21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Наталья Блахина: «В этой жизни все возвращается...»

25.08.2009 21:21 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Чалавек ва ўладзе

Вообще-то город Слуцк, недавно «переживший» республиканские «Дожинки», приездом столичного журналиста не удивишь. Как не удивишь этим Наталью Блахину, директора городского унитарного предприятия «Универмаг «Слуцк», члена Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению. Наталья Викторовна — и сама человек удивительный. Не потому что директор и депутат. По мнению коллег, должности и «регалии» не изменили ее взгляда на мир. Скорее наоборот. Поднимаясь по карьерной лестнице, она «заражала» и заряжала идущих рядом своим неиссякаемым жизнелюбием и необыкновенной открытостью, подкупала искренностью и доступностью, завораживала неподдельной верой в то, что все должно быть... нет, все обязательно будет хорошо. Сомнений, разочарований, растерянности не видел никто. Даже тогда, в 1992-м...

Держи меня, соломинка

Это был сумасшедший год. Коллектив из 143 человек, возглавляемых Блахиной, перешел в новое здание, отделился от торга и, превратившись в городское унитарное (а значит финансово независимое) предприятие, начал отсчет новой жизни. Где-то в голубой дали вырисовывались райские кущи в виде высоких заработков. Сладкое слово «независимость» манило практически ничем не ограниченными возможностями и свободой выбора... Однако на счету было пусто, по полкам новенького, с иголочки, универмага гулял ветер, а подчиненные ждали первой зарплаты.

Отбросив в сторону всякий намек на гонор, директор со специалистами колесила по республике, лично знакомясь с потенциальными поставщиками. Приглядывалась, изучала, предлагала, просила, убеждала... На удивление, отзывчивых людей оказалось гораздо больше, чем тех, кто не рискнул поверить честному слову (а больше у Натальи Викторовны на тот момент ничего не было) директора торгового предприятия. Были и те, кто смотрел на ее отчаянные попытки ухватиться за соломинку с нескрываемым злорадством: мол, захотела самостоятельности — крутись как хочешь.

А у нее вдруг открылось второе дыхание — это когда в магазин начали поступать первые холодильники, телевизоры, мебель. В городе тут же были сняты проблемы с очередностью на определенные виды товаров. Потом «пошли» обувь, швейные изделия... Постепенно заполнился первый этаж, затем — второй. Тогда же приобрели первую машину — ведь без своего транспорта далеко не уедешь (сегодня автомобильный парк предприятия насчитывает 14 грузовиков, и выгода от них очевидная).

За первые полгода работы молодое предприятие получило прибыль, «перекрывшую» годовую прибыль иных передовых предприятий торговли. Что это было? Невероятное везение? Удача? Желание во что бы то ни стало кому-то что-то доказать? Скорее всего, ни первое, ни второе и ни третье. Просто есть люди, которых не надо подстегивать, стимулируя «выполнение» и «перевыполнение» обещанием материального и морального вознаграждения. Ибо сам труд для них, весь тяжкий процесс познания и постижения тонкостей профессии — это и есть вознаграждение.

Путь к сердцу покупателя

Рабочий день главные специалисты универмага начинали с посещения торговых предприятий города (конкурирующих «фирм»). К обеду они уже знали весь «ценовой диапазон» — и в зависимости от этого варьировали собственные цены. Допустим, у кого-то наценка на витебские ботинки 20 процентов — Блахина дает указание снизить ее до 17 или даже 15. Естественно, товар раскупается быстрее... Начался в Давид-Городке сезон огурцов и клубники — Наталья Викторовна тут же отправляет туда своих людей на выездную торговлю: пусть местные жители, заработавшие «на ягодах», потратят свои деньги на товары слуцкого универмага...

Не всякий до этого додумается — тут хватка нужна, смекалка, умение все просчитать на три хода вперед... Тут даже если захочешь расслабиться — не получится: коллектив, выросший до 319 человек, привык получать зарплату вовремя. Да и сама средняя зарплата по универмагу вдвое превышает сегодня аналогичные показатели предприятий торговли города и района. Поэтому и кадры отсюда не «текут», а только «притекают», и подвести директора боятся все — от заместителей до уборщиц.

