спокойно сегодня передать другим ветвям власти. Потому что не просто выработана практика поведения наших госслужащих, органов власти и так далее, а выработаны и упрочились позиции, традиции, их уже никто не изменит».

Появились версии, что первый президент намерен подстелить себе соломки на случай ухода на пенсию и реально поделиться полномочиями с правительством и парламентом.

Впрочем, депутатский корпус мало пользуется и нынешними полномочиями, так как после неудачной попытки импичмента в 1996 году действительно выработаны традиции аполитичности и безынициативности депутатов.

Но если вслушаться в то, что говорит Лукашенко, то делиться полномочиями он намерен в основном не с законодательной, а с исполнительной властью. Вероятно, президент не прочь делегировать решение ряда практических вопросов на местном уровне районным и областным исполкомам. С них и спрос будет.

Отметим также, что в последние годы правительство тихо перетянуло на себя решение экономической повестки дня, в то время как почти два десятилетия это было в компетенции Администрации президента.

 

«Ибо будет, как вчера в Армении»

При этом в политической сфере пока не декларируется ни развитие многопартийности, ни укрепление местного самоуправления, ни возвращение законодательному органу возможностей для реализации законодательной инициативы.

Более того, в этом раскладе оппозиции по большому счету (если исключить отдельные выпады) не отводится даже роль страшилки, против которой мобилизуются сторонники президента. Вместо идейной мобилизации на выборах власти используют голосование административно зависимых граждан и в целом не пытаются будить сознание гражданина — «ибо будет, как вчера в Армении».

Но если шельмование политических оппонентов для правящего режима уже не так актуально, как прежде, то это вовсе не значит, что им будет позволено интегрироваться в систему принятия важных государственных решений.

«Если мы будем видеть, что на выборы идет откровенный враг страны, мы не допустим их в органы власти», — сказал президент, отвечая на вопрос оппозиционного депутата Палаты представителей Анны Канопацкой (она интересовалась возможностью реформы местного самоуправления).

Откровенный ответ, ведь «враг страны» — это не иностранный диверсант, а политический оппонент. В Беларуси инакомыслящим пока не запрещено баллотироваться в территориальные органы самоуправления (лидер «Говори правду» Андрей Дмитриев говорит, что его единомышленники контролируют несколько ТОСов), но уже на чуть более высоком уровне местных Советов стоит «антивражеский» фильтр. Через который на выборах в феврале сумел пробиться к депутатскому мандату только один оппозиционер — вальщик леса Валерий Билибуха (переизбран депутатом Первомайского сельсовета в Березовском районе).

Таким образом, оппозиции не дают ни пробиться во власть на выборах, ни организовать давление на нее через улицу. И сильной стратегии выхода из этого порочного круга пока не видно.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Оппозиции не дают ни пробиться во власть на выборах, ни организовать давление на нее через улицу.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика