КОРОЛИ БЕЗ КАПУСТЫ
Короли без капусты
Реанимация «Коронации» Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ http://www.belgazeta.by/20060130.4/360154581 Начиная с 1994г., когда группа «Крама» открыла счет «коронованным» рок-коллективам Беларуси, «Рок-коронация» редко проходила без эксцессов: было модно ругать фестиваль, однако его значимость никто не отрицал. Где еще на одной сцене можно было увидеть, как Владимир Мулявин и Александр Куллинкович дуэтом поют «Вологду»? Шоу-бизнес в то время только зарождался, и попытка придать рок-процессу слаженность и пышную церемониальность выглядела почти революцией. КАК ЭТО БЫЛО «Коронация» возникла достаточно спонтанно, родившись из нашего общения с музыкантами , - вспоминает Юрий Цыбин, один из организаторов фестиваля. - До этого мы проводили и другие фестивали, «Рок па вакацыях», например. Но со временем появилось желание укрепить и поддержать рок-н-ролльное движение на более масштабном уровне. При участии радиожурналиста Виталия Семашко и продюсера Геннадия Шульмана и состоялась самая первая «Коронация». Объективность - это суммированная субъективность, понятное дело. Организаторы выбирали лучших, исходя из голосования среди музыкальных журналистов, деятелей шоу-бизнеса, продюсеров, радио-ди-джеев и собственно слушателей (либо через анкеты в прессе, либо прямо на церемонии - при помощи прибора под названием «шумомер»). Номинации постоянно варьировались. Неизменными оставались разве что «Исполнитель года», «Альбом года», «Песня года», «Открытие года», «Клип года», «Событие года», «Рок-княжна», «Традиции и современность» и «Продюсер года». Да и с ними постоянно случались какие-то проблемы. Несколько лет существовала примета: если группу отметили «Открытием года», ничего хорошего из нее не выйдет. Как правило, в следующем году о прошлогодних «открытиях» никто толком не помнил; исключением оказались разве что beZ bileta. Называть «Рок-княжной» кого-то, кроме Каси Камоцкой, всем было как-то неловко. Продюсеров было слишком мало. А количество спецноминаций (как поговаривали, выделенных для тех, кто не попадал в основные) выдавало в «Коронации» фестивальный, а не рейтинговый уровень. Музыку оценивали музыкальные критики, а мнение масс всегда расходится с мнением всякого индивидуума, пусть и профессионала. А КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ! Скандалы, провокации и обвинения в субъективности сопутствовали фестивалю изначально. Уже по результатам второй «Коронации» (1995) пресса подняла возмущенный вой: «Кто такие Roublezone и почему они поют по-английски?». В самом деле, история странная: обаятельно-нагловатый Олег Минаков a la Джаггер, вокалист «Зоны», прекрасно понимая относительную популярность своего молодого коллектива, умудрился перезнакомиться со всеми членами жюри и очаровать решительно всех - вот и короновали не очень известную группу. Правда, заслуженно - в то время Roublezone, и правда, звучала сенсационно: профессиональная даже по европейским стандартам, прекрасно сыгранная группа с великолепным музыкальным материалом была одной из первых, выпустивших в Беларуси свой компакт-диск. Следующая «Коронация» порадовала скандальцем другого порядка: «Ляпис Трубецкой» - это поп-группа, зачем им дали корону?» Тогда все еще считалось, что рок - антитеза «попсе», а термина «говнорок», к счастью, еще не придумали, иначе «Ляписам» пришлось бы еще хуже. Теперь вопросов о рок-н-ролльности Михалка и К ни у кого не возникает. «Королями» 1997г. стали N.R.M., 1998-го - «Нейро Дюбель», 1999-го - Kriwi. Возникает очередной повод для возмущения: фестиваль считают исключительно «минским». В 2000г. почти все призы вновь получают N.R.M. И - очередная провокация: Пит