Атомная стройка. Как на БелАЭС возводят первый энергоблок и отрабатывают нештатные ситуации
19.02.2016 13:52
—
Новости Общества
|
Первый энергоблок Белорусской АЭС планируют запустить в 2018 году. Здешние руководители говорят, что, несмотря на кризисы, строительство идет по графику, а деньги на белорусскую «стройку века» поступают без задержек. В репортаже TUT.BY — о тренировках экстренных ситуаций, безопасности и о том, что уже успели построить. Техногенные пейзажиВ прошлый раз журналисты TUT.BY В нескольких десятках километров как на дрожжах растет старинный Островец, превратившийся в Рассказывают, что на большой стройке сейчас задействовано больше четырех тысяч человек, 500 из которых — работники российских организаций. Для всех их как нельзя кстати — лояльные белорусские зимы последних лет, которые помогают в работе. Гендиректор Белорусской АЭС Михаил Филимонов на вопрос, влияет ли непростая экономическая ситуация на ход строительства, отмечает: средства, которые на стройку выделяются по кредиту Российской Федерации, приходят вовремя. — Так что нам жаловаться, будто нас трясет от недостатка чего-то — нечего, — говорит он. По словам руководства, зарплаты работников на стройке БелАЭС начинаются от шести миллионов рублей. Персонал для атомной станции набирают с 2008 года. Помимо готовых специалистов из-за границы (таких будет 70 человек) — на АЭС будут приглашать сотрудников белорусских тепловых станций. Принимают и молодых специалистов, которых готовят по отдельной госпрограмме. Учебный центр. Максимальное погружениеЛюбопытно, что станция еще только строится, а часть персонала уже при деле. В прошлом году открылся учебно-тренировочный центр, где специалистов со среднеспециальным или высшим образованием учат тому, что пригодится на конкретном рабочем месте. — В учебном центре есть образцы основных видов оборудования — чтобы отрабатывать действия, которые вызывают наибольшую сложность. Скажем, работу в зоне контролируемого доступа, где будет определенный уровень радиоактивного излучения, необходимо выполнять достаточно быстро. Сначала человек приходит, тренируется здесь на образце, отрабатывает необходимые действия, например, по уплотнению фланца. И только потом идет на рабочее место. И там уже нет суматохи, например, он не ищет, где ключ на девятнадцать, где нужная прокладка — а делает быстро свою работу и покидает место, — объясняет зам главного инженера по подготовке кадров Владимир Горин. В отдельном корпусе учебного центра — план станции, основные объекты в разрезах. Они позволят работникам, вновь приходящим на станцию, более четко понять расположение оборудования. Ведь время пройдет — и на АЭС все будет скрыто от глаз, в основном надо будет перемещаться по коридорам. Один из самых важных объектов в учебном центре — тренажер, на котором тренируются те, кто будет управлять реактором и турбиной. То есть — персонал блочного пульта управления атомной станции. — За два года до пуска станции мы имеем собственный тренажер. Немногие станции могут таким похвастаться, — утверждает ответственный за подготовку кадров. — Сейчас идет его верификация. Мы должны убедиться, что модель работоспособная и будет реализовываться при эксплуатации энергоблока. Именно такой пульт расположится на первом и втором энергоблоках БелАЭС. На тренажере отрабатываются и действия при нормальной эксплуатации, и те, которые необходимы во время «отклонений от нормальных режимов». — Чем лучше работает энергоблок — тем быстрее теряет квалификацию персонал. Чтобы квалификация не терялась — два раза в год по сорок часов мы забираем людей на тренажер и отрабатываем различные действия. Навыки должны быть отработаны до автоматизма. За зеркальной стеной сидят инструкторы, которые задают сменам ситуации — а те должны их разрешить. Перед журналистами на тренажере разыгрывают максимальную проектную аварию. Раздается сигнал тревоги, некоторые кнопки загораются красным цветом — специалисты смены должны быстро понять, что происходит и проконтролировать, чтобы запустились все необходимые системы безопасности. — Это была течь первого контура с разрывом главного циркуляционного трубопровода диаметром 850 миллиметров, — рассказывает начальник смены блока Андрей Кушнаренко. По словам Кушнаренко, на то, чтобы сработали все системы безопасности, ушло десять секунд. Во время экскурсии разные специалисты уверяют: на БелАЭС будут применяться, помимо активных, и пассивные системы безопасности. Это означает, что такие системы будут запускаться в случае необходимости даже без вмешательства человека и без необходимости в электропитании. У пульта-тренажера есть дублер. Точно так же будет в реальном энергоблоке. Дублер нужен для того, чтобы станция не осталась без управления, скажем, в случае пожара. Любопытно, что пульт-тренажер должен копировать реальный пульт максимально. Если на одном выходит из строя кнопка и ее заменяют кнопкой другого цвета — то и на втором пульте кнопку нужно заменить на такую же. Владимир Горин рассказывает: психологическое состояние специалистов смены, работающих на энергоблоке, будут максимально контролировать. Скандал с женой не должен отражаться на ответственном деле. Постараются исключить конфликтные ситуации и на работе. Даже места в автобусах, на которых работники смены будут ездить на станцию, будут именными. Большая стройкаНа огромной промплощадке — склады оборудования. Здесь конструкции собирают в более внушительные составные части, которые потом будут подавать в зону монтажа. Где-то там уже находится корпус реактора первого энергоблока, который Турбинная установка будет располагаться в машинном зале — ее, кстати, начнут монтировать уже в нынешнем августе. Главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь напоминает, что энергоблоки БелАЭС будет окружать двойная защита: — Наружная герметичная оболочка сделана из монолитного железобетона, предварительно напряженного, толщина ее 1,3 метра. Когда критики делают расчеты, зачастую берут наружную оболочку, забывая о том, что еще есть внутренняя, толщина которой 1,2 метра. Я, как будущий ответственный за ядерную и радиационную безопасность Белорусской АЭС, достаточно уверен в защите и точности нашей двойной защитной гермооболочки. Это будут блоки повышенной безопасности и, по сравнению с одинарной защитной оболочкой многих проектов Российской Федерации второго поколения — эта защита мощнее, причем не в два и не в три раза, а на порядок. Не так давно министр энергетики Литвы, до которой от Островца — рукой подать, На этот счет руководитель группы БелАЭС Николай Груша отвечает, что вероятность падения самолета на атомную станцию ничтожна. — К тому же, страна знает, сколько самолетов в сутки летает, какие самолеты. При необходимости авиалинии изменяют трассы… Здесь же у нас будут стоять свои воинские части… К тому же, что такое масса самолета? Рассчитано примерно на 7 тонн боевого самолета с концентрированной массой. Если говорить о самолете «Боинге» массой 200 тонн — это масса, которая рассредоточена в моторных отсеках, топливных баках… Это не та нагрузка на единицу площади, которая не позволила бы оболочке выдержать, — считает Николай Груша. В свою очередь, белорусский специалист упрекает соседей: — Недавно литовцы опубликовали данные по своей Игналинской АЭС. Чтобы вы знали — она не выведена из эксплуатации, топливо находится там. Так вот, она не имеет ни саркофага, ни защитной оболочки — тем не менее они утверждают, что она выдержит любое падение самолета. Вот такая двойная бухгалтерия, если вас устроит такой ответ. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В репортаже TUT.BY - о тренировках экстренных ситуаций, безопасности и о том, что уже успели построить. |
|