Кадры для АПК
Кадры для АПК
Как привлечь в АПК молодых грамотных специалистов? Что необходимо изменить в правовой базе для решения этой проблемы? Как повысить уровень качества подготовки кадров в аграрных вузах? На прошлой неделе эти вопросы обсуждались на расширенном выездном заседании комиссии Палаты представителей по аграрным вопросам, которое прошло на базе Белорусского государственного аграрного технического университета. Сегодня в сельскохозяйственных организациях республики работает свыше 60 тыс. специалистов, что составляет 95% от потребности. Большинство из них - выпускники четырех высших учебных заведений и 28 средних специальных. По словам начальника главного управления образования, науки и кадров Минсельхозпрода Любови Трофимчик, в настоящее время благодаря господдержке удалось достичь пусть и незначительной, но все-таки устойчивой тенденции закрепления кадров на селе. В частности, за два последних года произошло сокращение вакансий среди специалистов с 7 до 5%, главных специалистов - с 11 до 7%. Если бы все выпускники после окончания вузов и ссузов доезжали до места назначения и навсегда связывали свою судьбу с сельским хозяйством, то проблемы как таковой не было бы. Но сегодня приступают к работе согласно распределению лишь 75% молодых специалистов, а существующая правовая база не позволяет привлечь к ответственности тех, кто "потерялся" без уважительных причин, отметила Любовь Трофимчик. Хотя такое положение в законе существует, но механизм его реализации не отработан. Конечно, закреплению кадров на селе мешает и то, что далеко не все сельхозорганизации могут предоставить молодежи хорошие условия труда и быта. Известны случаи, когда молодой специалист, получив по приезде в хозяйство жилой дом или даже коттедж, вынужден от него отказаться. А причина проста - его зарплата не позволяет обставить жилье мебелью, купить бытовую технику и т.д. По мнению участников встречи, было бы справедливым норму Указа Президента от 27.10.2000 г. № 631 о предоставлении льготных кредитов на приобретение домашнего имущества распространить также на молодых специалистов, которые попали по распределению в сельхозорганизации не по месту жительства своих родителей. Специалистов также беспокоит небольшой процент сельских школьников, которые становятся студентами аграрных вузов. Так, в прошлом году их оказалось всего лишь 24%. Почему министерство заинтересовано в том, чтобы в первую очередь сельские школьники поступали в аграрные вузы? Как показывает практика, именно такие выпускники, отработав два года по распределению, продолжают и дальше трудиться в тех же организациях. Дети, которые проживают в сельской местности и обучаются в сельских школах, пользуются при поступлении определенными льготами. Однако в последние годы в связи с демографическими процессами многие малокомплектные сельские школы закрываются, и старшеклассники вынуждены продолжать учебу в поселках городского типа или в районных центрах. Но выпускники таких школ права на льготы не имеют! Аналогичная ситуация, когда небольшие райцентры, жители которых занимаются сельхозпроизводством, получают статус города. Распространить льготы при поступлении на абитуриентов, проживающих в сельской местности (независимо от того, какую школу они закончили), - это предложение звучало в ходе выступлений неоднократно. Активно поддерживают такой вариант решения проблемы и ректоры вузов. Депутаты также предлагают разрешить аграрным вузам проводить вступительные испытания по тестам, разработанным ими или Республиканским институтом контроля знаний с учетом уровня подготовки сельских абитуриентов. На расширенном заседании постоянной комиссии также говорили о необходимости укрепления учебно-материальной базы учреждений образования. Рекомендовано Минсельхозпроду и Минпрому решить вопрос о безвозмездной передаче аграрным вузам образцов новой отечественной техники для использования ее в учебном процессе. Кстати, в ходе встречи прозвучала информация об изменении структуры аграрного образования. Речь идет о создании непрерывной многоуровневой интегрированной системы подготовки специалистов, формировании университетских и академических комплексов, которые предполагают объединение в единое образовательное пространство высшего учебного заведения, ссузов и учебно-производственного центра (он будет открываться на базе достаточно эффективной и технически оснащенной сельскохозяйственной организации). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как привлечь в АПК молодых грамотных специалистов? Что необходимо изменить в правовой базе для решения этой проблемы? Как повысить уровень качества по |
|