ХРОНИЧЕСКИЙ НЕДОСТРОЙ
Хронический недострой
Откуда взяться дешевому метру Ольга МИКША http://www.belgazeta.by/20060327.12/080301511 В который раз правительство внесло президенту предложения по снижению стоимости жилья в новом строительстве, а также отправило на доработку программу развития стройкомплекса до 2010г. Эксперты полагают, что сложившаяся к настоящему времени цена вряд ли упадет, а усилия властей надо направить на увеличение объемов ввода, производительности труда и реальных доходов населения. Малодоступностью жилья для большинства населения власти озаботились несколько лет назад, в результате чего было принято решение снизить стоимость проектных работ на 10-20%. В марте прошлого года новые расценки вступили в силу, что сразу сказалось на доходности проектных институтов. Однако этим дело не закончилось, и в течение года был принят ряд решений по дальнейшему снижению стоимости проектных работ по нескольким направлениям. После этого некоторые из них вышли на нулевую рентабельность, а часть, например проектирование инженерных сетей, парков и скверов, индивидуальных жилых домов каркасного типа и благоустройство, стала убыточной. Поскольку проектные институты в Беларуси - хоть и хозрасчетные, но госорганизации, они вряд ли станут отказываться от неприбыльных заказов. А вот кадры маленькой зарплатой не удержишь. И проектировщики, которые еще остались в профессии и в стране после спада середины 90-х, тоже отбудут в восточном направлении, где их труд оценивается в разы выше. И в этом случае для белорусского стройкомплекса утрата окажется намного болезненнее, чем отток строителей, который до сих пор имеет место: научить проектировать намного труднее, чем строить. БЕЗ КРАНОВ И КАДРОВ В целом строительная отрасль при очевидных успехах по наращиванию объемов жилищного строительства находится в отчаянном положении. Согласно оценкам экспертов, готовивших программу развития отрасли до 2010г., средняя зарплата белорусского строителя по итогам 10 месяцев 2005г. составила Br600 тыс. А средний заработок строителя в Москве составляет $500-700. Понятно, что у тех, кто уже устроился в РФ, никаких других резонов возвращаться, кроме тоски по родине, нет. Таким образом формируется первая проблема - недостаток кадров. Вторая проблема заключается в износе производственных фондов и нехватке средств для их обновления. К примеру, по оценке гендиректора концерна «Минск-строй» Виктора Сыса, в Минске износ башенных кранов составляет 90%, и городу необходимо 30-35 новых. В прошлом году был приобретен один башенный кран, в текущем году из средств города на закупку кранов выделено Br2,7 млрд. - с учетом его цены в $0,5 млн. этих средств хватит только на две-три штуки. Следующей проблемой крупных городов, и особенно Минска, является нехватка свободных земель под застройку. Очень скоро застроятся оставшиеся массивы в Лошице, Сухарево и Масюковщине, и в дальнейшем город станет прирастать за счет уплотнения имеющейся застройки и сноса частного сектора, который сейчас занимает около четверти площади столицы и в котором проживает не менее 5% городского населения. Это потребует значительных средств от застройщиков, что непременно будет отражено в цене жилья, построенного на месте снесенного. ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ Фатальная проблема для стройкомплекса - потеря времени. Начиная от процедуры отвода участка, проектирования, согласования в различных ведомствах, экспертизы до нехватки финансирования. Одним из рацпредложений по снижению стоимости жилья, которые недавно выработал Совмин, стало сокращение объема проектной документации. Очень своевременное предложение: местами проектирование объекта доведено до абсурда. Например, для обеспечения пожарной безопасности в проекте должны быть сделаны многие специфические расчеты, требующие специальной квалификации. В результате проектный институт заказывает их в НИИ МЧС, а выполненный заказ по объему не уступает кандидатской диссертации. Специалисты отмечают: в отрасли назрела необходимость реформ. Как сообщил Сыс, если реформирование в масштабе всего стройкомплекса затянется, «Минскстрой» проведет его первым, превратившись в холдинг. В Киеве аналогичный холдинг объединяет функции заказчика, ген- и субподрядчиков, проектных институтов. По мнению Сыса, результат строительства во многом зависит от умелой работы заказчика, его умения оперативно решать вопросы, связанные с финансированием и поставкой оборудования: «К сожалению, строительное законодательство не полностью определяет меру ответственности всех участников инвестиционного процесса за своевременный ввод объекта в эксплуатацию». По его словам, концерн вышел с инициативой разработать положение о том, как вести себя подрядчику при параллельном проектировании и строительстве объектов. Возможно, «Минскстрой» сможет попробовать себя в новой роли уже в этом году: Мингорисполком впервые предоставил концерну право выступить в роли застройщика и заказчика жилого комплекса в Масюковщине, где планируется ввести в эксплуатацию 600 тыс. кв. м жилья. ДАВНО ПОРА Ущерб от потерянного времени в строительной промышленности и нормотворчестве заметен не сразу, но последствия могут сковать всю отрасль. Согласно проекту программы развития отрасли, в 2006-10гг. больше всего предлагается строить крупнопанельных домов (рост удельного веса в общем объеме строительства за пятилетку с 24% до 34%). Несколько меньше - монолитных (рост с 15% до 27%). На нынешнем уровне останется количество блочных и кирпичных домов (22%). Между тем уровень обновления предприятий по производству стеновых и кровельных материалов, крупнопанельного домостроения не превышает 2-3% в год. На 70% и более (активная часть - на все 90%) изношены основные фонды предприятий сборного железобетона. Их продукция стала неконкурентоспособной по цене (высокие энергозатраты) и качеству и остается невостребованной. Производственные мощности этих предприятий используются лишь на 45%, полносборного домостроения - на 80%. Разработчики программы считают, что необходимо создавать небольшие, гибко реагирующие на конъюнктуру рынка предприятия по выпуску стройматериалов, но откуда возьмутся инвесторы, раз под лозунгом снижения цены квадратного метра приличного дохода придется ждать годы? Еще хуже дела с разработкой правового поля, позволяющего использовать в финансировании строительства жилья ипотеку и системы стройсбережений и привлечь в стройкомплекс средства той части населения, которая на льготный кредит стоит в конце очереди, а кредит на общих основаниях позволить себе не может. Соответствующие проекты законов уже несколько лет бродят в недрах парламентских комиссий и лишь в прошлом году к работе над ними подключились представители Минфина и «Беларусбанка». Это позволяет рассчитывать, что работа пойдет быстрее, и уже в этом году президенту будут поданы проекты указов. Как полагает председатель правления «Беларусбанка» Надежда Ермакова, система стройсбережений позволит уменьшить иждивенческие настроения в обществе. Вероятно, с этой же целью в текущем году запланированный к выдаче объем льготных кредитов на жилищное строительство останется на уровне прошлого года - Br1,5 трлн. СПРАВКА «БелГазеты». Стройкомплекс Беларуси включает в себя 4,5 тыс. промпредприятий, научных, проектно-изыскательных и обеспечивающих организаций всех форм собственности. В них работает более 330 тыс. человек - 28% от общего числа работников промышленности. В общем объеме ВВП продукция, работы и услуги строительного сектора составляют 14%. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В который раз правительство внесло президенту предложения по снижению стоимости жилья в новом строительстве, а также отправило на доработку программу |
|