Перманентные намерения
Перманентные намерения
В административной экономике бизнес может только выживать Программу правительства резко увеличить долю предприятий малого бизнеса в производстве ВВП лидеры предпринимательских объединений и представители бизнеса безоговорочно одобряют, но при этом отмечают, что ей не хватает амбициозности. К тому же в рамках белорусской экономической модели достижение даже продекларированных — весьма скромных — целей будет очень сложной задачей. Планы без нужных амбиций Увеличение доли малого бизнеса в структуре ВВП до 30% правительство считает прорывным достижением. Но, на мой взгляд, это совершенно не так. Планы роста предпринимательства должны быть гораздо более амбициозными, особенно с учетом нашего просто неприличного в этой части отставания. Посмотрите, как развивается сегодня мировая экономика. На лидирующие позиции и по объему, и по эффективности инвестиций везде выходят малые и средние предприятия. Именно они определяют уровень экономической успешности того или иного государства. Даже шведы в последнее время признают, что ставка на крупный бизнес и социально ориентированную экономику была ошибочной. Вслед за всеобщим благополучием выросло социальное иждивенчество; не только экономика, но и шведское общество начали утрачивать динамику развития. Возьмем более близкий нам пример — Россию. Там президент жестко критикует правительство в первую очередь именно за недостаток внимания к предпринимательству. Не знаю, как в других сферах, но мировой опыт опережающего развития предпринимательства Беларуси необходимо перенимать без всяких изъятий и оговорок. Не 25, не 30% экономики должно приходиться на малые и средние предприятия, а, как минимум, 50%. Кстати, такая цифра фигурирует в реализуемой сейчас МССПиР “Платформе национального бизнеса”, получившей одобрение уже более 5 тысяч предпринимательских структур. К тому же нет никакой уверенности, что и обещанные 30% не окажутся в очередной раз несбывшимся намерением. Ведь одновременно правительство готовит концепцию совершенствования налоговой системы, в которой наряду с вполне разумными предложениями по сокращению числа налогов, упрощению бухгалтерского учета ставится вопрос об увеличении налога на прибыль до 26%, а также налога с продаж до 10%. Видимо, по мнению властей, экономическая модель в Беларуси настолько оригинальна, что, вопреки всякой логике, активность предпринимателей от увеличения налогового бремени будет возрастать. Владимир КАРЯГИН, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. Ждем директивы N 2 В отношении планов развития малого бизнеса белорусскому правительству неплохо было бы поучиться у руководства братского государства. В России поставили совершенно четкую цель: увеличить в ближайшие три года число малых и средних предприятий втрое. Сегодня в РФ этот показатель составляет порядка 7 МСП на 1.000 человек населения. Значит, после выполнения путинского плана развития предпринимательства он поднимется до 21. Это уже полуевропейская цивилизованность: в странах Западной Европы приходится по 45-60 МСП на 1.000 человек населения. Правда, в США уже достигнут уровень в 80. Но в этом деле все дружно стараются Америку догнать, и от такого соревнования как мировая, так и конкретно российская экономики только выигрывают. Возвращаясь к примеру правительства РФ, можно заметить, что именно так — жестко и конкретно — надо ставить перед чиновниками задачу по росту МСП. У нас же действия властей пока больше напоминают лозунготворчество. Белорусская система такова, что для начала либерализации требуется мощный толчок, что-нибудь наподобие директивы президента № 2, с планом мероприятий (ввести для МСП заявительный принцип госрегистрации, сократить в 10 раз число проверок и т. д. и т. п.), с разбивкой буквально по месяцам и указанием персонально ответственных за выполнение каждого пункта членов правительства. Между тем чтобы только “доскакать” до нынешнего российского уровня, в Беларуси требуется к имеющимся 30.000 прибавить еще 40.000 малых и средних предприятий. Задача очень серьезная, но, в общем-то, как показывает опыт (пока, правда, не наш, а чужой), выполнимая. Надежды в этом плане мы связываем с появлением микропредприятий. В сущности, это была идея БСП — создать для индивидуальных предпринимателей нечто вроде моста, по которому они могли бы перейти к более цивилизованным формам корпоративного бизнеса. Разумеется, микропредприятия должны функционировать в режиме, предельно близком к тому, который имеют сегодня ИП, то есть платить единый налог и вести простую кассовую книгу. Сегодня правительство согласилось с таким