Темпы роста со знаком "минус"
Темпы роста со знаком "минус"
Кондитерский сектор концерна "Белгоспищепром" в минувшем году не только не справился с прогнозным показателем по росту производства (105%), но даже сократил его по сравнению с 2004 г. до 98,8%. Производственные мощности входящих в состав концерна фабрик "Спартак", "Коммунарка", "Ивкон", "Конфа", "Красный мозырянин" и "Красный пищевик", позволяющие выпускать 122,46 тыс. т продукции в год, использовались лишь на 73,2%. Хотя в реализации отечественных кондитерских изделий, как и прежде, действовала практика квотирования, ее складские запасы продолжали расти. По состоянию на 26.01.2006 г. они составили 5207 т при среднемесячном производстве 8610 т. Главным "неликвидным" продуктом остается шоколад: квоту по нему организации Минторга выполнили лишь на 59,6%, Белкоопсоюза - на 40,2%. При этом задолженность Минторга и Белкоопсоюза перед кондитерами за проданную продукцию составила на 15.01.2006г. 67,9 млрд. руб., в т.ч. просроченная - 31,5 млрд. Долги магазинов стали причиной роста дефицита оборотных средств кондитерских предприятий, из-за чего они не могут вовремя рассчитываться за сахар, муку и т.д. Такой вот порочный круг. С одной стороны, торговля "входит в положение" кондитеров и соглашается на квоты, с другой - кондитеры деликатно ожидают расчетов за поставленный товар. Если бы не квотная зависимость, все вопросы были бы решены в хозяйственном суде или, по крайней мере, под угрозой обращения туда поставщика. Вместе с тем кондитеры понимают, что одно только квотирование их продукции не способно спасти ситуацию. Не отказываясь от удобной для них системы, предприятия запасаются рыночными инструментами борьбы за свой и зарубежный рынки. В минувшем году разработали более 150 новых видов изделий, произвели 4,5 т продукции повышенной пищевой и биологической ценности и лечебно-профилактического назначения, более 300 т изделий для диабетиков. "Коммунарка", например, намеревается производить карамель на палочке типа "чупа-чупс", у фабрики "Спартак" будет своя "фишка": шоколад с крупными добавками, "Слодыч" приобретает линию глазировки и декорирования печенья, "Ивкон" будет наращивать выпуск мягких конфет, "Красный Мозырянин" ориентируется на двухслойный зефир и зефир с начинкой, "Конфа" накормит покупателей печеньем с зефирной прослойкой и разными начинками, "Красный пищевик" - трехцветным мармеладом с начинками и жевательным мармеладом на желатине с витаминными премиксами. Такого вида сладости до сих пор поставлялись из-за рубежа, так что новинки будут вкладом в импортозамещение. Сегодня первой скрипкой в оркестре потребительского рынка является торговля. Если нет на полке того или иного товара - значит, на рынке его нет вообще. Впрочем, эта скрипка и раньше принадлежала работникам прилавка, но лидерство было скрытым по причине наличия в стране дефицита. Пропал дефицит - и все увидели, что потребитель рублем "голосует" за ту продукцию, которую владелец дал возможность производителю положить на прилавок. Об этом знают белорусские кондитеры и начинают делать ставку на организацию прямых продаж, которые, по мнению специалистов, могут по показателю эффективности потеснить даже такой способ реализации, как дилерские сети. Этот метод предполагает доставку продукта в магазины предприятием-производителем, постоянное пополнение и обновление ассортимента, контроль с его стороны за выгодным размещением товара на полках, обратную связь с потребителем, т.е. изучение спроса в тесном сотрудничестве с маркетологами торговых организаций. Используя новые формы работы по удержанию рынка, кондитеры продолжают расширять дистрибьюторскую сеть и фирменную торговлю. Специалисты считают, что если в обычной торговой точке реализуется за месяц в среднем 200-300 кг конфет, то в фирменной их сбыт за аналогичный период составляет 16-20 т. В фирменных магазинах на 5-10% ниже цены, представлен весь ассортимент свежих кондитерских изделий, да и новинки поступают сюда в первую очередь. Но все предпринимаемые усилия не способны снять проблему ценовой неконкурентоспособности, которая была и остается одной из главных. Традиционно кондитерская отрасль - одна из наиболее материалоемких. Она использует в основном сырье отечественного производства (мука, сахар, маргарин и др.), цены на которое выше действующих, например, в России. Если на внутреннем рынке последствия несколько сглаживаются протекционистскими мерами со стороны государства, то внешние этой слабости не прощают. Экспорт в прошлом году сократился по сравнению с предыдущим на 28% (см. табл.). При оценке такого падения нужно, конечно, учитывать последствия перехода в торговле с Россией на уплату НДС по стране назначения, приведшего к потере торговых контактов со многими оптовиками, продающими кондитерские изделия в соседней стране. Но если эти трудности все же временные, то законы конкурентной борьбы действуют всегда. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Кондитерский сектор концерна "Белгоспищепром" в минувшем году не только не справился с прогнозным показателем по росту производства (105%), |
|