Нужно защищать свой взгляд на мирГОСТЬ РЕДАКЦИИ "АиФ" Нужно защищать свой взгляд на мир "ЕЕ СПЕКТАКЛИ - всегда что-то фантастическое, то, чего нет в природе". "Нескучное, но абсолютно непонятное действие". "Эксперимент в самом высоком смысле". "Режиссура не предполагает никакого снисхождения к зрителю". "Многие профессионалы ее творчество серьезно не воспринимают. Впрочем, есть и такие же отчаянные почитатели"... ЭТИ противоречивые высказывания театральных критиков относятся к одной персоне. Ее еще называют главной "авангардисткой театра", а некоторые ее ранние спектакли - "театральной легендой". Речь о режиссере Русского театра имени Горького Валентине Ереньковой. Уже одни названия пьес из ее репертуара необычны для нашего театра: "История любви Полосатого Кота и сеньориты Ласточки" Жоржи Амаду, "Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкапа... Ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой" американца Артура Копита, "Чудаки" Нью-Горького. Во многих из них можно увидеть элементы эстетики школы Марка Захарова. Им и подписан диплом Валентины Ереньковой, прошедшей стажировку у российского метра. Своей линией поведения и творчеством этот режиссер отстаивает очень важное понятие - естественное право человека на творческое самовыражение. Об этом праве у нас обычно не говорят, а если и говорят, то в контексте "экспериментальных площадок". А она делает свой театр на академической сцене. - Это нелегко, - оценивает ситуацию Валентина Еренькова. - Я не широко востребованный режиссер и не на пике славы. Из-за непонимания часто приходится выслушивать рекомендации: не ставь так, как ты ставила. Но кто-то видит вдаль, кто-то в ширину, а я вижу так, это моя метафора, стиль. Режиссер не должен изменять себе, так же, как и любой человек не должен изменять "мудрости своего организма", подчиняя свой внутренний мир системе общепринятых оценок. Я, действительно, вызываю противоречивые эмоции, от восхищения до неприятия. Все имеют право на свой взгляд. А я защищаю свой. - Для этого вы и пошли в режиссеры? - Я начинала как актриса. Закончила Театрально-художественный институт, на курсе известного режиссера, педагога Веры Павловны Редлих. Это был звездный курс, который специально подбирали для того, чтобы открыть этим составом новый театр. Правда, из 56 студентов к концу учебы осталось 22 человека. И мы отправились в Бобруйск - "строить" новый театр. Но в тот же год здание театра отдали на капремонт, мы ютились в каком-то ДК, где не было ни нужной атмосферы, ни условий для творчества. И мы не выдержали испытание временем и стали сами устраивать свою жизнь в столице. Многие пришли в ТЮЗ. Здесь я была очень востребованной актрисой. Но мне не хватало тюзовского репертуара, я чувствовала, что это не мой потолок, что мало всю жизнь быть тетушкой Кукурузой из сказки про Чиполлино. И я стала заниматься в театре режиссурой. Моим спектаклем "История любви Полосатого Кота и сеньориты Ласточки" открылась экспериментальная сцена ТЮЗа. Это было крупным событием в театральной жизни: автобиографическая история Амаду, замешанная на поэзии Тарковского... Этот спектакль мы играли в 9 вечера. Помню, как руководство комсомола заказало этот спектакль и попросило обсуждение после просмотра. Мы все собрались в зале. О-очень долго молчали. Наконец я как-то попыталась спросить, что бы им было интересно услышать, на что они предложили помолчать... Сегодня это спектакль снова начинает идти в ТЮЗе. Потом я поставила работу в Молодежном театре, и мне предложили прийти туда в качестве режиссера. Это был очень ответственный выбор. Именно тогда я решила подтвердить свое звание официально, но в БАИ меня не приняли. Документально я подтвердила право заниматься этой профессией только уже в Москве, на стажировке у Марка Захарова, режиссера, который оказал большое влияние на мое творчество и судьбу. Слава Богу, что тогда нашлась возможность отправить меня на эту учебу. И я очень благодарна Русскому театру, его режиссеру Борису Луценко, что он меня принял в свой коллектив, что я занимаюсь режиссурой в элегантном и интеллигентном театре с большими традициями и историей. Хотя, может быть, это и не последний мой театр. Я ко всему готова. И меня не покидает мечта иметь свой театр, свой маленький подвальчик, со своими почитателями. Фото Алексея СМОЛЬСКОГО Анна КРЮЧКОВАЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ "АиФ"Нужно защищать свой взгляд на мир"ЕЕ СПЕКТАКЛИ - всегда что-то фантастическое, то, чего нет в природе". "Нескучное, но абсолютно |
|