Кстати, универмаг «Слуцк» — первый магазин в городе, который начал работать по заявкам. Сложно, хлопотно? Зато это еще один «путь к сердцу» покупателя, который в случае отсутствия в магазине того или иного наименования товара (отечественного производства) может оставить свой заказ. И товар ему обязательно найдут (в течение двух недель), да еще и доставят бесплатно.

Вместе с развитием, что называется, «вглубь» идет и разрастание предприятия «вширь». Начинали работу с одного здания универмага. Потом из складского помещения («А кому нужны сегодня склады? Весь товар должен находиться в торговом зале!») сделали продовольственный магазин, благодаря чему пошла дополнительная выручка. Открыли четыре «дочерних» гастронома. Столовую «для своих работников» переоборудовали в уютное кафе для всех желающих. Теперь по вечерам здесь, в «Белорусском бистро», отдыхает молодежь, днем обедают (домашний обед из нескольких блюд стоит примерно 3 тысячи рублей) люди постарше. Прибыль кафе дает небольшую, но ведь капля к капле — получается море... Я не имею в виду, что предприятие просто-таки купается в деньгах — они никогда не бывают лишними. Но честно заработанные и с умом вложенные средства всегда возвращаются сторицей. (Равно как и миллионы, попавшие в руки глупца, превращаются в пыль.) Недавно вложили деньги в коктейль-бар и оборудование для мини-пекарни. Теперь посетители, зайдя в универмаг, могут отдохнуть от дневных забот, выпить чашечку кофе, сока или коктейль, перекусить... Ну а про «фирменную» выпечку вообще разговор особый. Вкуснейшие и нежнейшие булочки с корицей, воздушные ароматные кексы, хрустящее печеньице и домашние пироги в магазине нарасхват. (Думаю, даже столичные гурманы, избалованные всякими «сдобными» излишествами, вряд ли отказались бы от такой вкуснятины...)

Результат работы, что называется, налицо. Розничный товарооборот, который по плану должен составить 114,5 процента к уровню прошлого года, уже достиг 120,8 процента (и это без учета основных предновогодних продаж). Не удивительно, что коллектив предприятия трижды заносился на Республиканскую Доску почета, а несколько лет назад получил самую престижную награду Министерства торговли республики — «Бронзового Меркурия».

Тише едешь ... никуда не приедешь

А ведь стартовые возможности у директоров всех районных универмагов практически одинаковые. Блахиной — той вообще пришлось начинать с нуля, без финансовой поддержки государства.

— Если кто-то сегодня говорит, что на районе или в деревне магазины плохие, потому что они не могут быть хорошими по определению, не верьте, — считает Наталья Викторовна. — И в деревне можно найти свои, особенные методы и пути развития. Главное — любить свою работу и уважать свой коллектив.

Казалось бы, какое в этом «ноу-хау»? Обычная прописная истина. Но ведь она, эта истина, работает. Если, конечно, любишь работу и уважаешь людей искренне.

Наталья Викторовна знает каждого из своих 319 подчиненных. Не только их имена и фамилии, но и семейное положение, материальный уровень, увлечения, пристрастия, слабости... Она понимает, что не могут все в равной степени «отдаваться» делу. Но отдачу эту ценит и не забывает никогда. Слабости же своим подчиненным часто... прощает, веря в светлое человеческое начало, в победу разума, в то, что рано или поздно все будет хорошо и жизнь у человека наладится.

А вот чего никогда не могла понять Блахина — так это безразличия по отношению к делу, незаинтересованности, лености... Как можно «спать», когда от твоей инициативы (или наоборот, безинициативности) зависят судьбы сотен и тысяч людей? Неоднократно во время беседы возвращались мы с Натальей Викторовной к теме поставщиков. К тому, что многие из них (имеются в виду отечественные предприятия) так и не перестроились, не приноровились к новым экономическим условиям, к жестким законам и требованиям рынка.

