Еще один путь для национализации
Еще один путь для национализации
Принят указ, регулирующий порядок предоставления различных видов господдержки Указом президента № 182 окончательно утверждается применяемый уже несколько лет на практике принцип: господдержка в обмен на акции. Отныне госфинансирование капитальных вложений для коммерческих негосударственных организаций, осуществляемое в размере платежей в бюджет, производится при обязательном условии увеличения госдоли в уставном фонде. Ирина КРЫЛОВИЧ 28 марта президент подписал Указ № 182 “О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”. Указ имеет 8 приложений, так что по объему практически соответствует рядовому закону или разделу кодекса, чем еще раз подтверждается давно наметившаяся в нашей стране тенденция замены законодательства, принимаемого и изменяемого парламентским большинством, на “указное”, которое может меняться в любой момент по воле президента. В комментарии к указу пресс-служба президента отметила, что документ “направлен на упорядочение подходов к предоставлению государственной поддержки субъектам хозяйствования и отменяет предоставление индивидуальных льгот по налогам”. В который раз Прежде всего стоит отметить, что президент “отменяет” индивидуальные льготы не впервые. Первый документ на эту тему был подписан 19.04.2002 г. — Декрет № 11, который прямо так и назывался: “Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Принимался он в привязке к подписанному в апреле 2002 года между правительствами РБ и РФ Соглашению о создании равных условий в области ценовой политики, в соответствии с которым Беларуси была предоставлена возможность получать газ по цене пятого пояса РФ. Интересно также отметить, что вслед за упомянутым выше соглашением в том же апреле 2002 года было подписано и Соглашение о развитии сотрудничества в газовой сфере, где речь шла о создании СП “Белтрансгаз”, поэтому оба эти соглашения всегда рассматривались в едином контексте, хотя стоит учитывать, что это два разных документа. Одним из условий вступления в силу Соглашения о создании равных условий в области ценовой политики со стороны РФ выдвигалась отмена индивидуальных льгот для белорусских предприятий, чтобы, получая газ по российским ценам, они не имели дополнительных конкурентных преимуществ по сравнению с российскими. В РФ предоставление индивидуальных налоговых льгот было фактически запрещено в 2000 году с введением Налогового кодекса. В апреле 2002 года и был принят Декрет № 11, вступление в действие которого привязывалось к вступлению в действие соглашения (кстати, срок действия самого соглашения определен в 5 лет, то есть в будущем году должно состояться его перезаключение). В развитие декрета в сентябре 2002 года был принят Указ № 493, утвердивший ряд положений, которыми регулировалось предоставление различных видов индивидуальной господдержки. Далее и в декрет, и в указ вносились многочисленные поправки, и вот теперь принят Указ № 182, который обобщает весь этот предыдущий опыт и отменяет и Декрет № 11, и Указ № 493, и другие акты, так или иначе связанные с уточнениями данных документов. Две большие разницы “Указ отменяет предоставление индивидуальных налоговых льгот по налогам, сборам и таможенным платежам, сохраняет отдельные категориальные налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с решениями президента и законами, определяет перечень и устанавливает порядок предоставления видов государственной поддержки, оказываемой в индивидуальном порядке”, — говорится в распространенном пресс-службой президента комментарии к указу. Уже здесь видится противоречие: так все-таки указ отменяет индивидуальные льготы или устанавливает порядок их предоставления? В соответствии с указом, индивидуальные налоговые льготы действительно отменяются — об этом гласит пункт 1.1 указа. В пункте 1.2 указывается, что налоговые льготы могут предоставляться законодательством лишь целым категориям плательщиков. Но уже пункт 1.3, по сути, разрешает предоставлять кое-какие льготы отдельным плательщикам в индивидуальном порядке, но по решению президента. Так, по решению президента в индивидуальном порядке могут предоставляться следующие виды господдержки, связанные с выплатами в бюджет: изменение установленного законодательством срока уплаты налогов и пени в формах отсрочки и (или) рассрочки (здесь есть лишь ограничение по НДС и акцизам, взимаемым при ввозе товаров из РФ); налогового кредита; предоставление дополнительного по отношению к установленному актами законодательства отнесения отдельных затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) к затратам, учитываемым при налогообложении; освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование (аренду) имущества, находящегося в республиканской собственности, и др. Таким образом, продекларированную отмену налоговых льгот стоит понимать следующим образом: установить для какого-то предприятия отличную от всех остальных ставку по налогу в нашей стране нельзя, но сделать так, чтобы налоги выплачивались по индивидуальному плану, с учетом другой налоговой базы или погашались за счет бюджетных ссуд, — можно, но это уже называется не налоговыми льготами, а мерами господдержки. Почувствуйте разницу. Добавим лишь, что тот же принцип закладывался и в упоминавшийся уже Декрет № 11 и сопутствующие указы, так что никаких изменений в саму суть возможности предоставления господдержки в виде льгот Указ № 182 не внес. Бюджет возьмет акциями Однако указом вносится ряд концептуальных положений, которые, впрочем, также не являются новшествами в чистом виде, но теперь уже закрепляются в качестве основных принципов выстраивания взаимоотношений между государством и хозяйствующими субъектами. Самый главный из них: господдержка предоставляется в обмен на акции. Указом утверждается Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета субсидий и (или) средств на финансирование капитальных вложений. В соответствии с положением, государство может предоставить предприятию, в том числе негосударственному коммерческому, бюджетную субсидию на финансирование капвложений, но, подчеркнем, “в пределах сумм, уплачиваемых ими в республиканский бюджет