Купаловский театр мог стоять на месте Колеса обозрения
Купаловский театр мог стоять на месте Колеса обозрения
Бывший директор, ныне депутат парламента Геннадий Давыдько - нынешнему директору Николаю Кириченко: "Если сможешь, сделай лучше, чем я" (Сцена из спектакля "Князь Вiтаут")
На самом деле в этом году у купаловцев два юбилея. 85 лет назад начала отсчет история театрального коллектива, который сегодня называется Национальным театром имени Янки Купалы. Но здание, в котором все эти годы (без четырех военных лет, когда купаловцы работали в эвакуации в Сибири) работает труппа, было построено 115 лет назад. Неизвестно, какая дата важнее для театра, ведь вне своего здания купаловцы не мыслят существования. Хотя...
Купаловский театр вполне мог оказаться не в центре города на улице Энгельса, а совсем в другом месте. Варианты строительства Купаловского рассматривались не раз и вполне серьезно. - В начале 70-х мы даже ходили куда-то смотреть макеты нового здания для театра, - вспоминает директор театра Николай Кириченко. - Предлагали и разные места для его строительства. Речь шла о площади 8 Марта, о площадке в парке Горького, где сейчас стоят аттракционы и Колесо обозрения. Был даже проект, по которому новый театр должен был строиться на... старом месте. То есть здание городского театра, построенное в 1890 году, хотели снести, а на этом же месте возвести новое. По какой причине все эти проекты, в том числе и последний, самый варварский, не осуществились, неизвестно. Еще одну попытку выселить театр из здания по улице Энгельса предприняли... его самые горячие поклонники. Вернее, поклонницы. Лет десять назад, как раз когда достраивался вымученный Дворец Республики, в театре появились дамы, которые приставали к актерам с просьбой подписать обращение к президенту. В нем говорилось, что театр существует «в тяжелых производственных условиях», что старый театр мал и тесен, поэтому купаловцам необходимо занять сам Дворец Республики. Движимые самыми благими намерениями, дамы не могли понять, почему же не могут получить ни одной подписи под своим обращением.
На самом деле старинное здание для театра - не просто привычная и любимая площадка. Оно - своеобразный талисман, сам по себе хранящий немало тайн. Во всяком случае, от публики. Театр строился на общественные деньги. Давали их не только богатые купцы, но и простые горожане. Лет двадцать назад в архиве театра еще хранилась уникальная книга - огромный толстый гроссбух, в который заносились все пожертвования на стройку. Купец такой-то купил столько-то гвоздей, мещанин такой-то пожертвовал 10 рублей. Увы, но сегодня этой книги в театральном архиве не находят. Зато уникальные домкраты хранятся под зрительным залом. В оркестровой яме есть даже специальная дверка, через которую можно попасть в театральное подполье. Правда, домкраты не действуют, а сто лет назад из зрительного зала убирались кресла и пол зала поднимался, пока не выравнивался с уровнем сцены. Так губернатор Минска устраивал городские балы. И сегодня верхняя точка зрительного зала, который идет под наклоном к сцене, совпадает с уровнем рампы. Вот только балов никто в театре уже не устраивает. А вот акустика в зале сохранилась практически во всем великолепии со дня постройки театра. Купаловским артистам завидуют все столичные коллеги, работающие в других театра. Со сцены до зрителей прекрасно доносится даже шепот, произнесенный в самой глубине сцены. Правда, говорят, акустика все-таки немного пострадала после капитального ремонта в 70-х. Рабочие разбирали сцену и пол в зале и вывезли не одну машину... битого бутылочного стекла.
Мебель из Несвижского замка Радзивиллов, библиотека, сервизы, подсвечники, оружие – оказывается, все это было перевезено в театр, когда в Несвиже обустраивали санаторий вместо резиденции белорусских магнатов. Увы, но сегодня почти ничего из этого богатства не сохранилось. Разве что красный диванчик, который «играет» в «Ромуле Великом», помнит свое несвижское прошлое. Да зеркала, в которые каждый вечер глядятся в фойе купаловские зрители, отражали еще представителей великого белорусского рода.
Любой театр держится на традициях, легендах, даже предрассудках. Но есть и исключительно купаловские, которые «насаждали» еще великие купаловские старики. К примеру, Здислав Стомм очень ревностно следил, чтобы в театре никто не… лузгал семечки. Примета дурная - зрителей не будет, а значит и сборов. Вообще старики были строги невероятно. Леонид Рахленко был приверженцем «сухого закона». Не дай бог попасться ему, выпив бокал пива, даже если ты не занят вечером в спектакле. Рахленко устраивал свой тест на алкоголь: заводил душевный разговор, приобняв по-отечески за плечо: «Дорогой мой, скажи, пожалуйста…» Нюх у него был великолепный, так что расплата была неминуема. Ну а лет двадцать назад все новички в труппе проходили боевое крещение в спектакле «Людзі на балоце”. В спектакле были заняты практически все артисты. В сцене свадебного застолья в самый неожиданный для посвящаемого в купаловцы выливалось содержимое не меньше сорока рюмок. Хотя вместо водки в рюмках была вода, но не меньше половины ведра. Шок молодой артист переживал немалый, а зрители ничего не замечали - «жертву» заранее садили спиной к зрительному залу. Считалось, что тот, кто не прошел это крещение или как-то от него увильнул, в театре не задержится. Кстати, так оно чаще всего и выходило. А еще купаловцы очень не любят говорить о предстоящей премьере заранее. Неодобрительно относятся к фотокамерам на репетициях. И не дай бог вам поздравить кого-нибудь с премьерой до того, как закроется занавес. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На самом деле в этом году у купаловцев два юбилея. 85 лет назад начала отсчет история театрального коллектива, который сегодня называется Национа |
|