Из предпринимателей сделают... ремесленников
Из предпринимателей сделают... ремесленников
... пересчитают, перерегистрируют и в который раз проконтролируют Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП), работающие в сфере бытового обслуживания, могут быть переведены в разряд "субъектов ремесленной деятельности". Такой статус (читай: право на работу) они получат лишь после того, как будут включены в ремесленный реестр РБ - единую учетную информационную систему, которая будет находиться в ведении созданной Ремесленной палаты - государственного учреждения с управленческими функциями. Эти нормы заложены в проекте закона "О ремесленной деятельности в Республике Беларусь", подготовленного Министерством торговли и находящегося, по информации "Экономической газеты", на рассмотрении в правительстве. Эксперты отмечают, что в случае принятия этого документа для предпринимателей значительно усложнится регистрация бизнеса и процесс отчетности, а в стране появится еще один орган госуправления с широкими полномочиями. ЗАКОНОПРОЕКТ предлагает перевести большой круг субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих бытовые услуги населению, в особую категорию "ремесленников". В частности, это касается тех, кто занимается изготовлением и ремонтом мебели, металлических, пластмассовых и резинотехнических изделий, изделий из древесины и древесных материалов; изготовлением и ремонтом ювелирных изделий по заказам населения; изготовлением изделий похоронного ритуала; пошивом и ремонтом швейных, меховых, кожаных изделий, изделий текстильной галантереи, головных уборов; ремонтом и техническим обслуживанием бытовой радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, часов, телефонных аппаратов, факсов, копировальной техники, помещений; ремонтом, окраской и пошивом обуви; предоставляет парикмахерские, фото- и прачечные услуги; занимается уборкой зданий и сооружений и т.д. Для чего это потребовалось, не совсем понятно, ведь "ремесленный" вопрос, казалось бы, уже благополучно урегулирован. Сегодня действует Указ Президента от 16.05.2005 г. №225 "О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности". Под последней согласно документу понимается "не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, осуществляемая самостоятельно : и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан". В частности, речь идет о таких занятиях, как изготовление и ремонт сельскохозяйственного и садово-огородного инструмента (косовищ, черенков, грабель, топорищ, лопат, мотыг, серпов, топоров, садовых ножниц, ручных пил и т.д.); шорно-седельных изделий (хомутов, седелок, шлей, вожжей и других частей упряжи); деревянных бочек, чанов, кадок; кузнечное дело и др. Несколько иное толкование "ремесленной деятельности" дает проект закона о ремесленниках. Это "профессиональное производство товаров, оказание услуг, выполнение работ преимущественно потребительского назначения (личного, семейного, домашнего) и/или по заказам физических лиц, с использованием специальных знаний, технологий, традиций, секретов". То есть в стране может появиться сразу две категории ремесленников: физических лиц и предпринимателей. Однако уместно ли называть ремесленниками тех, кто занимается обслуживанием населения, например, уборщиц помещений или изготовителей надгробных памятников, как того требует документ? ПРОЕКТ закона предполагает выстроить своеобразную вертикаль из "ремесленников", "ремесленных объединений" и - на вершине пирамиды - "Ремесленной палаты" с различными ее подразделениями и представительствами. В предыдущем варианте проекта (он вносился Минторгом в 2003 г., но был "отбит" предпринимателями) была норма, согласно которой без внесения в реестр Ремесленной палаты предприниматель, подпавший под категорию ремесленников, работать не мог, а одним из условий включения в Реестр служило "добровольное" вхождение будущего "ремесленника" в одно из "ремесленных объединений". В нынешнем законопроекте записано проще: субъектами ремесленной деятельности могут быть юрлица и ИП, в том числе ремесленные объединения и представительства иностранных предприятий, включенные в ремесленный реестр. Однако на каких условиях туда можно будет войти, и будет ли эта услуга платной, в законопроекте не говорится. Сказано лишь, что соответствующее положение должна разработать Ремесленная палата, а утвердить правительство. Смысл же самого реестра - "обеспечить единый учет субъектов ремесленной деятельности, предоставлять