Николай Кириченко: «Я театральный эгоист!»
Николай Кириченко: «Я театральный эгоист!»
Ольга БЕРЕСНЕВА Таланту заслуженного артиста Беларуси Николая Кириченко рукоплещут уже более тридцати пяти лет. Он сыграл около восьмидесяти ролей, большинство из которых на главной театральной сцене страны - Купаловской. А год назад ему доверили возглавить этот национальный театр. Накануне Николай Михайлович отметил 60-летие. Юбиляр полон сил - руководит театром, преподает в Академии искусств, не оставляет сцену и даже репетирует новые роли…Мы сидим в уютном кабинете директора. В театре - выходной, но только не для Николая Кириченко. Дел у него немало, попробуй все успеть. Тем более, если ты требователен, и в первую очередь - к себе. Оглядываясь назад, Николай Михайлович признается, что такой ответственностью к делу, как и всему лучшему в профессии, он обязан своему педагогу - легендарному Дмитрию Орлову. Сегодня юбиляр щедро делится воспоминаниями с читателями «МК». Как «лирик» победил «физика» То, что я стал актером, произошло как-то непредсказуемо. В детстве мечтал стать летчиком. Обожал самолеты, у меня до сих пор большая коллекция моделей. А путь к сцене начался со школьной самодеятельности. В седьмом классе друг заманил меня в минскую театральную студию «Юность». И первичным для меня было не столько увлечение театром как профессией, сколько общение, атмосфера дружбы в этом интересном коллективе. В 60-е годы мы, что называется, «шестидесятники», были увлечены новыми веяниями. Тогда же я занимался в вечерней школе, а днем работал на автозаводе. В заводской среде недоумевали, почему я, подающий надежды технический работник, по вечерам через весь город еду, как тогда выражались, «пьесками тренироваться». Мы же могли неожиданно всей студией рвануть вечером в сельский дом культуры, чтобы отыграть спектакль, и утром вернуться на работу. А когда на заводе, где мне давали стипендию на обучение в политехническом институте, узнали, что я собираюсь продолжить театральное обучение, было полное непонимание. И дома были просто в шоке. Когда я в театральный «пролетел», все вздохнули с облегчением. Мол, теперь успокоится и будет нормальным человеком. А я переживал страшно. На подготовительные курсы в политех пошел, но студию не бросил. В итоге через год всех обманул. Думали, что поступаю в политехнический, а на самом деле я вновь подал документы в театральный. Курс набирал Дмитрий Орлов. Когда я поступил, дома со мной не разговаривали долго. Только через четыре года отца уговорили прийти на дипломный спектакль. Учитель Мне посчастливилось учиться у большого мастера. С каждым годом все больше понимаю, как много дал мне Дмитрий Алексеевич. Вспоминаю гениальную фразу, которую он сказал когда-то: «Если по дороге на работу вас сбила машина, прежде чем умереть, подойдите к телефону-автомату, позвоните в театр и извинитесь». Хотя в те годы я был убежден, что раздражаю своего учителя. Он на меня страшно ругался, а один раз чуть не поколотил. Такой был взрывной характер. Да и на «пятерки» он был скуп. К тому же учитель очень ревниво относился к своим студентам, в первый год даже в кино никого не пускал. Тогда, признаюсь, я даже подумывал забрать документы. Но позже стал понимать своего педагога - он просто «конструировал» из нас людей и актеров. А со мной так сурово вел себя, видимо, потому, что возлагал надежды. Благодаря ему я был прекрасно представлен на дипломном спектакле. И после выпуска меня приглашали многие театры - Купаловский, ТЮЗ, Коласовский… Но так сложились обстоятельства, что я уехал работать в Брест. Мой театр Спустя два года вернулся в Минск. Решил, буду пытаться попасть на главную сцену. Это было непросто - в то время в Купаловский раз в три года брали одного-двух актеров. Я пришел, как