подходом, что, конечно, очень неплохо. Если будут оперативно приняты соответствующие решения, то, по нашим представлениям, около 30 тыс. наиболее “накачанных” индивидуальных предпринимателей могут образовать микропредприятия. Александр ПОТУПА, председатель Белорусского союза предпринимателей. Местной власти тоже нужен стимул Акцент на развитие малого и среднего бизнеса в регионах, сделанный в выступлении С. Сидорского, весьма актуален и своевремен. Далеко не идеальная бизнес-среда в целом по стране зачастую оказывается подпорчена еще и местной спецификой. Можно, конечно, обвинять райисполкомы в том, что они мало способствуют развитию предпринимательства. Но какие у них есть для этого стимулы? Доля поступлений от малых и средних предприятий в местные бюджеты, как правило, невелика, на уровень безработицы они тоже не оказывают существенного влияния. Ситуация может кардинально измениться, если установить правило, согласно которому все налоги (или хотя бы их основная часть) с вновь созданного малого или среднего предприятия в течение трех, а лучше — пяти лет будут перечисляться в местный бюджет. Идеальный же вариант, на мой взгляд, может быть такой: на 2-3 года предприятие получает освобождение от уплаты налогов, а следующие 2-3 года платит их в местный бюджет. Помимо корректировок налоговой системы, очень важно создать в малых городах современную инфраструктуру развития предпринимательства. В этом плане нам мог бы быть полезен опыт Германии, где во многих городах для МСП имеются специальные площадки развития. На них можно быстро получить земельный участок с инфраструктурой для строительства, можно снять готовое офисное или производственное помещение. Нашим же предприятиям, решившим строиться, требуется вложить еще и крупные дополнительные средства в обустройство общегородских инженерных сетей. На старте бизнеса такие непроизводственные затраты крайне негативно сказываются на темпах развития. Третий блок проблем касается не только регионального среза, но и вообще малого бизнеса. Речь идет о широко распространенной во всех развитых странах системе субконтрактации — производственной кооперации малых и крупных предприятий. Заинтересованность малых предприятий в получении стабильных заказов очевидна. Столь же очевидена и заинтересованность промышленных гигантов снять с себя бремя забот о производстве большого числа комплектующих. Меньше говорят о том, что и малая промышленность у нас построена по модели крупной: предприятия с 50-100 занятыми имеют полный технологический цикл. Малому бизнесу крайне необходимо освободиться от такой универсальности. Для запуска механизма субконтрактных связей прежде всего требуется освободить их от “пошаговой” налоговой нагрузки. Один из вариантов — установление нулевой ставки НДС для перемещаемых между предприятиями незавершенных изделий и оплата НДС только при реализации. И последнее, что необходимо сделать в первую очередь, — это облегчить условия вхождения в бизнес. Речь идет о вопросах регистрации, лицензирования, налогообложения и ведения отчетности. Эти проблемы необходимо решить на республиканском уровне и в самое короткое время. Правительство не первый раз разрабатывает красивые планы развития бизнеса, но от прежних усилий часто оставались официальные бумаги да недобрые воспоминания предпринимателей, потому что так и не был создан механизм их реализации. Не хотелось бы, чтобы эта ошибка повторилась в очередной раз. Жанна ТАРАСЕВИЧ, исполнительный директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. Кунявского. Страховка для страны Увеличение удельного веса малого бизнеса в ВВП государства существенным образом снижает зависимость экономики от результатов работы крупных предприятий. Кроме того, темпы развития, а также рентабельность малых предприятий намного превышают средние показатели эффективности по стране. Мы поддерживаем планы правительства и, в свою очередь, готовы реально содействовать развитию экономики. При этом, на мой взгляд, немаловажным условием роста и развития малого бизнеса является постепенный переход от жесткого администрирования со стороны государства к более либеральному режиму. Как показывает практика, с помощью кредитной поддержки объем бизнеса предприятия, как минимум, удваивается. В рамках реализуемой банком программы в 2006 г. мы планируем предоставить около 20 млн. USD для финансирования малого и среднего бизнеса. Александр ТИТОВ, член правления ЗАО “Астанаэксимбанк”. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Программу правительства резко увеличить долю предприятий малого бизнеса в производстве ВВП лидеры предпринимательских объединений и представители бизн
|
|