налогов, сборов, таможенных платежей”. Такое финансирование может осуществляться в следующих случаях: выполнения государственных программ, финансирование которых предусматривается из средств республиканского бюджета; приобретения технологического оборудования и запасных частей (в том числе за пределами РБ) для реализации инвестиционных проектов, прошедших госэкспертизу и имеющих положительное заключение; проведения по решению президента мероприятий, имеющих важное государственное значение; достижения иных целей, установленных президентом. “При этом финансовая помощь негосударственным юридическим лицам (за исключением организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов) производится с увеличением (образованием) доли Республики Беларусь в уставных фондах этих юридических лиц”, — говорится в положении. О чем на самом деле может идти речь? Как известно, сегодня в стране имеется достаточно большое количество открытых акционерных обществ, которым требуется срочная модернизация и, соответственно, деньги на закупку нового оборудования и прочее. Акции этих предприятий частично розданы коллективу и простым гражданам в обмен на приватизационные чеки, но в связи с мораторием на продажу таких акций они сегодня недоступны для какого-то стороннего инвестора. Другие способы привлечения инвестора в такие ОАО также сильно ограничены — практически всегда необходимо согласие государства на продажу контрольного пакета акций. По сути, такие предприятия поставлены в условия, вынуждающие их просить помощи у государства. И вот теперь государство им готово оказать такую поддержку, за которую они должны расплатиться долей в уставном фонде — причем, как правило, в этом случае простые акционеры просто вынуждены будут отдать государству свои акции бесплатно. Но самое интересное, что предприятия фактически должны поменять долю в уставном фонде вовсе не на модернизацию, а на освобождение от уплаты налогов в бюджет, ведь так называемое “финансирование капвложений” осуществляется именно в размере этих платежей, а вовсе не в размере, необходимом для закупки оборудования. А для закупки этого оборудования придется еще и взять кредит. Но тут тоже можно воспользоваться поддержкой государства. Возможны варианты Другими формами господдержки с утверждением соответствующих положений в указе предлагаются, в частности: предоставление бюджетных займов и ссуд, государственных гарантий по кредитам, а также частичное возмещение процентов по банковским кредитам. Что касается бюджетных займов и ссуд, то они, согласно указу, могут предоставляться любым юрлицам и предпринимателям — резидентам РБ, но якобы только в пределах установленных законом о бюджете средств, предусмотренных на эти цели (впрочем, закон о бюджете у нас легко корректируется указами президента). Запрещается выдавать бюджетные ссуды и займы тем предприятиям, которые имеют задолженность по платежам в бюджет или по кредитам банков, в том числе выданных под гарантии правительства. Этим же категориям запрещается предоставлять также и новые государственные гарантии по кредитам. Весьма серьезное, казалось бы, ограничение. Однако у нас уже сформирована “указная” база для того, чтобы в обмен на акции погасить и некоторые долги, в том числе госбанкам и бюджету, так что этот вопрос тоже решается. Еще одним достаточно важным условием для получения бюджетного займа или ссуды, если они направляются на финансирование инвестпроектов (в этом случае срок займа или ссуды может составлять до 5 лет), является необходимость застраховать договор займа — конечно же, в государственной страховой компании. Стоит отметить, что решение о предоставлении бюджетной ссуды, займа принимает Совмин по согласованию с президентом; госгарантий по кредитам — в таком же порядке в суммах свыше 10 тыс. базовых величин, для меньших сумм — без согласования a президентом; о возмещении из бюджета процентов по кредитам банков решение принимает только Совмин. К компетенции Совмина также отнесены решения о предоставлении такого вида господдержки, как снижение цен (тарифов) на энергоносители или применение отсрочки в их погашении (весьма кстати в связи с заявлениями “Газпрома” о переходе на европейские цены для Беларуси). А вот налоговую отсрочку, налоговый кредит или нормативное распределение выручки в качестве мер господдержки можно получить только по решению президента. Среди претендентов на все перечисленные в данном абзаце виды поддержки в первую очередь называются предприятия, находящиеся на грани банкротства. Ответственность для всех Для получения господдержки в том или ином виде организациям необходимо будет выполнить также ряд общих условий. Нетрудно догадаться, что одними из главных, по уже сложившейся традиции в нашем государстве, стали перечень необходимых к выполнению показателей, а также список должностных лиц, которые несут ответственность за их выполнение. К основным показателям отнесены прежде всего объемы производства и работ (услуг) и рентабельность. Ответственность возлагается и на руководителей тех органов управления, в подчинении которых находятся организации, получившие господдержку. Эти руководители должны контролировать выполнение всех условий предоставления господдержки и вовремя составлять предложения об их отмене, если условия не выполняются. Если же они “прошляпят” какие-то нарушения и такие предложения вовремя не составят, то этим должностным лицам грозит штраф от 30 до 50 базовых величин. Причем этот штраф не освобождает их от обязанности все-таки внести предложение об отмене мер господдержки. Производство по делам о нарушениях всей этой стройной системы контроля и о штрафах будет осуществлять, конечно же, госконтроль. Вот такой всеобъемлющий документ о мерах господдержки был принят на прошлой неделе. Он вступит в силу с 15 апреля, практически замыкая четырехгодичный цикл попыток установления “равных условий в области ценовой политики” с РФ, и неожиданно совпал с очередным началом переговоров о цене на газ и “Белтрансгаз”. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Указом президента № 182 окончательно утверждается применяемый уже несколько лет на практике принцип: господдержка в обмен на акции. Отныне госфинанс
|
|