Михаил Ждановский: «Историю пишут документалисты»
Михаил Ждановский: «Историю пишут документалисты»
Почти все работы художественного руководителя студии «Летопись» Национальной киностудии «Беларусьфильм» Михаила Ждановского отмечены призами и наградами. Зрители любят эти ленты, прежде всего, за правду жизни. В основе каждого фильма мастера – подлинная история с неожиданными коллизиями и поворотом событий – В Минск я впервые попал в 1971 году, – рассказывает Михаил Ждановский. – Будучи студентом ВГИКа, проходил здесь практику. Мои старания оказались ненапрасными: неожиданно был зачислен в штат киностудии. Но тогда такое решение ее руководства не оценил. После практики уехал в Москву, окончил вуз, получил распределение в Осетию. Однако туда не поехал, а вернулся в Беларусь. О своем выборе не жалею. Минск давно стал для меня родным городом. А ведь когда-то я даже не предполагал, что окажусь здесь. Родился в Краснодаре. После службы в армии поступил на операторское отделение ВГИКа. Вышло так, что преподаватели сразу увидели во мне режиссера и порекомендовали поменять профессию. Долго не раздумывая, я смело бросил вуз и, чтобы не терять времени, стал студентом Донецкого мединститута. Целый год штудировал учебники, окончательно убедился в истинном призвании, а когда подошел срок, сдал документы на режиссерское отделение во ВГИК. – Белорусская школа документалистики считается одной из сильнейших в мире. Это постоянно подтверждают новые ленты и проекты вашего коллектива. – Действительно, о каждой работе можно рассказать немало любопытного. Интересные ленты были представлены и на международном фестивале документальных фильмов, недавно прошедшем в Глубоком. На форум, посвященный духовному возрождению, приехали кинематографисты Испании, Польши, России, Франции. Встреча оказалась плодотворной и, надеюсь, в дальнейшем станет традиционной. Скоро на студии «Летопись» выйдет целая серия новых лент. Режиссер Галина Адамович снимает фильмы о голландском предпринимателе, который около 15 лет назад приехал в Беларусь и сейчас живет в Ратомке. Ирина Волох разрабатывает тему, связанную с экологией окружающей среды и души человека. Станислав Гайдук завершает проект, посвященный чернобыльской трагедии. Полнометражный фильм на эту же тему планирует начать в ближайшее время документалист Анатолий Алай. Есть у нас и другие планы на будущее. – Наверное, есть и свои проблемы? – Больше всего нас беспокоит отсутствие молодых специалистов. Давно не готовят их и в Белорусской академии искусств. Руководство вуза пообещало провести набор, когда будет сделана заявка. – Над чем вы сейчас работаете? – Занимаюсь монтажом недавно отснятой ленты о брестском враче Сергее Евдолюке. Три года назад вышел мой первый фильм об этом удивительном человеке. Доктор разработал собственную методику лечения хронически больных детей. Когда-то педиатр сам страдал тяжелым недугом. Потом стал заниматься спортом и избавился от многих проблем. Теперь он старается облегчить жизнь маленьких пациентов, набирая их в группы ушу. Ведь боевое искусство – не просто физическое развитие человека, это, прежде всего, его духовное совершенствование. Большинство воспитанников Сергея Евдолюка – дети из малообеспеченных, неполных и многодетных семей. Ведь именно для таких ребят нередко закрыт путь к нормальной жизни. Платное обучение им недоступно, заниматься в дорогих кружках и студиях они тоже не могут. Подготовить ребенка к взрослой жизни – задача не из легких. И если родители не могут справиться с этой миссией, нужно помочь им хотя бы довести своих чад до того возраста, когда они окрепнут и в состоянии будут самостоятельно решать свои проблемы. – Поэтому вы решили продолжить начатую тему? – Надо рассказать о новых успехах энтузиаста. В Бресте о нем ходят легенды. Благодаря Сергею Евдолюку многие дети обрели уверенность в себе, снова ощутили радость жизни. У ребят много увлечений, они заняты любимым делом, думают о будущей профессии. Не останавливается на достигнутом и доктор. Недавно он наладил контакты с одним из детских театров Бреста. Его подопечные играют в спектакле и уже делают первые успехи. Но врача в первую очередь интересуют не их актерские удачи, а то, что детвора в раскрепощенной форме может делать необходимые для укрепления здоровья упражнения и расти духовно. Вот почему я сделал продолжение ленты «Дети ветра, дети земли». – Название ленты необычно. Почему вы выбрали именно его? – Большое влияние на меня оказала теория Сергея Евдолюка. Дело в том, что при лечении больных детей – а среди них есть сердечники, астматики, страдающие артритом, другими тяжелыми недугами, – врач учитывает и природные наклонности каждого ребенка, его характер. По мнению Сергея, есть дети, даже внешне олицетворяющие какую-то мощь. Как правило, они небольшого роста, но довольно крепкого телосложения, физически развитые. Это представители земли. Другие ребятишки, напротив, более хрупкие, ранимые и считаются посланцами неба. – По-моему, в последнее время имена наших документалистов стали больше известны за рубежом, чем у нас. С чем это связано? – Сейчас больше возможностей для участия в различных фестивалях. Раньше попасть на них было сложнее. Автора каждого фильма утверждало министерство культуры бывшего Союза. Теперь каждый режиссер сам решает, ехать или нет на какой-либо форум. Я, к примеру, предпочитаю не тратить время на лишние хлопоты и занимаюсь съемкой фильмов. Для меня самое главное – творчество. Кроме того, слишком активно участвуя в таких мероприятиях, легко поддаться соблазну, пойти на поводу у рынка. У документалистики же, на мой взгляд, особая миссия. Она должна выходить за рамки обыденности, определять горячие темы, воспитывать, заставлять размышлять, сопереживать. Ведь мы создаем историю и вместе с ней находимся под властью вечности. – Преподавать не пробовали? – Чтобы повторять одно и то же? Это ужасно! Никогда не преподавал и не буду. А вот на творческие встречи со зрителями хожу с удовольствием. Режиссеру нужно знать мнение людей. Кстати, именно они порой подсказывают своими вопросами тему очередной ленты. Только не люблю, когда такие встречи превращают в шоу, собирая на них и документалистов, и артистов эстрады, и музыкантов. В таких массовках участия обычно не принимаю. Справка «МК» Художественный руководитель студии «Летопись» Национальной киностудии «Беларусьфильм» Михаил Ждановский работает в документалистике более 30 лет. Лауреат Государственной премии Беларуси, обладатель многочисленных призов и наград. Победитель Международного кинофестиваля «Золотой витязь» (лента «Дети ветра, дети земли»). Автор картин «Жаворонки Беларуси», «Каждый звук есть на земле», «Мир всем», «Отдельный человек», «Другое небо», «Дорога на Куропаты», «Два стагоддзi Адама Мiцкевiча». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почти все работы художественного руководителя студии «Летопись» Национальной киностудии «Беларусьфильм» Михаила Ждановского отмечены призами и награда |
|