Отстранение от работы лиц в состоянии опьянения
Отстранение от работы лиц в состоянии опьянения
Отстранение от работы представляет собой временное по решению нанимателя прекращение выполнения работником трудовой функции, предусмотренной трудовым договором (контрактом). Принять такое решение наниматель должен в случаях, перечисленных в ст.49 Трудового кодекса (далее - ТК). В соответствии с указанной статьей по требованию уполномоченных органов в случаях, предусмотренных законодательством, наниматель обязан отстранить работника от работы. В частности, к числу таких органов относятся органы государственного санитарного надзора, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Госавтоинспекции Министерства внутренних дел, следственные органы, департамент государственной инспекции труда. Например, в соответствии с п.18.11 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, утв. постановлением Совмина от 31.12.2002 г. № 1851, Госавтоинспекция вправе отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ. Согласно ст.49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) работника, появившегося в день (смену) на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. При этом руководитель должен издать приказ об отстранении работника от работы, в котором указать причины и срок отстранения, а также решить вопрос о неначислении ему за этот период заработной платы. В трудовую книжку работника не вносятся сведения об отстранении от работы на определенный период. "Недопущение к работе" означает, что наниматель, заметив признаки опьянения, запрещает работнику приступать к трудовой деятельности, которая с началом рабочего дня еще не началась. "Отстранение от работы" имеет место в том случае, когда работник приступил к выполнению трудовой функции с началом рабочего дня, и только при изменении его состояния в течение дня или при условии, что состояние его не было замечено до начала трудовой деятельности, от нанимателя поступает распоряжение ему прекратить работу. Различие между этими распорядительными действиями руководителя кажется незначительным. Однако в отдельных отраслях деятельности оно становится принципиальным, так как именно за допуск к работе работника в состоянии алкогольного опьянения должностные лица организаций могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к уголовной ответственности. Например, обязанностью инспектора по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств является принятие решения о допуске их к работе, т.е. до выпуска транспортного средства на линию. Если инспектором в результате предрейсового осмотра не установлено состояние алкогольного опьянения, водитель допускается к управлению транспортным средством. Предположим, водитель "привел" себя в состояние алкогольного опьянения уже на линии. В данном случае инспектор выполнил свою обязанность по допуску к управлению автотранспортным средством трезвого работника, и к нему не могут применяться санкции, предусмотренные ст.122 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Решение об отстранении водителя от управления транспортным средством в этом случае будет уже принимать сотрудник ГАИ. Наиболее отлаженная процедура недопущения к работе появившегося в состоянии опьянения предусмотрена законодательством для отдельных нанимателей (например, транспортных организаций, подразделений, организаций энергетики и др.). Организации, на которых действует пропускная система, также обязаны обеспечить выполнение требования о недопущении работников к работе в состоянии опьянения. Например, если работник в рабочее время появляется в состоянии опьянения не на своем рабочем месте, а, скажем, на территории организации, то здесь имеет место недопущение его к работе. Если же он приступил к исполнению своих трудовых функций на рабочем месте, то речь уже идет об отстранении. Установление и подтверждение состояния опьянения Нетрезвое состояние работника может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств. Определить, находится в состоянии алкогольного опьянения работник или нет, сможет только врач, проводящий медицинское освидетельствование для факта употребления алкоголя или состояния опьянения, руководствуясь при этом Положением о порядке проведения медицинского освидетельствования иных лиц для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсических средств и состояния опьянения, утв. постановлением Министерства здравоохранения от 18.02.2003 г. № 10 (далее- Положение) Предварительное заключение о подозрении наличия алкогольного опьянения сможет сделать и средний медицинский персонал, прошедший специальную подготовку по экспертизе алкогольного опьянения согласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утв. постановлением Минздрава от 