из него информацию субъектам ремесленной деятельности, уполномоченным контролирующим государственным органам и иным заинтересованным лицам". Создание такого реестра разработчики обосновывают несовершенством нынешней системы учета Минстата, которая "не позволяет объективно оценивать развитие сектора бытовых услуг, так как не охватывает индивидуальных предпринимателей, вес которых в сфере бытового обслуживания более чем значителен". Сегодня на долю бытового обслуживания населения, по их данным, приходится свыше 11% от объема платных услуг. В этой сфере работают около 11 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих сеть организаций бытового обслуживания, на которых занято свыше 60 тыс. работающих. ИНТЕРЕСНО, что в "Обосновании" этого законопроекта его авторы вначале отмечают "стабильные темпы роста как объемов бытовых услуг, так и развитие новых видов и форм бытового обслуживания населения", а затем, на следующей странице, констатируют уже резкое падение объемов бытовых услуг. За пять лет с начала рыночных преобразований (к 1995 году) они снизились почти в 4 раза и составили по отношению к 1990 г. всего лишь 26,8%. А в 2003 г., по данным Минстата, - лишь 62,5% к уровню 1990г. Причиной этого, по мнению авторов проекта закона, стала ликвидация министерств бытового обслуживания и местной промышленности, а также объединений республиканского уровня, которым до 1991 г. подчинялись "бытовики" и "ремесленники", а также "приватизация госпредприятий, появление громадного числа мелких частных предприятий и индивидуальных предпринимателей, выполнявших ремесленные работы и предоставлявших бытовые услуги населению". Ремесленную палату, которая будет государственной структурой, подчиненной правительству, предлагается наделить функцией "создавать юридические лица или выступать в качестве их участников в порядке, установленном законодательством". Следовательно, палата уже априори становится конкурентом частных предпринимателей. Сможет ли она в таком случае "объективно представлять и защищать интересы субъектов ремесленной деятельности", большой вопрос. За высокими словами о сокращении бюрократических барьеров, увеличении объемов бытовых услуг, мировом опыте в подготовке законопроекта скрывается не что иное, как желание создать аналог существовавшего в советские времена Министерства бытового обслуживания, который будет контролировать работу предпринимателей, считает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа. Предлагаемая законопроектом структура лишь увеличит уровень административных барьеров (финансовых и временных затрат), фактически удвоит систему регистрации и наверняка усложнит процесс отчетности предпринимателей, убежден он. "Никто не мешает предпринимателям сейчас - в рамках действующего законодательства - вступать в действующие бизнес-ассоциации (общественные объединения, некоммерческие объединения коммерческих структур), которых больше сотни. Или создавать новые - местные, региональные, республиканские, специализированные, - рассуждает глава БСП. - Зачем же тогда еще некие ремесленные объединения? При этом авторы проекта плохо понимают предмет рассмотрения, относя ремесленные объединения к "субъектам ремесленной деятельности" и предлагая регистрировать их в том же реестре, что и коммерческие структуры. Нельзя смешивать функции общественных организаций и систем государственного управления". Далеко не факт, что ликвидация Министерства бытового обслуживания стала реальной причиной падения объемов бытовых услуг, и приведет ли его восстановление к изменению ситуации, продолжает А.Потупа. Ведь авторы проекта сами же подчеркивают в "Обосновании" несовершенство системы учета Минстата, в рамках которой "исчезает" практически весь вклад индивидуальных предпринимателей, кстати, очень немалый. "Но тогда о каком падении объемов можно всерьез говорить? Может, напротив, имеет место скрытый от статистики рост?". При этом следует отметить, что многие бытовые услуги граждане оказывают через объявления в газетах, не являясь фирмой или ИП. Собеседник "Экономической газеты" напомнил, что попытки создать систему управления предпринимательством уже имели место, однако закончились ничем. Министерство предпринимательства и инвестиций после пяти лет существования (с 1996 по 2001 гг.) было расформировано и преобразовано в департамент при Минэкономики. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
... пересчитают, перерегистрируют и в который раз проконтролируют... |
|