сейчас помню, 1 апреля 1971 года. Меня взяли в театр даже без показа на худсовете. С тех пор служу этой сцене уже 35 лет. Хотя поначалу моя творческая судьба в театре складывалась непросто. Мешала «нетипичная» внешность, да и с белорусским языком были сложности (сын военнослужащего, в школе его не изучал). Тогда я вспомнил слова учителя, которые он сказал мне за несколько дней до смерти. Орлов уже был тяжело болен, выпускались мы без него. Получив дипломы, примчались в больницу. В палату всех не пустили. Неожиданно он позвал меня. На всю жизнь остались в памяти слова: «Кирилл (мое прозвище), не спеши. Твое время наступит много позже…» Пусть это звучит высокопарно, но я ко всем ролям отношусь, как к своим детям - все они любимые. Но есть такие, в которых словно купаешься, и те, которые трудно рождаются. Особенная в моей творческой судьбе роль Ягайлы в спектакле «Князь Вiтаўт» по пьесе Алексея Дударева. Хотя, признаюсь, ее попросту выцыганил у режиссера-постановщика. И в спектакль я влился в последний момент. Эта роль стала для меня, как говорят, взрывной… На меня рухнул небоскреб Никогда и представить не мог, что возглавлю Купаловский. Это честно, без кокетства. Буквально накануне назначения мои бывшие студенты - актеры нашего театра - обращались ко мне: «Николай Михайлович, но уж вы-то знаете, кто будет директором?» Я честно отвечал: не знаю. А через два дня меня вызвали в Министерство культуры. Когда предложили должность директора театра, у меня был шок. Тогда я еще не понимал, какой небоскреб рухнул на мою голову. Конечно, уже немного привык, но, признаюсь, сейчас на мне большая нагрузка. Сцену не бросил - я ведь жадный, этакий театральный эгоист. Театр - сложный организм. Как бы мы здесь с любовью друг к другу ни относились, все равно есть и соперничество, и зависть. Не всегда получается быть дипломатом. Но я люблю своих актеров, у нас замечательная труппа, талантливая. У театра много сложностей и в первую очередь финансовых. В силу своих возможностей помогает Министерство культуры. В нынешнем году у нас планируется серьезный ремонт. Закрываться не хотелось бы, так как это всегда пагубно для жизни труппы, да и для города. Я буду делать все, чтобы Купаловский театр сохранил свое достойное место в культурном ряду Беларуси. Это - первый театр страны. Национальный. Здесь все должно быть на высоком уровне. Собирая камни Я верю в дружбу, любовь. Не раз встречал в своей жизни людей, умеющих любить по-настоящему. Всегда был влюбчив, легко увлекался. Но я продолжаю любить и уважать всех женщин моей жизни. Считаю, в том, что касается отношений мужчины и женщины, не может быть насилия. Если человек хочет уйти, удержать невозможно, и это нужно воспринимать спокойно. А вот чего нельзя прощать никому, так это предательства. Мне повезло - у меня много друзей, прекрасная жена, двое дочерей. Младшенькой 9 лет. Признаюсь, я мечтал о сыне и хотел назвать его Кириллом. А когда выяснилось, что будет дочь, жена сказала: ничего, назовем ее Кира. Она уже участвует в некоторых наших спектаклях. Что бы ни говорили, в нашей профессии очень важна отдача зала. Нас, артистов, радуют аплодисменты, внимание поклонников, цветы. Приятно, когда тебя узнают на улице, говорят добрые слова. …Юбилеи, как известно, заставляют задумываться о жизни, оценивать прошлое. Приходит время собирать камни. Я много любил и был любимым. Мне не стыдно за своих учеников, я горжусь их достижениями. Приятно доставлять людям радость. У меня есть моя профессия, мои друзья, есть о ком заботиться. А что еще нужно для счастья?.. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Таланту заслуженного артиста Беларуси Николая Кириченко рукоплещут уже более тридцати пяти лет. Он сыграл около восьмидесяти ролей, большинство из ко
|
|