Павлов выходит на сцену нагишом! Король украшен цветастым боди-артом и непринужденно прикрыт гитарой. Обижаются поклонники «некоронованного» Алексея Шедько. Недоумевают музкритики: «Лучшему музыкальному журналисту» вручили приз, одновременно разбавив его наградой «Лучшему рок-архивариусу». Так кто из двоих лучший-то? Вначале музыканты воспринимали «Коронацию» как «неплохую тусовку », потом открыто говорили: «Коронация» - фигня !» Якобы не учитываются рейтинги продаж. Поэтому для «Коронации-2001» было решено предпринять изменения в критериях (к примеру, при номинировании на «Группу года» учитывались как продажи альбомов не менее чем в двух крупных музыкальных магазинах Минска, так и концертная деятельность), а результаты обсуждали с маститыми музкритиками. Среди прессы тут же произошел раскол: один журналист в знак протеста вписал во все номинации Валика Гришко, а второй заявил, что без полной реорганизации получится ерунда. Так и получилось: объявляя «Рок-княжну», на сцену вызвали Веронику Круглову, чтобы она вручила этот приз Дане из группы «Iмпэтт». Круглова, решив, что ее снова решили короновать, удивленно приняла букет цветов и не менее удивленно отдала его Дане, когда ей объяснили, в чем дело: «бывшая» княжна должна передавать бразды правления нынешней. Дальше вообще был полный балаган: выступала невразумительно реанимированная Roublezone с другим вокалистом (прежний давно слинял в Бельгию), Виталик «Артист» из beZ bileta раздавал зрителям спонсорское пиво, а «Музыкальный журнал» наградил Виталия Супрановича и BМАgroup, причем награду Супрановичу почему-то вручил его собственный коллега из BMA. Главную же корону получил Алесь Суша и его проект «Я нарадзіўся тут». На последней «Коронации», в 2003г., основные награды достаются проекту «Крамбамбуля», а сам фест оказался неплохим концертом, где собрались все заслуженные рок-звезды. Журналисты отмечают, что корона в руке Вольского лежит «по-свойски привычно», и гадают, куда он складывает эти хрустальные безделицы. Фест напоминает цыганский балаганчик еще сильнее, чем когда-то оппозиционная «Коронации» панковская «Рок-гильотина». За неимением новых достойных кандидатур на корону фестиваль незаметно приостанавливают. Однако, несмотря на очевидную карнавальность мероприятия и святой принцип «всем сестрам по серьгам», некоторые из столпов белорусского рока (Ulis и «Троіца», например) умудрились так и не получить корону. ВОЗВРАЩЕНИЕ «Возобновление фестиваля связано с долгожданным оживлением рок-сцены, - говорит Юрий Цыбин. - За последние пару лет рок-движение не умерло, а стало развиваться. Появилось много великолепных новых групп, причем не только в Минске. Мне снова стало интересно проводить фестиваль». Вопреки ожиданиям, система выбора «лучших» не изменилась. «Ни один фестиваль никогда не бывает объективным для всех. Это практически невозможно. Другое дело - критерии. В этот раз они те же: опрос компетентных людей, журналистов и продюсеров, опрос слушателей через SMS, Интернет, а также анализ республиканской прессы», - рассказывает Юрий. Изменится система номинаций - отдельным блоком будут награждать региональные группы, а номинации будут разделять по стилям: «Лучшая альтернативная группа», «Лучший блюз-исполнитель» и т.д. Восстановить якобы необходимую объективность это вряд ли поможет, но даст адекватную картину того, что происходит в нашей рок-музыке. Аудитории нужна панорама и зрелищность, оценки же важны разве что музыкантам. Интересно, кто обидится на этот раз? Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Начиная с 1994г., когда группа «Крама» открыла счет «коронованным» рок-коллективам Беларуси, «Рок-коронация» редко проходила без эксцессов: было модно |
|