Тенденции и перспективы
Тенденции и перспективы
В последние пять лет макроэкономическая политика в республике подверглась достаточно серьезной корректировке. Прежде всего это связано с проведением умеренно жесткой денежно-кредитной политики, ликвидацией множественности валютного курса, укреплением белорусского рубля и другими мерами. Действие этих факторов положительно сказалось на уровне инфляции, являющимся одним из важнейших целевых макроэкономических показателей. В 2000 г., когда в республике был взят курс на макроэкономическую стабилизацию, в среднем потребительские цены росли на 6,2% в месяц. Уже в 2001г. среднемесячный темп их прироста снизился почти вдвое. В последующие годы происходило постепенное, но достаточно эффективное их дальнейшее снижение, что позволило в 2005г. достичь рекордно низкого показателя уровня инфляции - 8%, соответствующего его прогнозному значению. Политика ценового регулирования в эти годы носила противоречивый характер. С одной стороны, предпринимались попытки снизить роль административных методов регулирования цен наряду с адекватным применением экономических методов. Например, была проведена поэтапная отмена предельных индексов повышения цен на промышленную продукцию, сокращены перечни предприятий-монополистов и потребительских товаров, цены на которые регулируются в централизованном порядке. С другой стороны, сохранялись такие мощные регуляторы ценообразования, как предельные уровни рентабельности, регламентирование цен на товары и услуги потребительского рынка, наконец, возвращение в 2005г. к практике установления предельных индексов отпускных цен на товары и услуги. Несмотря на преимущественное применение административных методов использование других инструментов макроэкономической политики позволило изменить ценовую ситуацию и перейти в режим низкоинфляционного функционирования экономики. В перспективе важно не потерять эту положительную динамику и выйти в 2010г. на уровень инфляции, близкий к ее уровню в европейских странах. Выполнение этой задачи должно обеспечиваться проведением скоординированной политики в денежно-кредитной, налоговой и ценовой сферах. Способствовать этому призвана и новая, утв. постановлением Совета Министров от 20.07.2005 №799 Концепция ценообразования в Республике Беларусь. Необходимость обновления этого документа обусловлена изменившимися институциональными, макроэкономическими и внешними условиями и исходит из ориентации на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании с его гибким государственным регулированием. Реализация предлагаемых Концепцией подходов и направлений должна содействовать достижению важнейших приоритетов социально-экономического развития страны - дальнейшему повышению уровня и качества жизни населения, эффективности функционирования отраслей экономики, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. Концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования в стране. Вместе с тем она предполагает совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики, дальнейшего снижения уровня инфляции, для чего в республике существуют определенные предпосылки. Во-первых, наблюдается достаточно устойчивая положительная динамика снижения в последние годы темпов роста цен потребительского рынка. Во-вторых, в предшествующие пять лет интенсивной балансировке подверглись ценовые пропорции потребительского рынка. Темпы роста тарифов в сфере услуг и особенно в ЖКХ значительно опережали рост цен по другим компонентам конечного потребления населения. Это позволило практически ликвидировать перекрестное субсидирование населения промышленностью по энергоносителям, сократить долю бюджетного дотирования таких отраслей-монополистов, как то же ЖКХ и пассажирский транспорт. В предстоящие годы необходимо повышать уровень возмещения тарифами затрат на предоставляемые жилищно-коммунальные и транспортные услуги. Этот процесс должен носить постепенный характер и учитывать уровень инфляции, доходы населения, подвижки в ценах на импортируемые энергоносители. Динамика повышения уровня возмещения затрат тарифами должна, с одной стороны, обеспечить безубыточность, а в конечно итоге прибыльность организаций упомянутых отраслей, с другой - соблюдение принципа доступности (по цене) жилищно-коммунальных услуг для всех категорий населения. В-третьих, сдерживающее влияние на динамику цен продовольственной и непродовольственной составляющих потребительской корзинки будут оказывать рыночные факторы. Цены на них будут формироваться под воздействием спроса и предложения. В-четвертых, существенный резерв снижения уровня инфляции состоит в совершенствовании механизмов регулирования цен, ориентированных на создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен производителями товаров и услуг. Кроме этого мерами, направленными на сдерживание роста цен и стимулирование движения по заданной ценовой траектории, должны стать: проведение предсказуемой экономической политики; эффективное применение инструментов денежно-кредитной и валютной политики; снижение налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения; снижение уровня издержек на основе модернизации отечественных предприятий; осуществление государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов и постоянный контроль за состоянием конкурентной среды. Вместе с тем нельзя не учитывать действие факторов, создающих угрозу повышения уровня инфляции. Прежде всего это касается импортируемых из РФ природного газа и нефти. Для Беларуси российский газ поставляется по наиболее низкой цене. Россия намерена решать проблему ценовых соотношений на отдельные виды топлива, ориентируясь на мировые цены, в связи с чем предполагаются существенные подвижки внутренних цен на энергоносители. И Беларусь должна готовиться к тому, что цены на природный газ будут расти и что сохранить их на нынешнем уровне не удастся. Траектории их движения могут быть различными, предсказать или спрогнозировать конкретные цифры сейчас вряд ли возможно. Наиболее отрицательные эффекты возможны при резком одномоментном росте цен на энергоносители, поскольку трудно будет найти адекватные компенсаторы для нивелирования роста себестоимости продукции по таким статьям, как топливо, электрическая и тепловая энергия. Если будет предусмотрен сценарий ступенчатого (плавного) повышения цен, то в качестве компенсационных мер необходимо предусмотреть сокращение налоговой нагрузки, в первую очередь за счет снижения ставок или отмены оборотных налогов, снижение энергоемкости производимой продукции. Не исключено, что в структурообразующих отраслях промышленности произойдет падение рентабельности. При таком сценарии развития ситуации можно минимизировать негативные последствия влияния роста цен импортируемых энергоресурсов на уровень инфляции. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последние пять лет макроэкономическая политика в республике подверглась достаточно серьезной корректировке. Прежде всего это связано с проведением у |
|