21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

МИНФИН И НАЦБАНК БОРЮТСЯ ЗА БЮДЖЕТ

25.08.2009 21:36 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Минфин и Нацбанк борются за бюджет
ставший «проходным двором»

Сергей КРАВЦОВ

http://www.belgazeta.by/20060327.12/040084961

Минфин и центральный банк в любом государстве являются ведомствами, призванными тесно сотрудничать по причине содержания своих главных задач и функций. К примеру, и бюджет, и банковская система стремятся аккумулировать временно свободные деньги для конкретных государственных целей.

Нормальная практика - когда Минфин для покрытия дефицита республиканского бюджета и для дофинансирования его отдельных статей заимствует денежные средства у банковской системы и субъектов хозяйствования. Для этих целей министерство эмитирует государственные краткосрочные (ГКО) и долгосрочные облигации (ГДО). Насколько государственные займы важны для экономики страны и как их профессионально и грамотно нужно организовывать, можно судить по приснопамятному дефолту в России в 1998г., когда российская финансово-банковская система оказалась на грани катастрофы.

Минфин отказался своевременно гасить свои высокодоходные ГКО, предложив реструктуризировать их в ГДО. Поскольку основными владельцами гособлигаций являлись коммерческие банки, они не получили свои деньги. А поскольку эти облигации приобретались банками на средства вкладчиков, последние, прослышав о дефолте, кинулись в банки, из-за чего те оказались не в состоянии проводить клиентские платежи. Российский дефолт не обошел стороной и экономику Беларуси. Плохо, когда Минфин не погашает свои займы, но не лучше, когда министерство не может привлечь требуемые для бюджета средства.

Ныне в Беларуси среди владельцев государственных ценных бумаг, эмитируемых Минфином, примерно 85% - коммерческие банки. Первичное размещение гособлигаций происходит на аукционе, где основными покупателями являются банки. Поэтому спрос на ценные бумаги зависит прежде всего от состояния ликвидности банковской системы - наличия свободных средств у банков и других субъектов хозяйствования, процентных ставок на финансовом рынке в целом и, естественно, от соотношения доходностей облигаций Минфина и краткосрочных облигаций Нацбанка (КО). Причем до недавнего времени, скажем, между ГКО и КО прямой конкуренции не возникало. У них различные сроки обращения (дюрации). Так, дюрация ГКО достигла почти года, а сроки обращения КО - от 14 до 90 дней. Естественно, облигации с большей дюрацией должны быть и более доходными для инвестора. Казалось бы, у каждого финансового инструмента своя ниша на рынке ценных бумаг. Все так и было до поры до времени, пока на фоне ухудшающейся ликвидности банковской системы не разгорелись аппетиты у Нацбанка.

Индикатором этого служит межбанковский рынок кредитов. Например, на конец февраля процентная ставка по однодневным межбанковскими кредитам в нацвалюте составила 11,6% годовых, увеличившись с начала года на 7,2%. Ставки по кредитам на 22-30 дней увеличились до 18%. Резко возросли и объемы однодневных межбанковских кредитов - до Br147,7 млрд. Признаком ухудшающейся ликвидности банков cтало снижение объемов депозитов, размещаемых в Нацбанке: на 15 февраля - Br102,3 млрд., а на 22 февраля - только Br6,6 млрд.

Как следствие - значительное ухудшение ситуации на рынке государственных ценных бумаг в виде существенных колебаний спроса со стороны инвесторов на аукционах и доразмещениях. Наибольший спрос на ГКО отмечен 7 февраля - Br75,6 млрд. при шести участниках торгов. Далее спрос упал до Br6,6-6,9 млрд. при двух участниках. В то же время первый партнер Минфина и его финансовый агент - Нацбанк - выставляет на размещение свои облигации в ударных темпах и объемах - по Br100 млрд. каждый выпуск (4 января фактически размещено облигаций на Br99,7 млрд.; 25 января - на Br86,6 млрд.; 8 февраля - на Br99,66 млрд.). В итоге, по данным на 1 марта 2005г., Нацбанком привлечено средств на Br702,7 млрд. Заметим, что если доходность минфиновских ГКО со сроком обращения 337 или 344 дня сложилась на уровне 9,98% годовых, то доходность облигаций Нацбанка со сроками 28 дней составила 9,85%, а со сроком 60 дней - те же 9,98%. В былые, не самые худшие годы Br700 млрд. Минфин позволял себе привлечь за целый год. Таким образом, Нацбанк, представляющий интересы правительства на финансовом рынке (и не только там), становится прямым и жестким конкурентом Минфина на финансовом рынке.

Между тем в письме Нацбанка от 29 декабря «О графике аукционов Национального банка РБ» предусматривались аукционы по размещению краткосрочных облигаций лишь на 14 и 28 дней. Аукционы облигаций со сроками обращения 60 и 90 дней не планировались. Однако Нацбанк, видимо, вошедший во вкус, за январь-февраль провел шесть аукционов с такими сроками. Понятно, капитал идет туда, где выше норма прибыли, где больше результат на единицу затрат, что в данной ситуации выливается в доходность ценных бумаг.

В результате за те же два первых месяца т.г. Минфин эмитировал своих ценных бумаг на Br500 млрд., из которых разместил их только на Br310,5 млрд. План I квартала по привлечению денежных средств в госбюджет посредством госзаймов выполняется немногим более чем наполовину. Иначе говоря, Нацбанк попросту «задавил» Минфин своими заведомо более доходными облигациями, обрушивая рынок государственных ценных бумаг.

Учитывая, что прибыль Нацбанка, которую недополучил бюджет за январь-февраль, составила Br4,3 млрд., можно задаться вопросом об истинных целях его деятельности.

В развитых (и не очень) государствах центральные банки вообще не эмитируют собственные облигации. Они работают в основном с государственными ценными бумагами. Очевидно, там давно подумали о предупреждении подобных ситуаций. Если Нацбанк пытается таким образом стерилизовать излишнюю денежную массу, то для этих целей у него достаточно других финансовых инструментов и операций. Один из которых, кстати - операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Партнерами Центробанка являются те же коммерческие банки. Что самое интересное, Нацбанк этот инструмент практически игнорирует.

Более того, размещая собственные облигации по завышенным процентным ставкам, которые не соответствуют их дюрации, Нацбанк тем самым способствует повышению процентных ставок на финансовом рынке. Как следствие - Минфин вынужден будет повышать процентную ставку, т.е. доходность, по своим облигациям и автоматически увеличивать расходы на обслуживание внутреннего госдолга. Теоретически все это в совокупности может поставить под угрозу формирование и исполнение республиканского и местных бюджетов, если не учитывать одного важного факта: в прошлом году госбюджет подвергся корректировкам 16 раз. «Это не бюджет, а проходной двор», - сказал по этому поводу министр финансов Николай Корбут.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Минфин и центральный банк в любом государстве являются ведомствами, призванными тесно сотрудничать по причине содержания своих главных задач и функций
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика