Нагрубили и проштрафились
Нагрубили и проштрафились
Министерством финансов в письме от 2.11.2005 г. №23-7/332 обобщены материалы проверок соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями за 9 месяцев 2005 г. За этот период Управлением аудита были проверены 33 лицензиата. Кроме того, проведены тематические и встречные проверки в 14 аудиторских организациях. По результатам проверок аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям в 22 случаях направлены предложения об устранении выявленных нарушений, лицензионных требований и условий осуществления аудиторской деятельности, не относящихся к грубым либо систематическим (47% от числа проверенных лицензиатов, за 9 месяцев 2004 г. - 71%). Таким образом, удельный вес грубых нарушений, к сожалению, растет. За такую грубость аннулировано действие лицензий у двух аудиторов - индивидуальных предпринимателей и у одной аудиторской организации. Один предприниматель, не устранивший нарушения, выявленные проверкой, лишился лицензии, действие которой ранее было приостановлено. Среди нарушений, выявленных Минфином, - проведение аудита аудиторскими организациями, должностные лица и аудиторы которых являлись учредителями либо штатными работниками аудируемых лиц в нарушение ст.8 "Об аудиторской деятельности". Заметим, что такое попрание принципа независимости аудита во многих странах уголовно наказуемо. Но если белорусское законодательство разрешает заменять внешний аудит внутренним или ведомственным контролем, такие претензии можно считать чрезмерными. Порой обязательные аудиторские услуги (в т.ч. по документальному подтверждению факта формирования уставного фонда, по подтверждению налоговой декларации о доходах иностранного юридического лица, по определению состава и оценке стоимости предприятия) оказывались без страхования профессиональной ответственности, предусмотренного подп.7.3 постановления Совмина от 17.10.2003 г. № 1346 в качестве особого лицензионного требования. В ходе проверок у некоторых аудиторов было обнаружено систематическое невыполнение правил аудиторской деятельности. Управление аудита отметило в этой связи, что, хотя большинством аудиторских организаций разработаны собственные правила, зачастую они носят формальный характер, недостаточно детализированы, не содержат каких-либо дополнительных требований по сравнению с республиканскими. Вспомогательные материалы и тесты, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий в ходе проведения проверок, практически не разрабатываются как приложения к собственным правилам аудиторской деятельности. В ряде случаев правила не были утверждены приказом руководителя аудиторской организации и не доведены до сведения сотрудников. Между тем Минфином были разработаны рекомендации по ряду таких столь важных аспектов методологии аудита, как определение уровня существенности, оценка рисков, расчет выборки. Но изучить эти документы удосужились далеко не все, кому они были адресованы. Где уж тут рассуждать о качестве аудита. Обнаружены факты несоблюдения требований ст.11 Закона в части сообщения собственникам, учредителям аудируемого лица о выявленных нарушениях законодательства, в результате которых могут быть причинены в крупном либо особо крупном размере убытки (вред) юридическому лицу или государству. Многими аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями как и ранее не просчитывается сумма выявленных в ходе проведения аудита нарушений законодательства и не сравнивается с рассчитанным уровнем существенности. В результате невозможно определить влияние нарушений на достоверность отчетности и, следовательно, подтвердить правильность выводов о ее достоверности, а также о необходимости направления сообщений в соответствии с требованиями ст.11 Закона. Впрочем, оказывается, кое-кто из аудиторов своей лицензией и вовсе не дорожит. Так, некоторые не потрудились в установленные законодательством сроки обратиться в Минфин для внесения изменений и дополнений в лицензию. За невыполнение требований Закона по ежегодному повышению квалификации аннулирован 141 квалификационный аттестат аудитора. Тот факт, что чуть ли не каждый седьмой аудитор готов отказаться от своего звания, наводит на грустные размышления... Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Министерством финансов в письме от 2.11.2005 г. №23-7/332 обобщены материалы проверок соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятель |
|