Магические жаворонки, волшебные свечи…
Магические жаворонки, волшебные свечи…
КОЛЯДЫ, Масленица, Радоница, Купалье… Эти народные праздники живут в памяти белорусов и празднуются наравне с религиозными или советскими датами. Но многие из народных «святаў» забыты, хотя и повод хороший, и традиции красивые имели. НАПРИМЕР, Сороки (Саракi). Праздновался 22 марта, в день весеннего солнцестояния, очень значимого для предков-славян события. С этого дня ночь идет на убыль, зима теряет свои позиции. В каждом доме праздник начинался с утренней выпечки — сорок фигурок жаворонков. Дети с самого утра крутились возле мамы, еще горячим хватали печиво и бежали на улицу, чтобы высоко подбросить птичек. Взрослые и дети верили, что после этого, наконец, прилетят настоящие птицы и принесут на крыльях теплую весну. А девушки разрывали 40 веревок, как бы разрывая путы зимы. И, естественно, не могли обойтись без гаданий. Гадали на будущее замужество — пекли сорок пирожков, помечая каким-то оригинальным способом свой. Потом, разложив их в один ряд на пороге, приглашали в дом собаку. Чей пирожок будет съеден первым, та первой и замуж пойдёт. Или в один из пирожков запекали копеечку, и кто обнаружит ее в своём пирожке, будет целый год счастливым. Магическое число 40 объясняется тем, что позднее праздник в сознании людей стал ассоциироваться с датой в церковном календаре (днем Сорока мучеников). Встреча зимы с весной имела для славян сакральный смысл. Поэтому и праздников, посвященных этому событию, было много. В феврале, к примеру, Громницы, которые, как считают некоторые этнологи, в такой суровый месяц вносили чуточку тепла и надежды замерзшим людям. Название этого праздника произошло от имени главного языческого божества — Громовника (Перуна), бога весенних гроз, памятник которому стоял в Киеве еще в X веке. По другой версии, Громницы названы так потому, что святой Юрий пробует на нечистой силе свои стрелы, поэтому-то с этого дня уже можно услышать гром. Все ритуалы на Громницы были связаны с «громничной» свечой. Воск для неё готовили заранее. Каждый выплавлял свечу самостоятельно. В последнюю субботу перед праздником (2 февраля — католики, 15 — православные) селяне шли в церковь святить эти свечки. После этого свеча становилась своеобразным амулетом. Первое, что делал хозяин после возвращения домой, зажигал свечу и проводил вместе со всей семьей обряд «агнiстага крыжавання». Сначала крест-накрест он поджигал (совсем чуть-чуть) у себя на голове волосы, потом — жене, детям. После этого крестом опаливали шерсть домашних животных. Эти действа должны были уберечь семью от разрушительных воздействий черной силы, зависти. После этого свечку ставили за образа или прятали в дальний уголок дома. Доставалась она на белый свет по очень важным поводам. Её брали с собой, когда шли свататься, при родах, давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной, ставили ее в уголок на Деды, Радоницу. Воск ее давали больным как лекарство, свечу носили как амулет. В христианской традиции в этот день церковь отмечает Сретенье Господне.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Коляды, Масленица, Радоница, Купалье… Эти народные праздники живут в памяти белорусов и празднуются наравне с религиозными или
|
|