3.12.2002 г. № 84. Одним из таких доказательств нетрезвого состояния является акт за подписью свидетелей о появлении работника в состоянии алкогольного опьянения. Если возник трудовой спор и дело слушается в суде, то в качестве доказательств нетрезвого состояния работника могут стать свидетельские показания. Поэтому рекомендуется составить акт, который будучи подписанным несколькими работниками, может рассматриваться в качестве письменных свидетельских показаний. Законодательство не устанавливает, кто правомочен составлять акт о появлении работника на работе в состоянии опьянения. Поскольку контроль за соблюдением трудовой дисциплины (в настоящее время в законодательстве о труде применяется термин "трудовая дисциплина") возложен на специалистов кадровой службы, то, как правило, именно они оформляют такой документ. Составить акт может и руководитель структурного подразделения, которому подчиняется работник, или другое уполномоченное должностное лицо нанимателя. Для того, чтобы акт действительно мог рассматриваться как доказательство, подтверждающее нахождение работника в состоянии алкогольного опьянения, в нем следует отразить: - дату, время (желательно с точностью до минуты) и место составления акта; - фамилию, имя, отчество и должность работника, составившего акт; - фамилии и должности (профессии) работников, присутствовавших при составлении акта; - состояние работника, позволившее составителю акта сделать выводы об опьянении; - подписи составителя акта и присутствовавших при его составлении работников. Основными признаками алкогольного опьянения являются: запах алкоголя в выдыхаемом воздухе, нарушение координации движений, неустойчивость, шаткая походка и ряд других, которые будут рассмотрены далее. С наркотическим и токсическим опьянением все гораздо сложнее. Первыми их признаками являются: ускоренная речь, быстрая смена ассоциаций и поверхностность суждений, снижение самокритики к своему поведению и высказываниям, узкие зрачки и бледность. Поскольку все они могут быть обусловлены просто болезнью, следует описывать состояние работника детально, а лучше всего прибегнуть к медицинскому освидетельствованию. С актом под расписку необходимо ознакомить работника, а также предложить ему представить свои объяснения. Зачастую при составлении акта о появлении на работе в состоянии опьянения специалистам кадровых служб не рекомендуется брать объяснение у работника. Как поступить, если ознакомление работника, находящегося в состоянии опьянения, с актом невозможно в силу того, что он вообще не способен что-либо понять, не говоря о том, чтобы поставить свою подпись? В акте следует указать, что он не контролировал свои действия и не понимал значения обращенных к нему вопросов, в силу чего ознакомить его с актом в день составления не представлялось возможным. Если же работник отказывается от подписи, это также нужно отразить в акте, а составителю и присутствующим свидетелям еще раз поставить свои подписи под такой записью. Медицинское заключение Несмотря на то, что освидетельствование является юридически безупречным способом установления алкогольного опьянения и его степени, большинству нанимателей весьма сложно им воспользоваться. Главная трудность заключается в возникновении конфликтов между работником и руководством организации по поводу прохождения медицинского освидетельствования. При наличии у работника признаков алкогольного опьянения, должностное лицо может направить его в городской пункт экспертизы алкогольного опьянения (а в районных центрах в ту организацию здравоохранения, которая по приходу главного врача ТМО (территориальное медицинское объединение)) проводит экспертизу алкогольного опьянения. Наниматель обязан не допускать к работе (отстранять ) работника не только в состоянии алкогольного опьянения, но и при наличии факта употребления алкоголя независимо от степени концентрации алкоголя в крови у него. Как же руководителю получить медицинское заключение? Основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок проведения медицинского освидетельствования с целью установления алкогольного опьянения, являются постановления: - Совета Министров от 18.12.2002 г. № 1773; - Министерства здравоохранения от 18.02.2003 г. № 10. Согласно указанным нормативным правовым актам освидетельствование назначается в случаях, когда законодательством предусмотрена ответственность: - дисциплинарная - за пребывание в состоянии алкогольного опьянения на рабочих местах; - административная - за совершение определенных действий в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, оно проводится в случае конфликтных ситуаций, связанных с пребыванием работника на работе в нетрезвом состоянии. Как раз с отстранением от работы, а также с применением крайней меры дисциплинарной ответственности - увольнения по п.7 ст.42 ТК - связаны основные конфликты. Медицинское освидетельствование на предмет установления состояния опьянения осуществляется по письменным направлениям работников Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, правоохранительных органов, суда, организаций здравоохранения, а также должностных лиц организаций по месту работы освидетельствуемого или без направления при наличии лица, сопровождающего освидетельствуемого. Во всех случаях врачу, проводящему эту процедуру, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели. Допускается проведение освидетельствования и по личному обращению без официального направления. При этом освидетельствуемый обязан представить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением его просьбы о проведении освидетельствования. Вместе с тем следует заметить, что лица, подлежащие освидетельствованию, должны быть доставлены к месту или явиться самостоятельно не позднее 2-х часов с момента возникновения обстоятельств, требующих его проведения. Как же поступить в том случае, когда наниматель направляет работника на освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, а тот отказывается? Первый из вариантов - это сопровождение работника в организации здравоохранения, проводящие медицинское освидетельствование. Согласно Положению медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров, наркологических кабинетах районных территориально-медицинских объединений, приемных отделениях организаций здравоохранения и в передвижных наркологических пунктах врачами-психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, имеющими специальную подготовку по диагностике алкогольного, наркотического и токсического опьянения, в течение суток. А если работник ведет себя агрессивно и отказывается не только от поездки к врачу, но и вообще оставить рабочее место? Выручит собственная служба безопасности или охранное подразделение. Раньше такие проблемы чаще всего решались вызовом милиции, сотрудники которой доставляли нетрезвого работника прямо в медицинский вытрезвитель, в котором проводилось медицинское освидетельствование. Можно ли сейчас решить часть проблем за счет вызова милиции? Согласно ст.16 Закона от 26.02.1991 г. № 637-ХП (с изменениями и дополнениями) "О милиции" милиция имеет право проводить в установленном законодательством порядке освидетельствование лиц на предмет употребления алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять их для его проведения в медицинское учреждение, когда результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения. Милиции предоставлено право задерживать и содержать в специально отведенных в органах милиции помещениях лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, если они могут причинить вред себе или окружающим, до передачи в специальные медицинские учреждения или по месту жительства, а также находящихся в жилище в возбужденном состоянии в связи с алкогольным или наркотическим опьянением или другими обстоятельствами, которые могут причинить вред себе или окружающим, по письменному заявлению проживающих там граждан. Организации как "территории", откуда нетрезвые граждане могут быть доставлены в медицинские учреждения, не предусмотрены. Еще один способ - вызов "скорой помощи". Например, начальник отдела кадровой службы длительное время безуспешно пытался решить вопрос с прохождением медицинского освидетельствования работника, регулярно появляющегося на работе в состоянии алкогольного опьянения. Проблема заключалась в том, что он для сокрытия запаха алкоголя применял вещества типа "антиполицай" и различные пищевые поглотители запаха спиртного (в частности, лук и чеснок). Ни за что не соглашаясь, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, работник проходил на свое рабочее место и предлагал начальнику отдела кадров заниматься своими делами. На предложение пройти медицинское освидетельствование следовал жесткий, но вполне вежливый отказ. В отделении милиции, куда не раз обращалось руководство организации, поясняли, что доставка работника в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования не входит в их компетенцию. Однако выход был найден. Начальник отдела кадров вызвал бригаду "скорой помощи" для оказания лечебно-профилактических мероприятий работнику. Его "плохое самочувствие" было зафиксировано врачами, и протокол медицинского освидетельствования наконец был составлен. Но прежде чем последовать описанному примеру, следует подумать, как будет объясняться вызов бригады "скорой помощи" (например, явными признаками отравления, потерей сознания у станка и т.д.) Согласно Положению врач, производящий освидетельствование, составляет протокол по установленной форме в двух экземплярах. На основании медицинского освидетельствования формулируется заключение, в котором характеризуется состояние освидетельствуемого на момент обследования. В соответствии с Положением в заключении по результатам освидетельствования работника в связи с появлением (пребыванием) его на работе в нетрезвом состоянии должно констатироваться наличие факта потребления алкоголя или его отсутствие (трезвое состояние). Однако юридически значимым обстоятельством отстранения работника от работы является не факт потребления алкоголя, а состояние опьянения - ведь возможно, что факт употребления алкоголя будет установлен, а признаки опьянения не выявлены. Поэтому следует напомнить врачу, что законодательство изменилось и при составлении заключения нужно учитывать новые нормы. Это даже не столько право, сколько обязанность, так как во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (с позиции какого нормативного правового акта будут рассмотрены результаты освидетельствования. В данном случае - это ТК). В результате освидетельствования может быть выдано заключение, в котором будет установлено одно из следующих состояний: 1) трезв - заключение выносится при отсутствии данных о приеме алкоголя, наркотических и токсических средств и отсутствии клинических признаков их потребления и опьянения; 2) установлен факт употребления алкоголя, признаков алкогольного опьянения нет - заключение устанавливается при наличии данных, подтверждающих потребление алкоголя при отсутствии четкой клинической картины опьянения. Такое состояние наблюдается при употреблении алкоголя в незначительных дозах или через некоторое время после исчезновения синдрома опьянения и основывается на констатации отдельных признаков: покраснение глаз, запах изо рта, положительная реакция на алкоголь в выдыхаемом воздухе, обнаружение алкоголя в моче, а в крови или слюне - менее 0,5 промилле или его отсутствие; 3) алкогольное опьянение - заключение устанавливается при наличии клинического синдрома алкогольного опьянения, а именно: изменений психических процессов и поведения, вегетативно-сосудистых расстройств, нарушений координации движений, положительной пробы Ташена и иных нервно-мышечных нарушений, запаха алкоголя изо рта, положительных проб на алкоголь в выдыхаемом воздухе. Концентрация алкоголя в крови (слюне) - 0,5 промилле и выше; 4) алкогольная кома - заключение устанавливается при отсутствии явных признаков психической деятельности, тяжелых нарушениях вегетативной и сердечно-сосудистой регуляции, тяжелых нервно-мышечных нарушениях, запахе алкоголя изо рта, концентрации алкоголя в крови свыше 3-4 промилле; 5) установлен факт употребления наркотических или токсических средств, признаков наркотического (токсического) опьянения нет - заключение устанавливается при наличии лабораторных данных, подтверждающих потребление конкретного наркотического или токсического опьянения; 6) наркотическое или токсическое опьянение - заключение устанавливается при наличии синдрома опьянения вследствие приема конкретного наркотического или токсического средства и при достоверном лабораторном определении конкретного наркотического или токсического средства; 7) осложненное наркотическое (токсическое) опьянение - заключение выносится тогда, когда имеется факт одновременного приема алкоголя и наркотического (токсического) средства; 8) трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности, - заключение устанавливается при выявлении расстройств здоровья, не обусловленных на момент освидетельствования нетрезвым состоянием, но повышающих риск возникновения несчастных случаев при работе с источником повышенной опасности; 9) отказ от медицинского освидетельствования. При травмах, сопровождающихся тяжелым, бессознательным состоянием работника, затрудняющим выявление клинических симптомов опьянения, основой заключения об алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении являются результаты количественного определения алкоголя в крови или обнаружение в биосредах наркотических или токсических средств. Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим освидетельствуемого для определения факта употребления алкоголя или состояния опьянения, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол освидетельствования высылается в адрес направившей организации по почте. Следует иметь в виду, что требованиями Директивы Президента от 11.03.2004 г. № 1 определено, что за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы с работником безусловно и немедленно расторгается контракт. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отстранение от работы представляет собой временное по решению нанимателя прекращение выполнения работником трудовой функции, предусмотренной трудовым
|
|