История в фотографиях
История в фотографиях
Фотовыставку "Беларусь: храмы и люди" представила галерея визуальных искусств NOVA Центральной публичной библиотеки им. Я. Купалы. Первая в рамках выставочно-исследовательского проекта "Страницы истории белорусской фотографии" экспозиция подготовлена благодаря поддержке отдела информации, образования и культуры посольства США в РБ и белорусского общественного объединения "Фотоискусство". Лариса МИХАЛЬЧУК "Идея выставки проста: показать старую фотографию, которой у нас почти никто не знает, — говорит художественный руководитель галереи NOVA, известный белорусский фотохудожник Владимир Парфенок. — Архивы, в которых находятся старые снимки, в том числе и фонды крупнейших библиотек и музеев страны, малодоступны для обычного человека. Эти фотографии составляют очень важную часть белорусского культурного наследия, но, к сожалению, сегодня они мало знакомы профессиональному сообществу Беларуси и практически не введены в научно-художественный контекст. Не исследована пока и история фотографии в Беларуси. Соответственно, мы надеемся, что выставочный проект привлечет внимание к этим проблемам". По словам В. Парфенка, "экспозиция не столько делает акцент на памятниках Беларуси, их состоянии в далекое уже время (хотя фотографии дают много информации для анализа сложной поликонфессиональной жизни нашей страны в составе царской России), сколько пытается приблизить к современному зрителю фигуры и лица простых людей Беларуси, наших предков, живших здесь сотню лет назад". На выставке представлены копии фотоснимков христианских храмов Беларуси из фонда отдела редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси. Пять десятков работ, составивших экспозицию, являются лишь небольшой частью уникальной коллекции, насчитывающей несколько сотен снимков с изображением христианских храмов практически всех уездов северной и северо-западной частей Беларуси. В фонд отдела редких книг и рукописей библиотеки фотографии попали в середине 60-х гг. прошлого столетия. Их привезла из командировки в Вильнюс Нина Малаш, бывшая в то время заведующей отделом. А приобрела она их в одном из букинистических магазинов города. На квитанции из магазина была написана фамилия "Балзункевич", что дало повод предположить, что именно Балзункевич и был автором фотографий. Правда, с таким же успехом можно считать, что он был просто обладателем этой обширной коллекции. Во всяком случае, по мнению В. Парфенка, приписывать авторство именно этой персоне пока преждевременно. Обширность и полнота коллекции позволяют сделать вывод, что фотографии могли быть выполнены по заказу государственных или церковных учреждений, и, скорее всего, храмы фотографировали несколько человек, потому что снимки отличаются друг от друга по манере съемки. К тому же сложно представить, чтобы такую большую работу проделал один человек. В то же время авторского клейма или подписи фотографа, что было характерно для снимков начала ХХ в., на работах нет. Есть только надписи на польском или русском языке названий населенных пунктов, где сделаны фотографии. Несомненно, выставка представляет огромный интерес, что и подтверждается отзывами посетителей. Она дает яркое визуальное представление о нашей истории начала ХХ в., в том числе о том, как одевались люди разных слоев общества, как и при помощи каких орудий труда возводились храмы, в конце концов, какой была Беларусь около ста лет назад. Но в то же время выставка задает больше вопросов, чем дает ответов. Кто именно, с какой целью и в каком точно году делал снимки? В какой мастерской они были напечатаны? Соответствуют ли подписи под фотографиями изображениям? Очевидно, этих вопросов не было бы, будь написана история возникновения и развития белорусской фотографии. Но она не написана. Есть только отдельные "точечные" публикации по этой теме. Нет в Беларуси и музея фотографии, и вряд ли в ближайшее время он будет создан. В то же время, по словам В. Парфенка, "в любом цивилизованном государстве такой музей — один из главных в стране. И это вполне объяснимо: фотография фиксирует людей, а через них — эпоху, в которую они жили. И если другие виды искусства отражают лишь рефлексию художника, то фотография — реальную жизнь и является важным историческим документом". "Все цивилизованные страны строят политику определения идентичности проживающих в них народов, основываясь на той реальности, которая зафиксирована с помощью фотографии, — говорит В. Парфенок. — Фотография в определенной степени формирует национальное сознание народа. Обратите внимание, как относятся к ней наши ближайшие соседи. Московский Дом фотографии, которым руководит Ольга Свиблова, сегодня превратился в один из самых престижных в Европе выставочно-музейных проектов. Там понимают, что фотография служит делу возрождения новой России. Поэтому она и поддерживается государством и частными инвесторами. Очень бережное отношение к фотографии в Литве, Польше. Там сохраняют старые снимки и всячески поддерживают современное фотоискусство. Многие авторы, родившиеся на территории нынешней Беларуси, внесли огромный вклад в развитие литовской и польской фотографии. Вспомним хотя бы нашего земляка Яна Булгака, которого называют "пионером польской фотографии". У нас же совсем другая ситуация, несмотря на то, что мы имеем общую историю с этими странами, в том числе и фотографическую. По-прежнему фотография в Беларуси находится в тени. Иногда поневоле начинаешь думать, что это итог некоей планомерной политики разрушения белорусской идентичности. Невозможно, не зная истории белорусской фотографии и не ценя ее достижений, быть патриотом своей страны". Рано или поздно история белорусской фотографии все же будет написана. Но для начала нужно собрать максимальное количество информации о фотоснимках, хранящихся в музеях, библиотеках, архивах, в частных коллекциях страны, по возможности сделать копии этих фотографий хотя бы на электронных носителях, объединив их в единый банк визуальной информации. Параллельно с этой работой нужно постоянно показывать старую фотографию широкой публике, поскольку интерес к ней есть, и интерес огромный. Это подтверждают и соответствующие выставки, которые время от времени проходят в галерее NOVA, в Национальном музее истории и культуры Беларуси и некоторых литературных музеях. Возможно, когда-нибудь и в Беларуси осознают важность фотоискусства и будут всемерно его поддерживать. Не исключено, что и музей фотографии со временем будет открыт. А пока есть возможность посещать редкие выставки (в том числе и нынешнюю в галерее NOVA) и надеяться, что проект "Страницы истории белорусской фотографии" будет иметь продолжение. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Фотовыставку "Беларусь: храмы и люди" представила галерея визуальных искусств NOVA Центральной публичной библиотеки им. Я. Купалы. Первая в рамках вы
|
|