— Некоторые поставщики привыкли рассчитывать на то, что «торговля» сама к ним приедет и заберет любой товар. Но это время уже прошло. И тем не менее, есть предприятия, которые никогда не интересуются, плохо ли, хорошо ли реализуется их продукция. Знают: торговле доведут «квоты», и она — хочет не хочет — должна будет взять у них товар. Поймите правильно, я нисколько не против отечественного товара. Наоборот, считаю, что на любом предприятии торговли его объем должен составлять не менее 90 процентов. Я двумя руками за то, чтобы поддержать нашего производителя. Но такого, который в первую очередь стремится поддерживать себя сам, постоянно совершенствуется, обновляет ассортимент, улучшает качество. Конечно, тому же «Беллегпрому» сегодня нелегко, но ведь и сам он недостаточно активно работает над модернизацией и обновлением производства. А в результате на протяжении последних 5 лет предприятия торговли получают пальто, сшитые из одних и тех же — порой совершенно непривлекательных — тканей. То же самое и с некоторыми обувными предприятиями. Почему, спрашивается, нет у вас модных разработок для молодежи?.. Вот и получается, что товар пылится на полках, а убытки терпим мы. Ведь модели некоторых производителей не спасают даже неоднократные переуценки.

При этом, говорит Наталья Викторовна, ни один представитель «Беллегпрома» ни разу не приехал и не поинтересовался, как продается их продукция. А надо бы — масса вопросов накопилась, деловых и дельных предложений... Вот близится Новый год, а где красивые, нарядные платья для девочек? Почему мамы должны снова бегать по рынкам или браться по старинке за иглу? Нет нарядных платьев и костюмов для малышей, нет их и для девушек-выпускниц. А ведь модных тканей предостаточно. Как и качественного сырья для пошива обуви. Но пока ситуация такова, что некоторые наименования товаров в дефиците, а другие, наоборот, отправляются за невостребованностью на склад.

Выход? Он, по мнению Блахиной, лежит на поверхности. Наталья Викторовна уверена, что необходимо в обязательном порядке принять нормативный документ, заставляющий производителя забирать товар, не реализованный в течение 60 дней. Возможно тогда маркетинговые службы некоторых отечественных предприятий начнут шевелиться...

Мамино «наследство»

— Откуда у вас, Наталья Викторовна, эта неуспокоенность? Неудовлетворенность сделанным, стремление постоянно совершенствоваться?

— Сейчас я — городской житель, живу с семьей — мужем и сыном — в Слуцке. Но родилась и выросла в деревне, а моя мама 25 лет руководила колхозом «Правда» Слуцкого района. Мне было 2 года, когда люди выбрали ее председателем. В 7 лет я научилась готовить, стирать, убирать. С детства знала, что такое привесы, надои, урожайность... За время председательства мама «изъездила» четыре мопеда, истоптала несколько десятков пар резиновых сапог. Не помню, чтобы в течение дня она хоть раз присела или прилегла. Вот это у меня, наверное, от нее. И уважение к сельским людям, простым труженикам, тоже. И любовь к земле.

«Специальные» дни приема граждан у Натальи Блахиной, члена Постоянной комиссии Совета Республики, конечно же, есть. Но, как признается сама Наталья Викторовна, прием она ведет всегда, когда бывает на работе. Доступ к ней неограничен, и заниматься приходится абсолютно всем: от протекающей кровли до проблем здравоохранения.

— Как, и крыши «ремонтируете» тоже вы?

— Условно говоря, да. Хотя это непосредственная задача власти на местах. Однако если бабушка идет с такой проблемой ко мне, значит, в сельсовете или не выслушали, или плохо объяснили. Ведь человеку зачастую не помощь нужна, а элементарное участие. А руководители на местах, к сожалению, далеко не всегда стремятся вникнуть в проблему, «пожить жизнью» этих людей, своих односельчан. Я анализирую все обращения и вижу, что большую часть вопросов можно было бы снять, не выезжая за пределы своего сельсовета. Но отказать человеку, отправить его обратно я не имею права. Кто-то должен ему помочь. Тем более, что в этой жизни все возвращается — и зло, и добро...

Наталия КАРПЕНКО.

Минск—Слуцк.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вообще-то город Слуцк, недавно «переживший» республиканские «Дожинки», приездом столичного журналиста не удивишь. Как не удивишь этим Наталью Блахину
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика