Право на информацию и немного обязанностей
Право на информацию и немного обязанностей
В своей профессиональной деятельности аудиторы часто сталкиваются с необходимостью запрашивать информацию о деятельности аудируемого лица у государственных органов и иных организаций. А вот обязаны ли эти органы отвечать на запросы аудиторов? На необходимость обращения с запросами в ходе аудита указывают правила аудиторской деятельности. Так, Правило "Аудиторские доказательства", утв. постановлением Минфина от 26.10.2000 г. №114 (в ред. постановления от 16.06.2004 г. № 93), в числе процедур получения аудиторских доказательств называет запрос, который представляет собой поиск информации в пределах или за пределами аудируемого лица. По форме это может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Согласно п.12 Правила "Понимание деятельности проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя", утв. постановлением Минфина от 19.06.2002 г. № 86, источниками получения сведений о деятельности субъекта являются, среди прочего, запросы третьим лицам и ответы на них. При направлении запросов и использовании разъяснений руководства аудируемого лица аудиторская организация должна руководствоваться Правилом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого юридического лица или индивидуальным предпринимателем", утв. постановлением Минфина РБ от 11.03.2002 г. № 35. Статья 10 Закона РБ от 18.12.2002 г. № 164-З "Об аудиторской деятельности" устанавливает, что аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при проведении аудита имеют право "...получать в соответствии с законодательством по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг". На первый взгляд, этой нормы достаточно. Однако оговорка "в соответствии с законодательством" нуждается в особом рассмотрении. Она означает, что право аудитора получать запрашиваемую информацию не является абсолютным, поскольку пределы его осуществления могут быть установлены иными актами законодательства. Например, сведения о счетах и вкладах, об операциях по счетам и др. являются банковской тайной и по общему правилу разглашению не подлежат. Тем не менее с ответом из банка у аудиторов проблем быть не должно. Здесь предусмотренное Законом "Об аудиторской деятельности" право подкреплено нормами Банковского кодекса. Однако согласно ч.3 ст. 122 кодекса сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком аудиторским организациям (аудиторам), осуществляющим их аудит. В силу ст.9 БК положения, предусмотренные для банков, применяются при деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено данным кодексом или иным банковским законодательством. Поэтому в отсутствие специальных норм, устанавливающих иное, небанковские кредитно-финансовые организации также обязаны предоставлять аудиторам запрашиваемую ими информацию. С получением информации у налоговых органов ситуация несколько сложнее. Согласно ст.79 Налогового кодекса любые сведения, полученные о плательщиках налоговыми и таможенными органами, иными органами, осуществляющими прием и взимание налогов и сборов, органами государственного контроля и финансовыми органами, составляют налоговую тайну. Исключение составляют: сведения, разглашенные самим плательщиком или с его согласия; сведения об учетном номере плательщика; об уставном фонде организации; о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за его нарушение. Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом согласно п.3 ст.79 Налогового кодекса сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, определяемый законодательством. Таким законодательством является постановление Совмина РБ от 16.09.2004 г. № 1149 "Об утверждении Положения о порядке хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения". Согласно п.5 Положения сведения, составляющие налоговую тайну, могут быть разглашены налоговыми и иными органами, названными в ст.4 Налогового кодекса, по запросу заинтересованного лица. Основанием для рассмотрения запроса является ссылка на нормы законодательных актов, устанавливающих право этого лица на получение сведений, составляющих налоговую тайну. Таким основанием является названная нами норма ст.10 Закона "Об аудиторской деятельности". Однако на практике налоговый или иной орган может отказать аудитору в предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну. Для этого в действующем законодательстве есть основания: согласно букве Положения налоговые и иные органы могут предоставить запрашиваемую у них информацию, а предусмотренное Законом "Об аудиторской деятельности" право аудитора на получение сведений не подкреплено возложением соответствующей обязанности на налоговые и иные органы. Поэтому однозначный ответ на вопрос о том, может ли аудитор реализовать свое право на получение сведений о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, составляющих налоговую тайну, может дать только практика, в том числе и обжалование отказов в предоставлении указанных сведений как неправомерных действий государственного органа или должностного лица, затрагивающих права и законные интересы аудитора при осуществлении им профессиональной деятельности. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В своей профессиональной деятельности аудиторы часто сталкиваются с необходимостью запрашивать информацию о деятельности аудируемого лица у государств
|
|